Информационные технологии в
СМИ
Журнал «Библиотека» - № 5, 2000г
Журнал “Библиотека” - № 5, 2000г.
“Правовой беспредел начинается с правового невежества”
Л.КАЗАЧЕНКОВА
заместитель главного редактора
Такую точку зрения высказал министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой на первой коллегии, проведенной им в ранге руководителя этого ведомства и посвященной вопросам правовой информатизации общества и организации на базе общедоступных библиотек публичных центров правовой информации.
Прошло почти два года с того момента, как в Смоленской областной универсальной научной библиотеке был открыт первый такой центр, появление которого стало результатом успешного сотрудничества трех заинтересованных сторон - Российского фонда правовых реформ (РФПР), Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте России (ФАПСИ) и Министерства культуры. Реализуемая ими программа "Создание общероссийский сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек" совместно с местными администрациями позволила открыть 14 центров, бесплатно обслуживающих население и предоставляющих возможность познакомиться со всеми официальными законодательными и нормативными актами, принятыми в стране, а также получить квалифицированные консультации.
"Впервые государство создает действенный механизм доступа к официальным правовым документам в электронной форме, причем бесплатно для населения", - отметил в своем докладе заместитель министра А. Рахаев. В свою очередь В. Мазаев, исполнительный директор РФПР (для справки - фонд уже затратил на эту программу 500 тыс. у.е.) добавил, что "лучшей площадки для распространения правовых знаний среди населения, чем библиотеки, не найти, поэтому данный выход в народ и получился таким удачным. М. Швыдкой особо выделил проблему малых городов в плане информатизации не только библиотек, но и всей сферы культуры: "При отсутствии обновления технических средств каждые пять лет, всякая информатизация теряет какой-либо смысл".
Нельзя обойти стороной другую трудно разрешимую задачу - подготовку кадров для работы в таких центрах. Оптимальный вариант - юристы. Но за те деньги, которые получают специалисты в библиотеке, ни одни юрист не пойдет в ее штат, а от его кратковременных набегов вряд ли что-то принципиально измениться в деятельности центра. Еще один вариант, о котором, кстати сказать, упомянул в своем докладе А. Рахаев, - это привлечение студентов юридических факультетов и вузов. молодые люди у электронного каталога). Наиболее реальный выход - библиотекари, получившие специальную подготовку в области и юриспруденции, и информационных и телекоммуникационных технологий.
МК РФ совместно с ФАПСИ и РФПР приняло решение о создании полномасштабной региональной сети ПЦПИ на базе центральных библиотек муниципальных образований Ставропольского края; а также интегрированной сети ПЦПИ в регионах, входящих в ассоциацию "Центральная Россия", на базе региональных библиотек Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.
Главному информационно-вычислительному центру Минкультуры России предстоит обеспечить целевое выделение компьютерной техники библиотекам, на базе которых в 2000 г. предусматривается создание центров.
Л.КАЗАЧЕНКОВА, заместитель главного редактора |