Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

Официальная символика Смоленской области

Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

Смоленская область - Электронная Смоленщина
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области
 

"Электронная Россия» в регионах — дитя многих нянек "
Маринэ Восканян

Спецвыпуск журнала Ит-бизнес.№3 2003

Успех многих федеральных программ в России зависит от того, насколько они будут поддержаны регионами. Иначе дальше планов и выступлений на столичных совещаниях дело не пойдет. Касается это и ФЦП «Электронная Россия»
Федеральный центр хорошо понимает, что решить проблему информатизации страны с такой территорией, как Россия, усилиями только московских министерств и ведомств невозможно, и декларирует активную поддержку усилий по информатизации в регионах. Речь идет о формировании и реализации государственной политики в сфере региональной информатизации.
По словам первого заместителя министра РФ по связи и информатизации Андрея Короткова, в настоящее время Минсвязи (одно из двух ведомств, координирующих реализацию ФЦП, второе — Минэкономразвития РФ) осуществляет поддержку регионов по трем направлениям — выполнению федеральных проектов, координации работ по информатизации регионов и разработки нормативно-методологического обеспечения для создания и использования региональных информационных ресурсов.
Результаты мониторинга состояния информатизации в субъектах РФ, который был проведен ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИ ПВТИ) за 2002 г. и в котором приняли участие 66 регионов (из 89), позволяют подвести первые итоги работ по информатизации регионов.
Итак, в 97% региональных администраций работают подразделения, занимающиеся проблемами информатизации, в 82% регионов разработаны и официально утверждены программы развития информатизации, все эти программы касаются функционирования самих администраций.
Около 80% разработок в сфере информатизации касаются регулирования финансовой и экономической сферы, 76% — налоговых органов, 62% — системы здравоохранения, 52% — системы образования.
Одной из наиболее важных задач ФЦП является создание автоматизированных информационных ресурсов, таких, например, как БД по населению. Ресурсы, содержащие сведения о проживающем на территории региона населении, созданы в 74% субъектов РФ. Кроме того, 68% регионов имеют БД по земельным ресурсам, недвижимости и правовым вопросам. Бюджетные расходы субъектов РФ на информатизацию в расчете на душу населения выросли за последний год с 9 до 12, 9 руб. в год.
По словам начальника управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи РФ Олега Бяхова, по уровню развития ИКТ лидируют Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область, Татарстан, Московская область и, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. В этих регионах хорошо развита инфраструктура доступа, граждане и бизнес уже начали получать услуги от государства с помощью ИТ. Однако каждый из этих субъектов лидирует в своей области: например, Чувашская Республика и Ханты-Мансийский АО — в создании порталов, Новосибирская область и Татарстан — в области электронных госзакупок.
К числу наиболее успешных мероприятий в рамках ФЦП, по мнению Минсвязи, можно отнести создание пунктов коллективного доступа в Интернет на базе управлений Федеральной почтовой связи федеральных округов (на 1 июля 2003 г. было создано более 2700 пунктов коллективного доступа на базе почтовых отделений), а также апробацию электронных систем госзакупок в некоторых регионах. Почти все администрации субъектов РФ имеют свои сайты, на которых представлена информация о регионах, структуре органов власти и др. Внедряется портальная архитектура. Во многих региональных администрациях применяется (в том или ином объеме) электронный документооборот, но пока с ограниченными возможностями использования безбумажной технологии.
Завершенных по всей России проектов (касающихся всех регионов) в рамках ФЦП «Электронная Россия» пока нет. «Текущий год справедливо было бы назвать годом пилотного внедрения», — говорит Олег Бяхов.
Так, система поддержки информационно-маркетинговых центров до конца года будет запущена в четырех регионах. В семи пилотных регионах дан старт проекту «Компьютерный всеобуч», в ходе которого любой желающий сможет прийти в учебный пункт и бесплатно получить базовые компьютерные навыки. Планируется также подключить к Интернету все муниципальные администрации, которые еще не имеют доступа (на сегодня в Минсвязи от них поступило около 4500 заявок на сумму около 500 млн. руб.).
