Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

Официальная символика Смоленской области

Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

Смоленская область - Электронная Смоленщина
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

Муниципальная геоинформационная система города Смоленска.
Виртуальная приемная

Ялов Владимир Павлович , председатель комитета по информационным ресурсам и телекоммуникациям
администрации города Смоленска, к.т.н. тел. 38-62-13, 38-63-90, 38-68-29

Смоленск - один из древнейших городов России, в этом году исполняется 1141 год со дня первого упоминания о нем в русских летописях. Своим появлением город обязан великому торговому пути “из варяг в греки”, проходившему, в том числе, и по Днепру, на котором возник Смоленск. В конце XVI начале XVII веков город был обнесен крепостной стеной, являющейся одной из самой значительной в мире. 400 лет со дня ее создания будет отмечаться в следующем году.

Смоленску было суждено вписать в отечественную историю немало героических страниц. Двадцатимесячная оборона Смоленска от войск польского короля Сигизмунда III, августовское сражение с армией Наполеона, Смоленское сражение 1941 года – эти и другие события дали основание называть наш город героем, щитом государства Московского.

В настоящее время в областном центре проживает 346 тысяч человек. Площадь – 166 квадратных километров.

В Смоленске сконцентрировано около 55 процентов промышленно-производственного потенциала области.

Город по праву можно назвать студенческим центром. 36 высших и 18 средних специальных учебных заведений обеспечивают потребности города и области в специалистах. Функционируют 43 общеобразовательные муниципальные школы.

Система муниципального здравоохранения представлена 6 стационарами и 15 амбулаторно-клиническими учреждениями.

Смоленск имеет большой потенциал для развития туризма. Город славится своими уникальными памятниками, архитектурными ансамблями. Церкви XII века, мемориальные комплексы, посвященные событиями Великой Отечественной войны, скульптурные композиции в честь выдающихся людей и знаменательных событий – вот неполный перечень того, что делает Смоленск привлекательным для туристов.

Органом представительной власти является городской Совет из числа 25 депутатов. Председатель горсовета – Виталий Владимирович Вовченко. Орган исполнительной власти – городскую администрацию возглавляет глава города Владислав Николаевич Халецкий.

Началом внедрения информационных технологий в городе Смоленске считается 25 февраля 1998 года, когда был образован комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям (Комитет). За это время разработан и внедрен проект локальной сети администрации, проект I очереди муниципальной геоинформационной системы (МГИС). В интранет сети городской администрации работает более 200 компьютеров, локальные сети трех районных администраций, пяти удаленных подразделений, интранет сеть Смоленской области, АРМ в УФСБ подключены к локальной сети администрации города по выделенным линиям с использованием модемов xDSL с пропускной способностью до 2,3Мбит/сек. Информационные ресурсы расположены на трех серверах (SQL, ГИС, WWW, mail), управление сетью - на двух контроллерах домена Windows 2000AS, защита - на сервере FreeBSD.

На базе этих серверов работают все задачи, разработанные и внедренные Комитетом в администрации города, а также обеспечивается информационная безопасность системы. Это такие программы, как:

 

  • Регистрация предприятий
  • БД торговых точек
  • Регистрация лицензий на ликеро-водочную продукцию
  • БД жилых помещений
  • БД жителей г.Смоленска
  • БД учреждений здравоохранения
  • БД учреждений образования
  • Учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам
  • Поисковая система на карте г.Смоленска
  • БД рекламных мест
  • База застройки
  • БД памятников культуры и архитектуры
  • Поднаем жилых помещений военнослужащими
  • АРМ “Бюджет”
  • Исполнение бюджета
  • Расчеты за топливно-энергетические ресурсы
  • Intranet – сервер администрации г.Смоленска
  • Основные показатели социально- экономического развития г.Смоленска
  • “Кадры”
  • Штатное расписание и расчет денежного содержания
  • Контроль за исполнением постановлений и распоряжений
  • Учет льгот по налогообложению и арендной плате
  • Регистрация предприятий
  • Реестр объектов муниципальной собственности
  • Реестр муниципальных предприятий и учреждений
  • Аренда нежилых помещений
  • Субаренда нежилых помещений
  • Аренда земельных участков
  • Учет входящих документов и контроль за исполнением
  • Учет поступлений коммунальных платежей
  • Учет обращений граждан и контроль за их исполнением
  • Поиск и формирование цепочек взаимозачетов
  • Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • БД судебных дел юридического управления
  • БД строящихся жилых объектов
  • МГИС "Смоленск-Благоустройство" (раскопки)
  • Учет муниципального жилого фонда города
  • Учет закупок, производимых для муниципальных нужд
  • Паспорт размещения наружной рекламы, создание новых слоев рекламных зон в с соответствии с принятыми решениями горсовета
  • Расчет пени по договорам за распространение наружной рекламы
  • МГИС "Смоленск-Архитектура"
  • Программа подготовки и экспорта актуальной картографической информации для обновления открытой Интернет (интранет) МГИС города
  • Программа “Служба Заказчика”
  • Программа конвертации и дальнейшей обработки данных, получаемых из отделов ЗАГСа, по умершим
  • "Учет договоров, заключенных администрацией города"
  • Модуль “Уборка города” МГИС “Смоленск-Благоустройство”
  • “Открытая муниципальная геоинформационная система г.Смоленска”
  • Программное обеспечение для работы административных комиссий администрации г.Смоленска

