Информационные технологии в
СМИ
Газета «Рабочий путь» - 4 февраля 2000 г
Журнал “Библиотека”
- № 5, 2000г.
“Правовой беспредел начинается с правового невежества”
Такую точку зрения высказал
министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой на первой коллегии, проведенной
им в ранге руководителя этого ведомства и посвященной вопросам правовой
информатизации общества и организации на базе общедоступных библиотек публичных
центров правовой информации.
Прошло почти два года с того
момента, как в Смоленской областной универсальной научной библиотеке был
открыт первый такой центр, появление которого стало результатом успешного
сотрудничества трех заинтересованных сторон -
Российского фонда правовых реформ (РФПР), Федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте России (ФАПСИ) и Министерства культуры.
Реализуемая ими программа "Создание общероссийский сети публичных центров
правовой информации на базе общедоступных библиотек" совместно с местными
администрациями позволила открыть 14
центров, бесплатно обслуживающих население и предоставляющих возможность
познакомиться со всеми официальными законодательными и нормативными актами,
принятыми в стране, а также получить квалифицированные консультации.
"Впервые государство создает
действенный механизм доступа к официальным правовым документам в электронной
форме, причем бесплатно для населения", - отметил в своем докладе заместитель
министра А. Рахаев. В свою очередь В. Мазаев, исполнительный директор РФПР
(для справки - фонд уже затратил на
эту программу 500 тыс. у.е.) добавил,
что "лучшей площадки для распространения правовых знаний среди населения,
чем библиотеки, не найти, поэтому данный выход в народ и получился таким
удачным. Региональные органы власти быстро откликнулись на программу, и
сейчас местная инициатива опережает действия федеральных властей. Регионы
уже хотят не только один центр, а систему этих учреждений, которая охватывала
бы всю область или край, не обойдя стороной маленькие города и поселки".
Безусловно, развитие программы потребует еще больших капиталовложений,
тем более что среди 150 тыс. библиотек, как отметил Е. Кузьмин,
заместитель начальника Департамента МК РФ, только 4-5 тыс. имеют
компьютерную технику, но многие покупали ее еще десять лет назад. М. Швыдкой
особо выделил проблему малых городов в плане информатизации не только библиотек,
но и всей сферы культуры: "При отсутствии обновления технических средств
каждые пять лет, всякая информатизация теряет какой-либо смысл". Поэтому
вопросы финансирования, технической поддержки публичных центров правовой
информации поднимались практически во всех выступлениях на коллегии. Об
этом говорили представители Ставрополя, Тулы, Смоленска.
И еще один непростой вопрос,
который был задан М. Швыдким: “Позволит ли открытие таких центров зарабатывать
библиотекам хоть какие-то средства?” Согласно задачам данной программы
информация должна предоставляться бесплатно, а иначе в чем бы было их отличие
от многочисленных коммерческих компаний, давно оккупировавших рынок юридических
информационных услуг. Но ведь работа специалистов центра требует и особых
знаний, а, следовательно, и оплаты,
и, наконец, расходных материалов для оргтехники и т. д. Где взять библиотеке
деньги на все это, если в бюджете пополняется только статья на заработную
плату? Как организовать деятельность таких центров, чтобы не противоречить
их изначальным задачам и самим в убытке не быть? На коллегии не было сказано
по этому поводу ничего.
Нельзя обойти стороной другую
трудно разрешимую задачу - подготовку
кадров для работы в таких центрах. Оптимальный вариант -
юристы. Но за те деньги, которые получают специалисты в библиотеке, ни
одни юрист не пойдет в ее штат, а от его кратковременных набегов вряд ли
что-то принципиально измениться в деятельности центра. Еще один вариант,
о котором, кстати сказать, упомянул в своем докладе А. Рахаев, -
это привлечение студентов юридических факультетов и вузов. Но в таком случае
может возникнуть иная коллизия: как известно, студенты не имеют право давать
официальные юридические консультации. Одно дело -
дружеский совет, другое - официальная
консультация. Наверное, их можно использовать в качестве помощников при
поиске необходимой информации, правда, при этом они должны владеть навыками
работы с различными базами данных и поиска в них, что само по себе также
является проблемой (судя по тому, насколько беспомощны молодые люди у электронного
каталога). Поэтому наиболее реальный выход - библиотекари,
получившие специальную подготовку в области и юриспруденции, и информационных
и телекоммуникационных технологий. Что ж, удивляться не приходится
- библиотекари осваивают множество других
профессий: информационного менеджера, психолога, педагога, эколога, а теперь
еще и юриста. Совершенству нет предела! Только вот оплата за такое совершенство
оставляет желать лучшего.