Данные мониторинга ВНИИ ПВТИ и комментарии Минсвязи внушают оптимизм — видится картина постепенного, хотя и сопровождающегося рядом сложностей, прогресса. Так ли это на самом деле?
Главная проблема региональной информатизации, которая очевидна для всех, — ее «лоскутность».
Да практически во всех регионах создаются или уже функционируют определенные информационные ресурсы, различные базы данных. Но, как выясняется, в отсутствие внятного регулирования федеральным центром многих организационных и правовых вопросов такие системы, как правило, несовместимы, отсутствуют стандарты представления данных, применяются совершенно разные архитектуры и т. д. Так, все еще не существует единой автоматизированной системы госрегистрации населения (АС ГРН), а значит, все базы данных по населению разрозненны и не могут использоваться вместе.
Вопросы стандартизации БД решены лишь в ряде ведомственных систем, например Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, ЗАГС, но и здесь мы видим разрозненные ведомственные системы, хотя и федерального масштаба. Для создания совместимых ИС всех территорий России нужны четкая методология построения этих ресурсов, различные классификаторы, справочники.
Особенно это касается систем управления регионами — электронных административных регламентов. Руководитель информационно-компьютерного отдела администрации Владимирской области Аркадий Петров говорит: «Необходимо как можно скорее на федеральном уровне определить систему единых классификаторов и требований по всем мероприятиям ФЦП, чтобы регионы могли строить свои ИС, не боясь за сохранность инвестиций».
Ирина Макаренкова, заместитель начальника управления информатики и телекоммуникаций аппарата администрации Смоленской области, уверена, что одна из основных проблем сегодня — недостаточно проработанная федеральная правовая база информатизации.
«Есть вопросы, решение которых возможно только централизованно. Например, разработка форматов передачи данных от федеральных служб на региональный уровень», — отмечает Марина Иванцова, директор департамента информационно-аналитического обеспечения и организационного развития Минэкономики Нижегородской области.
Помимо региональной разобщенности налицо и разобщенность среди министерств, ответственных за реализацию ФЦП. До недавнего времени не удавалось создать даже межведомственную комиссию (МВК), которая могла бы заниматься координацией действий этих ведомств в рамках ФЦП — первое ее заседание состоялось только в июле 2003 г. До 1 декабря МВК должна представить среднесрочную концепцию развития ИКТ в России и критерии отбора проектов, финансируемых из бюджета. Ее экспертный совет должен стать «ситом», через которое будут пропускаться все наиболее значимые проекты ФЦП. Численность МВК составляет в данное время 120 человек.
Первый заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов предлагал уже с 1 августа выносить защиту всех проектов по ведомственной информатизации на МВК. Причем в этой комиссии МЭРТ собирается курировать вопросы методологии, а Минсвязи отводит вопросы, связанные с инфраструктурой.
Однако, как говорит Андрей Коротков, «инфраструктура — сегодня гораздо более широкое понятие, чем провода». Минсвязи предлагает ввести временный порядок финансирования госпрограмм информатизации на уровне правительства и вывести расходы на государственные ИКТ-проекты в отдельную строку бюджета.
Несогласованность в действиях МЭРТ и Минсвязи касается не только планов, но и уже реализуемых проектов ФЦП. Так, «Парламентская газета» (№ 55 от 22 августа 2003 г.) обращает внимание на то, что при решении безусловно важной проблемы ОГИР (открытые государственные информационные ресурсы) налицо дублирование со стороны МЭРТ усилий Минсвязи. Уже упоминавшуюся АС ГРН сейчас разрабатывает НИИ «Восход» по линии Минсвязи. Но и МЭРТ уже провело конкурс на объединение государственных информационных ресурсов учреждений ЗАГС, паспортно-визовой службы и ЖКХ.
