Консорциум
"Открытый колледж"
Региональный центр открытого и
дистанционного образования
Программа
презентации
9 апреля 2002 года в Смоленском
промышленно-экономическом колледже проходила
презентация нового образовательного
объединения – “Консорциум “Открытый колледж”.
Основная задача созданного
консорциума объединить усилия наиболее
“продвинутых” учебных заведений среднего
профессионального образования для
осуществления программы развития
профессионального образования “нового
поколения”, базирующегося на современных
педагогических и информационных технологиях,
активно использующих компьютерную технику и
средства телекоммуникаций. Одним из 7-и учебных
заведений Российской Федерации стал Смоленский
промышленно-экономический колледж.
В презентации приняли
участие зам.главы Администрации Смоленской
области Р.И. Захаренкова
председатель комитета по образованию
Администрации Смоленской области Ю.Г. Елисеев,
председатель комитета по начальному
профессиональному образованию Администрации
Смоленской области А.В. Воронков. начальник
управления образования г.Смоленска И.В.
Хриптулов, руководители средних и высших
профессиональных заведений Смоленской области,
Калиниграда, Твери.
Перед участниками
презентации выступили – А.М. Долгоруков,
кандидат философских наук, научный руководитель
проекта “Консорциум “Открытый колледж”,
Коломенская А.Л.– главный специалист Управления
средними профессиональными учебными
заведениями Минобразования России, Зубарев
Геннадий Гаврилович – директор Калиниградского
технологического колледжа, Мнев В.И. – кандидат
технических наук, председатель комитета по
информационным ресурсам и телекоммуникациям
Администрации Смоленской области.
Презентация показала
высокую заинтересованность учебных заведений во
внедрении данной технологии на территории
Смоленской области и прилегающих регионов.
СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
(Открытие Регионального центра
открытого и дистанционного образования
Консорциума “Открытый колледж”)
Нет нужды доказывать, что
из-за целого ряда известных технологических,
демографических и других
социально-экономических факторов, определяющих
современную социальную динамику, во всех
желающих нормально развиваться странах
существует жизненно важная потребность в
реформе системы образования, прежде всего,
профессионального, — переходе от образования
"на всю жизнь" к образованию "на
протяжении всей жизни", или непрерывному
образованию.
Открытое образование как
необходимое условие возможности непрерывного
образования, "встроенного" в человеческую
жизнедеятельность на всем её протяжении, — это
образование:
гибкое — позволяющее менять форму и
содержание учебных программ и планов в
зависимости от индивидуальных образовательных
потребностей, обеспечивающее тем самым высокую
степень свободы в выборе места, сроков, темпа
обучения, набора изучаемых дисциплин, способа
аттестации, образовательного учреждения;
интегрированное — позволяющее
сочетать обучение по образовательным программам
разного вида и уровня, переходить на более
высокий уровень образования или добавлять к
имеющемуся основному то или другое
дополнительное более простым и рациональным
путем, чем при традиционной организации
"лестницы знаний";
"распахнутое" — представленное в
доступной информационно-образовательной среде,
дающей возможность выбирать из всего имеющегося
ассортимента образовательных услуг,
предлагаемых всеми имеющимися в наличии
образовательными учреждениями, и возможность
пользоваться удаленными и распределенными
образовательными ресурсами — от электронной
библиотеки до индивидуальной консультации
тьютора.
... Как из разрозненных техникумов и
колледжей, имеющих легальную возможность в
лучшем случае обучать заочно или в форме
экстерната — а значит, или по традиционной
курсовой системе с двумя полуторамесячными
очными сессиями ежегодно, минимум ста
шестьюдесятью часами обязательных аудиторных
занятий и дополнительным годом обучения, или
предоставляя студенту учиться совершенно
самостоятельно, без мало-мальски достаточного
учебного и учебно-методического обеспечения и
общения с преподавателем — создать систему
открытого дистанционного образования, органично
встроенную в создаваемую на всех уровнях систему
открытого образования России?
Эта задача — основная задача принятой
Министерством образования полтора года назад
(15.06.2000) пятилетней Программы развития
дистанционного образования в системе среднего
профессионального образования, решается
совместными усилиями Управления среднего
профессионального образования, Института
проблем развития СПО, Центра интенсивных
технологий образования, примерно пятидесяти
техникумов и колледжей, участвующих в начатом
согласно Программе эксперименте.