 

Кроме того, разработаны программы и созданы базы данных историко-архитектурных памятников, учета льготного налогообложения, учреждений образования и здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, судебных дел юридического управления, строящихся жилых объектов, жилищного фонда города (муниципального и ведомственного). К этой базе в качестве пользователей подключены администрации районов города, МУП “Смоленсктеплосеть”, МП “Жилищник”, Главное управление ГО и ЧС. Все это позволило службам администрации иметь “под рукой” необходимые данные для принятия более быстрого и обоснованного решения. Внедрена программа оперативной трансляции хода выборов и подведения итогов в Интранет сети области.

В апреле 1999 г. создан и установлен официальный Интранет-сервер, а в сентябре 2003 г. при поддержке Фонда Евразия зарегистрирован официальный интернет-сервер администрации города Смоленска по адресу www.admcity.smolensk.ru., общая информация сайта переведена на английский язык.

1 августа 1998 года администрация Смоленска совместно с Управлением федеральной почтовой связи по Смоленской области внедрила новую технологию приема коммунальных платежей от населения. Она позволила плательщикам оплачивать коммунальные услуги разным организациям по единому счету-квитанции без необходимости заполнять множество книжек. Представленная в мае 1999 г. на международном симпозиуме “Почтовая тройка ’99” новая система удостоилась многих похвальных отзывов специалистов со всей России. После внедрения новой технологии сократились очереди в отделениях связи. У квартиросъемщиков отпала необходимость заводить новые абонентские книжки, а у организаций - их печатать. Горожане отметили удобство новой системы оплаты. По желанию организации-получателя платежа в счет-квитанцию вносится информация о долге и начислениях плательщика, указываются номера телефонов абонентских отделов.

Рост автоматизации при обработке платежей позволил уменьшить стоимость услуг почты по приему платежей на 20%, что экономит средства жилищно-коммунальных организаций. До 3-х дней снижены сроки перечисления принятых коммунальных платежей организациям. Передача информации в электронном виде сократила время ее обработки в абонентских отделах, что позволило более оперативно получать информацию о должниках.

На сегодняшний день по новой технологии работают 42 организации города. Это муниципальные жилищно-эксплуатационные организации, предприятия, обеспечивающие граждан газом, водой и теплом, кооперативы и коммерческие организации, предоставляющие в пользование антенны, услуги кабельного телевидения.

Внедрение данной системы позволило муниципальным предприятиям “Жилищник” (все МПЖРЭП), “Горводоканал”, “Теплосеть” сэкономить за счет снижения платы за услуги Смоленского почтамта более 120 тысяч руб. (за первый год работы), не считая экономии на абонентских книжках (100 тысяч в год каждое предприятие). Ровно через год к данной технологии подключился и Сбербанк.

Активно идет работа по созданию МГИС. Целью создания является повышение эффективности деятельности всей системы управления муниципальным хозяйством города для наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей жителей, реализации их прав и свобод. Работы по созданию цифровой картоосновы выполняет Новгородское государственное аэро-геодезическое предприятие.

В основе создаваемой в г.Смоленске МГИС лежит электронная цифровая карта М 1:500, даже не сама карта, а электронные планшеты 250х250 м, т.е. 6,25 га, которые уже мы сшиваем в один массив.

Работы начались весной 1998 г. Был заключен договор со Смоленской топографо-геодезической экспедицией Новгородского государственного аэро-геодезического предприятия на создание электронной карты г. Смоленска.

28, 29 апреля и 1 мая 1998 года производилась аэрофотосъемка города. Впервые в мире картографические планы 500-го масштаба были выполнены на основе аэрофотосъемки.

Создание карт, даже с учетом новых современных технологий, когда экономия доходит до порядка, дело весьма дорогостоящее, а т.к. это дело государственное, то финансирование идет на паритетных основах, госбюджет и городской бюджет.