С интересным предложением
выступил на коллегии С. Любимов, представитель правового управления аппарата
Госдумы РФ, объявивший, что в высший законодательный орган власти ежегодно
обращаются до 60 тыс. граждан за правовыми
консультациями. Работа таких центров, бесспорно, необходима обществу, поэтому
он пообещал собравшимся решить вопрос о включении центров в список бесплатной
рассылки документов Госдумы.
Кстати, если уж заговорили
о литературе, то, наверное, наиболее остро поставила проблему отбора юридической
литературы для центра директор Тульской ОУНБ Л. Королева:
"При всем ее многообразии,
практически невозможно разобраться, что действительно необходимо приобретать
(учитывая скудные средства, получаемые на комплектование), а без чего можно
и обойтись". В этой работе, помимо профессиональных знаний комплектаторов,
необходимы советы и консультации юристов. Другая проблема -
предоставление уже существующих документов, например, актов федерального
и регионального законодательства, которые зачастую противоречат друг другу,
а читатель хочет знать, на какой документ ему ориентироваться. Пока это
одна из наиболее сложных задач. "Другая - отсутствие методической
помощи со стороны РНБ и РГБ", - отметила Л. Королева. Суть ее заключается
в том, что каждая библиотека самостоятельно решает, как и на основании
какого отдела открыть подобный центр. В результате есть центры, возникшие
на базе справочно-библиографических, общественно-политических отделов,
кабинетов деловой или бизнес-информации. А вот конкретных методических
рекомендаций ведущих национальных библиотек о том, как организовать такой
центр в каждом конкретном случае исходя из возможностей библиотеки, до
сих пор, спустя два года, нет.
МК РФ совместно с ФАПСИ и
РФПР приняло решение о создании полномасштабной региональной сети ПЦПИ
на базе центральных библиотек муниципальных образований Ставропольского
края; а также интегрированной сети ПЦПИ в регионах, входящих в ассоциацию
"Центральная Россия", на базе региональных библиотек Владимирской, Вологодской,
Ивановской, Костромской и Ярославской областей.
Нельзя не сказать и о том,
что коллегия МК РФ поручила соответствующим службам подготовить предложения
в Правительство Российской Федерации по разработке федеральной целевой
программы "Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации
на базе общедоступных библиотек" с участием Минэкономики, Минюста, Минобразования.
Главному информационно-вычислительному
центру Минкультуры России предстоит обеспечить целевое выделение компьютерной
техники библиотекам, на базе которых в 2000
г. предусматривается создание центров.
Любое серьезное начинание
всегда сталкивается с множеством проблем. Открытие публичных центров правовой
информации, при наличии всех трудно или легко разрешимых задачах,
- дело, важное не только для государства (как
сказал М. Швыдкой, "граждане, не знающие законов, опасны для государства"),
но и для людей. В условиях, когда даже военкоматы, как отметила Г. Артамова,
директор ОУНБ г. Смоленска, не имеют устава воинской повинности, значение
правового просвещения трудно переоценить. Правовая инициатива библиотек
меняет отношение к ним органов власти, закрепляет за ними статус информационных
и образовательных центров. Но уже сейчас очевидно, что только библиотекам
не под силу поднять правовое просвещение на должный уровень, необходима
консолидация усилий многих заинтересованных министерств и ведомств.
Л.КАЗАЧЕНКОВА, заместитель
главного редактора
|