В то же время в своем выступлении на выставке «Инфоком» Андрей Шаронов подчеркнул, что дублирование различного рода БД, имеющее место сегодня в системах ЖКХ, ЗАГС и социальной защиты населения — проблема № 1. Правительством уже принято решение о необходимости получения разрешения на создание подобных информационных ресурсов и БД, и заниматься этим вопросом должно Минсвязи.
«Если сейчас ведомства самодостаточны и расходуют на создание подобных систем суммы, многократно превышающие предусмотренные для этих целей в ФЦП, мы, тем не менее, не должны впасть в крайность и создавать игольное ушко, в которое не пролезет ни одна ведомственная программа. Нужно найти компромисс, т. е. сформулировать определенное количество параметров, по которым оценивались бы проекты ведомств по созданию такого ресурса», — считает Андрей Шаронов.
И критикуя сегодня неэффективную работу ведомств и ведомственных систем, рассказывая о планах по реформированию, координаторы программы — Минсвязи и МЭРТ — по сути занимаются таким же дублированием. МЭРТ и Минсвязи сами признают отсутствие координации центром региональных и ведомственных ИКТ-инициатив.
«Если в одном регионе еще удается создавать совместимые, основанные на одних платформах системы информатизации, то на межрегиональном уровне они уже не могут работать вместе. А это ведет к расходованию средств на доработку решений, в некоторых случаях даже к полной замене некоторых из них», — говорит Шаронов.
Признают координаторы ФЦП и отсутствие единой архитектуры для организации систем госуправления регионами — электронных административных регламентов. По словам Олега Бяхова, все подобные работы необходимо координировать, чтобы не сложилась ситуация, когда 89 субъектов построят 89 ИС, а объединить их будет нельзя. В настоящее время в Минсвязи прорабатывается вопрос о стандартизации системных требований к различным приложениям. В соответствии с федеральным законом о техническом регулировании подобные стандарты могут применяться только на добровольной основе. Это, скорее всего, будет принятый уже многими странами XML.
В прошлом году Минэкономразвития профинансировало 28 региональных проектов в 22 субъектах РФ. И сейчас министерство согласно с тем, что при рассмотрении этих проектов вопросам комплексности решений уделялось недостаточное внимание. «Мы шли от частного к общему, а сейчас ситуация противоположная», — говорит Шаронов, рассказывая об объявленном МЭРТ и Минсвязи в начале сентября конкурсе по отбору заявок на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» по созданию ИС поддержки принятия управленческих решений. Лучшие проекты будут профинансированы в 2004 г. Обязательное условие — вложение регионом в проект не менее 50% средств из своего бюджета.
Но не получается ли так, что министерства поощряют создание региональных ИС без выработки единого методологического решения на федеральном уровне? «Если сегодня взять и зарубить на корню все местные инициативы по развитию ИКТ, то мы получим отрицательный эффект, — считает Олег Бяхов. — Программа «Электронная Россия», наоборот, повысила интерес к ИТ на всех уровнях власти. А руководители региональных и местных администраций поняли, как за счет применения ИТ можно снизить издержки, повысить эффективность своей деятельности и наладить эффективное взаимодействие между органами государственной власти, бизнесом и гражданами».
Бюджет ФЦП на текущий год, который изначально составлял 14 млрд. руб. (7,5 млрд. — из федерального бюджета), как известно (см. CRN/RE № 21/2002), был сокращен почти вдвое — до 7,5 млрд. руб., причем из федерального бюджета было выделено лишь 1,23 млрд. руб. Остальное — средства региональных бюджетов. В 2004 г. Минэкономразвития и Минсвязи хотели бы добиться увеличения финансирования ФЦП до 7,5—8 млрд. руб., однако Госдума готова поддержать это предложение только в том случае, если будет создан единый центр управления ФЦП.