Нынешняя карта содержит более 40 слоев: геодезические пункты, сооружения, промышленные объекты, железные дороги, автодороги, гидрография, рельеф, растительность, грунты, ограждения, сельхоз угодья, трубопроводы, электросети, здания, подземные коммуникации, раскопки, уборка города, экология, геомониторинг, реклама и другие. Практически все слои площадные и линейные.

Созданные в администрации электронные базы данных жилищного фонда, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, торговых точек и др. “привязываются” к электронной карте. Для практической работы и удобства разработана и развивается информационно-поисковая система города Смоленска, которая предоставляет возможность пользователям производить быстрый поиск жителей города, зданий и других объектов по адресу, материалу фундамента, стен, кровли, наличию лифта и другим характеристикам. Поиск объектов ведётся на цифровой карте масштаба М1:500 и М1:10000. Система позволяет получать характеристики отдельных строений, общую и жилую площадь, количество этажей и квартир здания, количество жильцов и др. характеристики.

Поисковая система позволяет производить алфавитный поиск объектов различного назначения: образовательных учреждений, больниц и поликлиник, аптек, магазинов и торговых точек и получать развёрнутую информацию по каждой выборке. В ВУЗах представлен перечень факультетов и специальностей, вступительные экзамены и сроки их проведения, в лечебных учреждениях показаны дома, относящиеся к району обслуживания данного лечебного учреждения, и его характеристика

В системе производятся измерения на карте с высокой точностью. Предусмотрена возможность вывода карты на печать в любом заданном масштабе с разбивкой на страницы.

В таком же ключе предполагается проводить работы с подземными коммуникациями, хотя ведение соответствующих слоев предполагается отдать владельцам, с тем, чтобы на общем плане города были бы в конце концов нанесены и уточнены все коммуникации.

Районные администрации также работают с электронной картой. Их интересуют расположение объектов мелкорозничной торговли, зоны уборки территорий и, естественно, прохождение подземных коммуникаций. Это только начало. Каждая администрация получила уже разрезанную электронную карту – свой район.

Возникают и уже возникли многие вопросы, связанные с конфиденциальностью информации. Стараемся их решать и организационно, и технически. Необходимо реально поработать в этом направлении технически и нормативно, чтобы можно было работать со всем массивом картографической информации (убрать какие-то объекты, слои, сделать ее открытой для работы). Отчасти в связи с этим в комитете ведутся работы с открытой офисной цифровой картой г. Смоленска М1:10000.

Это карта на всю территорию г. Смоленска более 166 кв. км, которая, в настоящее время, и является основой МГИС.

Данная карта будет также содержать правовое зонирование города и имеет слой ценовой характеристики земель города.

При поддержке Фонда Евразия офисная карту размещена на WWW-сервере, там же можно будет ознакомиться с документами по приобретению и обмену жилья с учетом средних ценовых показателей и экологической обстановки, выбору земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, размещения промышленных объектов с учетом единого генерального плана застройки, плана развития транспортной сети и сетей инженерных коммуникаций, размещению торговых точек и т.п.

Мировой опыт показывает, что в рыночных условиях стоимость участка земли со строениями, зарегистрированными и описанными должным образом в информационной системе, с юридическим подкреплением прав владельца возрастает на 70% по сравнению с таким же участком, не имеющим соответствующего описания в системе, а налогооблагаемая база возрастает при полномасштабном использовании создаваемой муниципальной географической информационной системы до 30-40%.

Мы считаем, что данные меры позволят привлечь инвестиции в город из разных источников, оживить первичный и вторичный рынки жилья и развивать земельные правоотношения на территории города.

В настоящее время разработаны проекты и переданы в опытную эксплуатацию программы МГИС: “Смоленск-Благоустройство”, “Раскопки”. Целью первого являются повышение эффективности мониторинга территории города Смоленска в части уборки и благоустройства; документированное закрепление участков уборки территории города за конкретными хозяйствующими субъектами; точное определение границ и площади территории уборки и соответственно потребности в финансировании; создание автоматизированной системы выдачи ордеров на раскопки с привязкой к цифровому плану М 1:500.

