РЕШЕНИЕ....................
Проект
Рекомендации
Всероссийской научно-практической конференции
«Активизация управления развитием воспитательных систем
учебных заведений среднего профессионального
образования».
8-10 декабря 2005
года
г. Смоленск
8-10 декабря 2005 года в г.Смоленске проходила
Всероссийская научно-практическая конференция
«Активизация управления развитием воспитательных систем
учебных заведений среднего профессионального
образования».
В
работе конференции приняли участие представители
федеральных, региональных, муниципальных органов
управления образованием, российские ученые, работники
учреждений повышения квалификации и переподготовки
кадров образования, руководители воспитательных служб
средних профессиональных учебных заведений, руководители
образовательных учреждений, всего более 112 человек из
59 субъектов Российской Федерации.
В центре внимания участников конференции были
следующие проблемы:
- стратегическое и оперативное управление
воспитательным процессом образовательного заведения;
- теоретико-методологические основы построения
воспитательных систем в учебном заведении;
- научные подходы и требования
к проектированию системы студенческого самоуправления
образовательного учреждения;
- мониторинг воспитательной
деятельности.
В ходе научно-практической конференции проходила
работа следующих проблемных семинаров:
- «Проектирование воспитательной системы учебного
заведения на основе компетентностного подхода подготовки
будущего специалиста».
- «Развитие вариативных систем
студенческого самоуправления на основе активизации
управления развитием личностных качеств».
- «Мониторинг воспитательной
системы как условие обеспечения качества образования».
- «Психолого-педагогическое
сопровождение процесса становления личности
специалиста».
Заслушав и обсудив доклады и сообщения на
пленарном заседании и проблемных семинарах,
познакомившись с опытом работы по активизации управления
развитием воспитательных систем учебных заведений,
участники конференции подчеркивают важность,
актуальность и своевременность проблем, вынесенных на
обсуждение.
Конференция отмечает, что коренные изменения
политической и социальной ситуации в стране,
произошедшие за последние десятилетие, повлекли за собой
изменения в сознании и поведении людей, в требованиях,
которые предъявляет общество к современному человеку.
Сегодня резко возрос спрос на самостоятельную,
компетентную, творческую личность, готовую к
генерированию новых идей, принятию нетрадиционных
решений, способную управлять своим развитием.
Участники конференции считают, что общество XXI
века порождает новую антропологическую реальность:
человек все больше будет выступать субъектом собственной
жизнедеятельности и общественных отношений, нести
ответственность за принимаемые решения. Это означает,
что современным молодым людям придется жить в мире,
существенно отличающемся от мира взрослых, что потребует
от них соответствующих умений - самостоятельно
анализировать ситуации и свои возможности, ставить цели,
организовывать свою деятельность, рефлексировать и
корректировать ее результат.
В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих
перед учебными заведениями, которые уже сегодня
ориентированы на модернизацию образования, является
создание благоприятных условий для развития
самодеятельности личности будущего специалиста,
формированию у него профессиональной компетентности и
специальных управленческих компетенций. Однако для
эффективной деятельности учебного заведения важны не
только ресурсная база и новое содержание образования и
воспитания, но и применение прогрессивных управленческих
технологий, как в образовательной, так и в
воспитательной деятельности.
Новый подход к воспитанию как целенаправленному и
активному управлению процессом личностного становления
будущих специалистов в системе общественных отношений
влечет за собой необходимость уяснить вопросы о том, что
должна представлять собой личность нового общества с
точки зрения её системной организации (её важных качеств
и свойств); каково должно быть содержание деятельности
личности, а также сущность и содержание воздействий,
направляемых на личность со стороны педагогов.
В этом аспекте необходимо целенаправленное,
опережающее и профессиональное управление развитием
воспитательными системами, как основного условия
успешного протекания образовательного процесса и
повышения его качества.
Вышесказанное говорит о необходимости дальнейшей
разработки методологии управления развитием
воспитательных систем и всего комплекса сопутствующих
нормативно-методических документов как важнейшего
условия обеспечения качества профессионального
образования.
Исходя из
изложенного, Всероссийская научно-практическая
конференция рекомендует:
Образовательным
учреждениям среднего профессионального образования:
Рассматривать процесс активизации управления
воспитательными системами как планомерное и
последовательное воплощение на практике заранее
спроектированного процесса через обновление целей,
задач, содержания и форм воспитательной деятельности.
Всем
участникам образовательного процесса вести
целенаправленную работу по освоению технологии
активизации управления развитием образовательных систем,
способствовать переводу воспитательной системы в режим
развития посредством объединения всех участников в
подсистемы для реализации конкретных проектов и программ
в системе самоуправления.
Развивать систему студенческого самоуправления на основе
программы подготовки организаторов студенческого
коллектива через управление развитием личностных
качеств.
Разработать комплексно-целевую программу формирования
ключевых управленческих компетенций у участников
воспитательной деятельности. В процессе управления
развитием воспитательных систем учебных заведений и
формирования управленческих компетенций участников этого
процесса стремиться к единству целей, содержания, форм
организации и методов диагностики.
Активизировать (мобилизовать) усилия
педагогов-психологов, преподавателей образовательных
учреждений по разработке методических материалов,
сопровождающих образовательно-воспитательный процесс.
Учреждениям
повышения квалификации и переподготовки кадров
образования, методическим службам:
Обеспечить научно-методическую поддержку
образовательным учреждениям среднего профессионального
образования в процессе стратегического и тактического
планирования деятельности по управлению развитием
воспитательными системами.
Обеспечить научно-методическую поддержку в реализации
целевых программ образовательным учреждениям по развитию
управленческих компетенций участников образовательного
процесса.
Организовать презентацию опыта технологической
реализации программ управления развитием воспитательных
систем и управленческих компетенций у участников
образовательного процесса.
Федеральным,
региональным и муниципальным органам управления
образованием:
Разработать федеральную (региональную,
муниципальную) программу управления развитием
воспитательных систем.
Обеспечить условия для своевременного прохождения
педагогическими работниками курсов повышения
квалификации и профессиональной переподготовки по
актуальным проблемам управления развитием образования в
условиях модернизации.
Создавать условия для овладения каждым участником
образовательного процесса технологиями управления
развитием образовательных систем и ключевых
управленческих компетенций организаторов.
Разработать систему мер по координации и коррекции
деятельности образовательных учреждений в процессе
реализации ими комплексно-целевых программ по управлению
развитием воспитательных систем.
Повышать эффективность управленческой деятельности на
основе мониторинга развития управленческих компетенций
участников образовательного процесса.
Регулярно проводить повышение квалификации
педагогов-психологов ССУЗов.
Обеспечить профессиональным инструментарием
педагогов-психологов образовательных учреждений СПО.
Проводить ежегодные Всероссийские конференции по
вопросам интеграции профессиональной деятельности
психологов, педагогов-организаторов, кураторов и
социальных педагогов.
Создать информационный ресурс в сети Интернет,
объединяющий информацию обо всех научных мероприятиях и
конкурсах, в которых могут принять участие преподаватели
и студенты образовательных учреждений СПО.
Способствовать созданию федерального молодёжного
телеканала и радиостанции, освещающих вопросы молодёжной
политики.
Участники
конференции отмечают высокий уровень организации и
проведения Всероссийской научно-практической конференции
в г.Смоленске и выражают благодарность ее организаторам
за создание условий для плодотворного обмена мнениями,
считают итоги работы важными для проведения в жизнь
идей управления воспитательными системами. |