Смоленский промышленно- экономический колледж
с 2000г. активно участвует в эксперименте,
проводимом Министерством Образования:
“Дистанционные технологии в обучении”. В рамках
данного эксперимента были подготовлены тьюторы
базового и специального МДК. Набраны четыре
группы студентов по специальностям:
“менеджмент”, “экономика, бухгалтерский учет”.
С 2002 г. СПЭК получил статус
Регионального центра Дистанционного
образования (РЦДО) Консорциума “Открытый
колледж”.
В настоящее время на территории РФ
организовано всего семь Региональных центров:
- Московский региональный центр
- Барнаульский региональный центр
- Екатеринбургский региональный центр
- Пермский региональный центр
- Иркутский региональный центр
- Смоленский региональный центр
- Волгоградский региональный центр
Что было сделано за два года?
1. Разработана и выполнена "под
ключ" базовая (так называемая, инвариантная)
модель организации учебного процесса с
применением технологий дистанционного
образования в отдельном учреждении, позволяющая
максимально сократить число очных занятий,
упростить аттестацию, перейти к гибкому учебному
планированию, эффективно использовать доступные
образовательным учреждениям и студентам
информационные и коммуникационные технологии:
— на основе современных
образовательных принципов андрагогики и
различных направлений деятельностной
педагогики разработана оригинальная концепция
мультидисциплинарного комплекса (МДК),
позволяющая интегрировать содержание дисциплин
принципиально любой специальности СПО в три
крупных модуля: общепрофессиональный,
специальный МДК и МДК ОГСЭД, рационально
использовать различные, в том числе,
мультимедийные средства презентации, перейти к
обучению, основанному на моделировании
профессиональной деятельности в рамках активных
индивидуальных и групповых занятий;
— изданы, успешно прошли апробацию и
сертифицированы Минобра-зованием России
общепрофессиональный, специальные МДК и МДК
ОГСЭД для специальностей "Экономика и
бухгалтерский учет"; "Менеджмент";
"Государственное и муниципальное
управление";
— разработан основанный на
действующем законодательстве и использующий
возможности существующей нормативной базы СПО
полный пакет нормативно-методического
обеспечения инвариантной модели, включая
рекомендации по организации всех видов занятий,
практики и аттестации, примерные учебные планы,
расчет педагогической нагрузки тьюторов.
2. Разработана модульная
образовательная программа подготовки тьюторов,
учебно-методические пособия под эту программу,
прошли курс обучения и получили документы о
повышении квалификации первые группы
преподавателей техникумов и колледжей,
участвующих в эксперименте. Неформальным
признанием качества подготовки тьюторов на
основе разработанной Центром интенсивных
технологий образования программы стало
повышение спроса на них со стороны реализующих
программы открытого и дистанционного
образования вузов — например, МЭСИ, Иркутской
государственной экономической академии.
3. Открыт общий Виртуальный портал для
системы среднего профессионального образования
— "Виртуальный колледж", где будут
открываться виртуальные представительства
техникумов и колледжей, участвующих в реализации
Программы развития ДО в системе СПО, и других
образовательных учреждений СПО,
заинтересованных в продвижении своих
образовательных услуг через
информационно-образовательную среду России;
4. Учреждениями - участниками
эксперимента создан консорциум Открытый
колледж, позволяющий студентам, "не выходя из
дома", обучаться одновременно по программам
нескольких учебных заведений разного уровня,
включая престижные московские вузы..
Таким образом, несколько важных камней
в основание новой, более открытой системы
среднего профессионального образования с
применением дистанционных технологий уже
заложено, хотя, безусловно, это только начало, и
многое еще предстоит сделать.
Участие в реализации Программы дает учебному
заведению возможность:
- Перейти на дистанционные технологии - как в
заочном обучении и экстернате, так и в очном
обучении.
- Сделать организацию учебного процесса более
рациональной, удобной и эффективной,
- Занять в итоге более прочное и значительное (в
перспективе - доминирующее) место на рынке
образовательных услуг, увеличить наборы
студентов, выйти на новые категории студентов.
- Укрепить преподавательский и административный
состав своего учреждения, подготовить кадры,
способные обучать по-новому.
- Принять участие в российских и международных
проектах в области дистанционного и открытого
образования (ОДО) - наиболее динамично
развивающегося сектора сотрудничества в сфере
образования.
- Стать членом ассоциаций и консорциумов
учреждений ОДО, вступить в складывающиеся на
этом направлении разделение труда и кооперацию в
качестве полноправного участника.
- Войти в российское и международное
информационно-образовательное пространство.
|