Внедрение программы позволит:

  • графически разграничить весь город на участки уборки территории на цифровом плане города М 1:500;
  • произвести точный расчет площади закрепленной территории;
  • вести базы данных объектов уборки и ответственных за ее выполнение;
  • создать различные графические слои территорий уборки для летнего и зимнего периода;
  • получать точную информацию по данному участку территории;
  • вести графический слой открытых раскопок на цифровом плане города М 1:500, базы данных выданных ордеров на производство работ;
  • графически отображать просроченные ордера на плане;
  • производить поиск в базе данных ордеров по различным атрибутивным признакам, выборку и печать списка организаций/ордеров по раскопкам с использованием любых критериев выборки;
  • автоматизировать оформление заявки и ордера на производство работ;
  • автоматически выполнять расчет площади вскрываемой поверхности и объема выемки грунта;
  • вести архив выдаваемых ордеров;
  • организовать картографический слой контейнерных площадок на цифровом плане города;
  • вести базы данных по изготовлению, ремонту и замене мусорных контейнеров;
  • вести базы данных по нарушениям правил вывоза мусора и отходов;
  • вести картографический слой несанкционированных свалок на цифровом плане города;
  • получать различные, как текстовые, так и графические отчеты и сводки по этим вопросам, вести расчеты ресурсов.

После внедрения в работу перечисленных задач предполагается последующее развитие проекта. В дальнейших планах администрации Смоленска: мониторинг проведения ремонтов кровли и фасадов зданий, асфальтирования автодорог и дворовых проездов; регистрация домашних животных и площадок для их выгула; планировка благоустройства дворовых территорий; мониторинг ремонта инженерных сетей, находящихся на муниципальном балансе.

И конечно, координация работ по заполнению слоев подземных коммуникаций и созданию соответствующих баз данных. Во всех случаях вся работа будет проводиться и проводится в информационно-поисковой системе, позволяющей пользователю, не имеющему специальных знаний и навыков работы с картографической информацией и базами данных свободно получать любую информацию.

В 2000-2002гг. была проведена работа ещё над двумя проектами: МГИС “Экология” и “Эколого-геологическая обстановка”.

МГИС “Экология” подразумевает проведение мониторинга промышленных предприятий, атмосферного воздуха, водного бассейна. Создана база данных для наблюдения за объектами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду.

Предприятия, не укладывающиеся в установленные лимиты воздействия на окружающую среду, на электронной карте в слое “Экология” подсвечиваются красным цветом. При подводе курсора и нажатии на “мышку” выдается таблица по предприятию с данными о превышении допустимых значений и график. По ним можно судить о процессах, происходящих на предприятии. Тоже самое относится и к атмосфере в определенных местах города, и к водному бассейну.

Два слоя эколого-геологической обстановки сформированы на основании данных, представленных ТЦ “Геомониторинг – Смоленск”, и содержат информацию об инженерно-геологических условиях территории городской застройки и развитии экзогенных геологических процессов, в значительной степени определяющих эколого-геологическую ситуацию в городе.

Обозначены районы, характеризующиеся различной степенью устойчивости геологической среды к техногенным воздействиям, а также выделены участки неблагоприятной эколого-геологической обстановки, требующие инженерной защиты.

I-й слой содержит инженерно-экологические характеристики территории городской застройки. На нем выделены районы, отнесенные к трем зонам:

1 – зоны устойчивые с точки зрения инженерных эколого-геологических характеристик;

2 – зоны, требующие дополнительного исследования, связанного с подземными грунтовыми водами;

3 – зоны с неблагоприятными инженерно-экологическими характеристиками.

II-й слой – участки неблагоприятной эколого-геологической обстановки, требующие проведения мероприятий по инженерной защите.

“МГИС-Строения” на основе имеющейся БД жилищного фонда и нечетких адаптационных классификаторов позволяет производить классификацию зданий и сооружений с точки зрения их технического состояния, используя определенные входные параметры объектов:

  • данные технических паспортов;
  • технические характеристики зданий;
  • периодичность плановых ремонтов;
  • сроки их фактического проведения и фактические виды выполненных работ;
  • нормативные сроки службы элементов зданий;
  • нормативные сроки испытаний сетей и оборудования;
  • анализ работы систем;
  • влияние побочных эффектов;
  • наличие дефектов и информация об их устранении;
  • данные осмотров;
  • данные о физическом и моральном износе.
  • жалобы жильцов;

Учитывая данные параметры и географическое местоположение здания с точки зрения эколого-геодезической обстановки на электронной карте, можно с большой степенью достоверности классифицировать объект.

Нами разработаны документы, регламентирующие допуск к городским информационным ресурсам и порядок работы с ними.

Среди важнейших условий экономического и социального развития города администрация видит интеграцию всех информационных ресурсов, создание единой информационной среды, использование новых информационных технологий в бизнесе, науке, производстве и управлении.

В настоящее время в администрации города Смоленска продолжаются работы по созданию муниципальной геоинформационной системы (МГИС). Целью является обеспечение всех подразделений администрации и служб инфраструктуры города эффективным средством автоматизации всех задач, оперирующих пространственной (географической) информацией. К таким работам относятся практически все аспекты регулирования землепользования, ведение земельного кадастра, градостроительного кадастра, планирование индивидуального и централизованного жилищного строительства, размещение промышленных предприятий, объектов торгово-бытового обслуживания, развитие и оптимизация транспортной сети, экологический мониторинг и многое другое. Целесообразность ведения электронных реестров и кадастров неоднократно отмечалась федеральными органами власти, существует ряд соответствующих федеральных программ, утвержденных Президентом Российской Федерации и Председателем правительства. Экономическую целесообразность применения МГИС в задачах управления территорией подтверждает уже имеющийся опыт ряда городов и регионов России, а также публикации о геоинформационных системах в других странах.

При этом анализ различных аспектов применения МГИС позволяет сделать вывод, что возможности МГИС г. Смоленска при существующей общей концепции ее создания и развития не могут быть реализованы в полной мере, и причина этого – традиционный подход: “МГИС – закрытая система”, предназначенная, в основном, для информационного обеспечения муниципальных учреждений. То есть в рамках традиционной концепции системы информационные ресурсы МГИС не будут доступными для большинства населения г. Смоленска, что существенно снижает эффективность их использования. В то же время, данные некоторых тематических разделов МГИС, в первую очередь, территориально-зависимая правовая информация, необходимы в повседневной деятельности социально и экономически активной части общества, например, такие разделы как:

  • приобретение и обмен жилья с учетом средних ценовых показателей и экологической обстановки в различных районах города;
  • выбор участков под индивидуальное строительство с учетом единого плана застройки городской территории (разрешенных или рекомендуемых под индивидуальную застройку районов), плана развития транспортной сети и сетей инженерных коммуникаций;
  • размещение объектов торговли с учетом таких факторов, как плотность населения, ограничение на их размещение вблизи рекреационных зон, возможные маршруты транспортировки грузов, наличие в этом районе сдаваемых в аренду складских помещений и т.д.

Основной идеей концепции: “МГИС – открытая система” является расширение числа и категорий пользователей путем привлечения к участию в проекте экономически и социально активной части населения. МГИС является мощным информационным ресурсом, непосредственный доступ к которому позволит частным лицам, предпринимателям и предприятиям малого бизнеса:

в первую очередь: получать оперативную информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих землепользование, приватизацию жилья и земельных участков, индивидуальное жилищное строительство, прокладку ответвлений от инженерных коммуникаций и телекоммуникаций в частный жилой сектор, размещение торговых точек в черте города и т.д. Поскольку применение многих законодательных актов связано с территориальным расположением объектов правового регулирования, то возможность получения правовой информации, “отображенной, привязанной” к конкретной территории, крайне необходима для самостоятельного принятия частными лицами решений о выборе участков для строительства жилья, торговых точек, гаражей, о приватизации квартиры и т.д. Например, знание точных границ исторической части города, рекреационных зон и ведомственных территорий позволит избежать многократных обращений в органы власти и судебные инстанции по согласованию проекта строительства какого-либо сооружения (торговая точка, дом, гараж, автостоянка и т.д.). Информация о дифференциации арендной стоимости земли и средней стоимости квадратного метра жилья в различных частях территории города необходима для совершения коммерческих операций, обмена жилья, выбора места размещения офисов и производственных зданий.

 

дополнительно: получить доступ к картографическим моделям, например, транспортной сети, туристических маршрутов, зон отдыха, сети организаций здравоохранения

Среди важнейших условий перехода к устойчивому социально-экономическому развитию города администрация видит учёт и соблюдение интересов всех жителей муниципального образования. В администрации города создается информационно-аналитическая система прогнозирования и поддержки принятия решений по муниципальному управлению, которая будет представлять собой виртуальную приемную с элементами виртуальной консультации и мониторинга.

Данный проект был поддержан Фондом Евразия в апреле 2004 года.

Достаточно широкий доступ граждан к информационным ресурсам, созданным в рамках данной системы, будет обеспечиваться с терминалов частных лиц и организаций (компьютер, мобильный телефон и др.), центров свободного доступа в интернет, а также со специально созданного пункта бесплатного пользования интернет. Обеспечение доступа студентов смоленских ВУЗов к системе в рамках учебного процесса позволит организовать информационный “мост” между учащейся молодежью и муниципальной властью, в том числе в режиме on-line.

 

Предполагается на городском уровне законодательно закрепить (решения городского Совета, постановления и распоряжения главы города) процедуры реагирования законодательной и исполнительной властей на интернет-обращения, предложения и замечания граждан, что позволит населению продемонстрировать свою гражданскую позицию между выборами и оказывать влияние на процесс управления городом.

Реализация концепции местного самоуправления основывается на всестороннем учете интересов и мнений граждан, проживающих на территории муниципальных образований.

В настоящее время письма и обращения поступают в приемную по обращению граждан в письменном, устном виде и по телефону, после чего проходят длительную многоступенчатую процедуру регистрации и обработки. В 2002 году поступило более 62000 обращений, что на 50% больше, чем в 2001 году, в том числе более 29000 по вопросам землепользования, более 17000 по социальным и жилищным вопросам. По существующему регламенту ответ должен быть направлен заявителю в течение одного месяца. Мнения граждан выясняются в ходе не регулярных социологических опросов. Информация, интересующая жителей и относящаяся к компетенции администрации города, обычно предоставляется в ходе очных контактов заявителей с представителями профильных подразделений, что приводит к снижению эффективности коммуникативного процесса.

Применение современных компьютерных технологий и методов анализа информации позволит повысить степень вовлечённости граждан в процесс принятия решений по управлению городом и реализовать своё право на получение достоверной информации со всех уровней государственной и муниципальной власти, что в полной мере соответствует Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. 10.01.2003) “Об информации, информатизации и защите информации” и Постановлению Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти”.

Реализация предлагаемой системы обосновывается необходимостью интеграции г.Смоленска в региональное информационное пространство, которое формируется в соответствии с Программой информатизации Смоленской области на период до 2005 года и Областной целевой программой “Правовая информатизация Смоленской области” (1998-2005 годы).

Создание системы позволит обрабатывать, обобщать и анализировать большие объёмы информации, что даёт возможность обеспечить регламентацию процедур оперативного реагирования на вопросы, предложения и жалобы граждан, в том числе на основе законодательного закрепления механизмов взаимодействия “население – власть”.

Необходимость учёта мнений граждан при управлении городским хозяйством определяет повышение роли социологических исследований. Применение для этих целей информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по муниципальному управлению позволит обеспечить проведение практически непрерывных виртуальных опросов населения, руководителей хозяйствующих субъектов и других заинтересованных участников диалога. В этом случае участники диалога сами могут определять тематику опросов и их конкретное содержание.

В настоящее время администрация города большое внимание уделяет работе с молодёжью с целью привлечения потенциально активной и перспективной части общества к решению актуальных городских проблем. Создаваемая в рамках проекта, “виртуальная приёмная” позволит организовать интернет-взаимодействие между администрацией и учебными заведениями города (школы, колледжи, ВУЗы и т.д.), что будет способствовать формированию гражданской позиции молодёжи города, а также освоению новых информационных и телекоммуникационных технологий, правовых и экономических знаний и т. д.

Цель создания “виртуальной” приемной – повышение эффективности управления муниципальным образованием путем создания и использования информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по управлению городским хозяйством, обеспечивающей всесторонний учет мнений жителей города и оперативное реагирование власти на обращения и пожелания граждан.

Для достижения данной цели будут поставлены и решены следующие задачи.

  • Повышение открытости деятельности администрации города. Обеспечение открытости государственной и муниципальной нормативно-правовой информации и оперативности получения населением информации о функционировании городского хозяйства.
  • Организация всестороннего участия граждан в управлении городом при помощи реализации электронного механизма диалога “Население–Власть” на уровне “Гражданин – администрация” с использованием Web сервера.
  • Изучение и анализ отзывов населения по различным сферам деятельности администрации (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) путем проведения периодических виртуальных социологических опросов.

Для решения указанных задач будут

  • разработаны и реализованы алгоритмы функционирования виртуальной приёмной администрации города, обеспечивающие систематизацию и статистический анализ приходящих запросов и обращений и организацию оперативных ответов;
  • созданы комплексы программ, обеспечивающих процедуру организации и проведения виртуальных периодических социологических опросов населения с учётом пожеланий граждан и автоматизированную обработку полученных результатов на основе использования современных методов математического моделирования и прогнозирования;
  • разработать и законодательно закрепить организационные механизмы реагирования администрации на электронные обращения граждан;
  • будет установлен Internet-сервер, обеспечивающий организацию диалога между населением и муниципальной властью;
  • создана система защиты информационных ресурсов от несанкционированных действий;
  • создана муниципальная нормативно-правовая база данных, содержащая информацию по всем направлениям деятельности городских властей.

 

Система представляет собой программный комплекс, реализующий современные алгоритмы обработки информации, полученной в ходе социологических исследований, анализа различных форм отчётности и обращений граждан, опросов экспертов. Целью функционирования данной системы является наиболее полный учёт интересов и мнений граждан, проживающих на территории муниципального образования, путём создания необходимых условий для свободного обмена мнениями между обществом и городскими властями.

Для достижения поставленной цели проекта будут использованы следующие механизмы.

В рамках разработки и реализации алгоритмов функционирования виртуальной приёмной администрации города предлагается использование интернет-технологий, обеспечивающих диалог между населением и службами городской администрации, в том числе в режиме on-line. Для систематизации и статистического анализа приходящих запросов и обращений граждан будут применены современные методы статистического анализа и интеллектуальной обработки информации. Оперативность ответов на обращения граждан будет обеспечиваться применением компьютерной программы сортировки и передачи информации по каналам связи, осуществляющим доставку электронных обращений к конкретному ответственному работнику администрации на основе результатов анализа сообщений по ключевым словам.

Программы, обеспечивающие процедуру организации и проведения виртуальных периодических социологических опросов населения с учётом пожеланий граждан и автоматизированную обработку полученных результатов, будут разработаны на основе современных методов математического моделирования и прогнозирования (статистические, непараметрические, нейросетевые модели), а также оригинальных алгоритмов, использующих экспертные оценки и механизмы нечёткого адаптивного логического вывода. Последние были разработаны и практически реализованы авторами проекта.

При создании интернет-сервера администрации города Смоленска, обеспечивающего виртуальный диалог между населением и муниципальной властью, будут использованы услуги местного интернет-провайдера “СмоленскТелеком”. Провайдер обеспечивает постоянное подключение интернет-сервера по выделенной линии. Интернет-сервер устанавливается на отдельном компьютере в администрации города. Программное обеспечение операционной системы (unix FreeBDS 4.4) и интернет-сервера (Apache 1.3) обеспечивает надежный и постоянный доступ к информационным ресурсам. Защита от несанкционированного доступа выполняется настройкой firewall, правил фильтрации в xDSL модемах и операционной системы сервера.

В рамках проекта предполагается создать муниципальную электронную базу нормативно-правовых документов, содержащую информацию по всем направлениям деятельности городских властей и обеспечить свободный доступ к ней из сети интернет. Должна быть разработана и реализована на физическом уровне структура базы данных информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по управлению городским хозяйством, а также определена и технически обеспечена политика системного администрирования, разработаны и отлажены основные механизмы сбора и актуализации информации.

Для обеспечения легитимности процедур работы с электронными обращениями граждан предлагается разработать и законодательно закрепить организационные механизмы реагирования администрации на эти обращения. Предполагается на городском уровне законодательно закрепить (решения городского Совета, постановления и распоряжения главы администрации) процедуры реагирования законодательной и исполнительной властей на интернет обращения, предложения и замечания граждан, что позволит населению продемонстрировать свою гражданскую позицию между выборами и оказывать влияние на процесс управления городом. Административная регламентация сроков подготовки и отправления ответов гражданам и электронная система контроля позволит повысить оперативность и ответственность сотрудников администрации.

В данном проекте при разработке нормативно-правовых документов и административных процедур, связанных с функционированием предлагаемой системы, в той или иной степени будут задействованы практически все службы администрации города Смоленска.

Непосредственную реализацию проекта будут осуществлять комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям администрации г. Смоленска и ведущие специалисты Смоленского филиала Московского энергетического института (технического университета) – СФМЭИ (ТУ).

После ввода в эксплуатацию системы в целом ожидаются следующие конкретные результаты.

  1. В г. Смоленске начнет функционировать виртуальная приёмная администрации города, обеспечивающая приём, систематизацию и статистический анализ приходящих запросов и обращений и организацию оперативных ответов. Указанная виртуальная приёмная позволит в сутки обрабатывать и направлять ответственным лицам администрации до 400 сообщений. В настоящее время различными службами администрации обрабатывается до 200 обращений, поданных в различном виде.
  2. Будет разработана и реализована процедура проведения периодических виртуальных социологических опросов населения и панельных исследований. Социологические исследования предлагается проводить один раз в квартал, панельные исследования – ежемесячно. Число респондентов – 250- 300.
  3. В администрации города будет установлен интернет-сервер, обеспечивающий организацию диалога между населением и муниципальной властью и доступ граждан к муниципальной электронной нормативно-правовой базе данных, содержащей информацию по всем направлениям деятельности городских властей.
  4. Будут разработаны и законодательно закреплены организационные механизмы реагирования администрации на электронные обращения граждан. Указанные механизмы предполагают определение процедур прохождения обращений по иерархическим уровням структуры администрации и ответственности конкретных должностных лиц.
  5. Планируется проведение двух семинаров на темы: “Роль и место виртуальных приёмных в системе муниципального управления” и “Социологические интернет-исследования как важнейший аспект местного самоуправления”. В семинарах примут участие жители Смоленска, представители общественных организации, ВУЗов, областной, городской и районных администраций, предприятий (всего 250-300 человек). Для популяризации системы планируется организовать два выступления по телевидению в областных новостных программах и четыре газетных публикации.
  6. Опыт городской администрации по использованию системы будет распространен на районные администрации и рекомендован для применения в масштабах области.

Реализация проекта является существенным шагом в процессе реализации концепции устойчивого развития муниципального образования, предполагающей всесторонний учет интересов всех его жителей.

Функционирование системы позволит жителям осознать свою сопричастность с деятельностью власти, сформировать и проявить свою гражданскую позицию, что даст возможность администрации принимать решения уже прошедшие обсуждения общественностью города. Это, в свою очередь, будет способствовать поддержке гражданами разрабатываемых стратегических и тактических программ и повышению эффективности их реализации.

Разрабатываемая система может стать прототипом новой модели организации местного самоуправления, основанной на применении новейших информационных технологий.

Для этих целей создан и официально зарегистрирован 17 сентября 2003 года официальный интернет-сервер администрации города.

30 января 2003 года администрации города присужден грант Фонда Евразия за проект "МГИС - открытая система", разработанный комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям.

18 июня 2003 года в рамках выполнения проекта "МГИС - открытая система", поддержанного Фондом Евразия, в центральной городской библиотеке им. Клестова-Ангарского открыт пункт бесплатного доступа в интернет. Три атоматизированных рабочих места по выделенной линии подключены к серверам "СмоленскТелекома".

17 сентября 2003 года зарегистрирован официальный интернет-сервер администрации города Смоленска по адресу www.admcity.smolensk.ru.

 

22 сентября 2003 постановлением главы администрации города Смоленска № 1802 утверждена "Городская целевая программа поддержки местного самоуправления "Открытая геоинформационная система г. Смоленска"" на 2003-2004 годы.

21 октября 2003 на Интернет-сервере установлена офисная карта города Смоленска

22 октября 2003 на Интернет-сервере создан раздел "Если Вам необходимо...", в котором размещена и будет пополняться информация о нормативно-правовых вопросах землепользования, жилищного и промышленного строительства; ведения малого и среднего бизнеса; о работе служб администрации по решению этих и других вопросов.

25 декабря 2003 на карте города Смоленска создан слой ценового зонирования земли, зоны размещения и контроля за рекламной продукцией.

30 декабря 2003 на карте города Смоленска размещены первые транспортные маршруты (трамвай, троллейбус и автобус).

 

В апреле 2004 года на Интернет и Интранет-серверах размещена информация и поисковая система малом предпринимательстве в г.Смоленске. База открыта для всех желающих, информация для размещения принимается бесплатно.

26 апреля 2004 года администрации города присужден грант Фонда Евразия за проект "Информационно-аналитическая система поддержки принятия решений по муниципальному управлению", разработанный комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям.

 

Мы считаем, что реализация данных проектов позволит сделать еще один шаг в направлении “информатизации” общества за счет создания интеграционной модели, связывающей информационные ресурсы региона.

 

Проблемы:

На территории города действуют органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъекта РФ, которые фактически монополизировали процессы оформления сделок с землей и недвижимостью в процессе выполнения государственных функций.

Это регистрационная палата, кадастровая палата, бюро технической инвентаризации.

Осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, они совершенно не заинтересованы в информационном обмене и решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку в соответствии с действующим законодательством не несут ответственности за решение этих вопросов.

Определенная законодателем структурная и, соответственно, информационная разобщенность земельного, градостроительного, экологического, водного и прочих кадастров, комитета по управлению имуществом, БТИ.

На наш взгляд необходимо законодательно закрепить построение единого общероссийского кадастра на основе региональных и городских кадастров, которые должны строиться как единые информационные системы.

Функции регистрации всех объектов и процессов на территории города и занесения их в информационную систему, должны быть переданы муниципалитетам.

Определить правила рассекречивания карт М 1:500 для обеспечения работы с ними подразделений муниципалитетов. Ведь никакой бюджет не потянет сертификацию всей инфраструктуры единой информационной системы.

Разработать федеральную программу информационной безопасности, с федеральным же финансированием и внедрением до уровня каждого муниципального компьютера для обеспечения безопасного информационного взаимодействия в рамках Федерации посредством сети и протоколов Интернет.

Сегодня в администрации Смоленска не сомневаются, что широкое внедрение информационных технологий приносит несомненную пользу жителям, дает ощутимый экономический эффект и, в конечном итоге, повышает наполняемость бюджета города.

орган исполнительной власти
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области, region@admin.smolensk.ru, тел./факс.: (8-4812) 38-68-26

Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области