А как обстоит дело с финансированием региональных ИКТ-проектов? Позиция Минсвязи здесь четкая: это задача региональных администраций, а не федерального центра. «В процессе переговоров с субъектами РФ мы делаем акцент на привлечении внебюджетных источников», — подчеркивает Олег Бяхов.
Выделение средств центром на региональные проекты зависит от степени их проработки, от готовности региона к их реализации и других факторов. Так, при наличии двух одинаковых по содержанию бюджетных заявок от двух регионов приоритет будет отдан той заявке, в которой проект проработан лучше, а не той, в которой предусмотрен больший объем финансирования. Это, кстати, отразилось и на итогах конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», который проводил Минэкономразвития в 2002—2003 гг. Некоторые регионы, в частности Ханты-Мансийский АО, Чувашия, не получили призовых мест, поскольку представленные ими заявки были недостаточно проработаны, хотя именно эти регионы являются «передовиками» в области информатизации.
Однако в регионах часто сетуют на то, что центр свои финансовые обязательства еще не выполнил. Так, Сергей Кириенко, полпред президента в Приволжском федеральном округе, приводит в качестве примера Оренбургскую область: на строительство сегмента единой государственной сети управления и передачи данных из областного бюджета было выделено 10 млн. руб., в 2003 г. — еще 20 млн. руб. и область свои финансовые обязательства выполняет, а федеральный центр — нет.
«Нам не очень понятна схема финансирования мероприятий ФЦП через тендеры министерств, — говорит Аркадий Петров о ситуации во Владимирской области. — Пока никакого эффекта от этой ФЦП мы не получили. Оптимизм вызывает только проект Минэкономразвития по подключению к Интернету органов местного самоуправления в 2004 г. Но утвердят ли средства на него в федеральном бюджете, тоже еще большой вопрос». Марина Иванцова из Нижнего Новгорода настроена более оптимистично: «Информатизация региональных органов власти и местного самоуправления, внедрение ИТ в их деятельность происходит, главным образом, за счет средств областного и муниципальных бюджетов. Соответственно, ограниченность этих бюджетов существенно сдерживает темпы информатизации. Думаю, пока рано говорить о том, какие сложности с финансированием будут не ситуационными, а штатными. Повод к оптимизму в этом плане у нас есть. По крайней мере, если по первым шагам ФЦП сформировалось общее мнение, что интересы регионов могут быть ущемлены, а в действиях государственных заказчиков нет согласованности, и они действуют в основном в интересах столичных ИТ-компаний, то в настоящее время появились признаки цивилизованного развития событий».
Как отмечают в Смоленской области, по данным мониторинга ВНИИ ПВТИ в 2002 г. ее показатели по развитию ИКТ выше средних по стране, но никакого финансирования из федерального бюджета область пока не получила. Есть только предварительные договоренности между МЭРТ, Минсвязи и администрацией области о сотрудничестве в реализации мероприятий ФЦП.
Александр Шубин, заместитель председателя комитета по информационной политике Госдумы РФ и председатель межфракционного депутатского объединения «Электронная Россия», так комментирует эти факты: «Электронная Россия» с самого начала не являлась единым системным проектом как с точки зрения ее содержания, так и с точки зрения наличия эффективной системы управления. Парадоксально, но у программы, реализация которой призвана совершенствовать государственную систему управления, у самой нет эффективной системы управления. Сапожник без сапог!».
Правительство поручило Минсвязи до конца этого года написать концепцию развития ИКТ в России, конкретизировать ФЦП «Электронная Россия» и уточнить вопросы ее финансирования. Однако ситуация, когда ведомства не могут скоординировать свои действия и тем самым тормозят программы реализации, уже давно беспокоит регионы.
По мнению Михаила Есипова, заместителя по информатизации председателя Ассоциации «Центрально-Черноземная» Центрального федерального округа, надеяться на то, что одно министерство сможет навести порядок в других, бесполезно: регионы ждали этого два года, так и не получили внятных решений из Москвы и начали сами реализовывать свои проекты информатизации. Но им самим совершенно очевидно, что такой путь — тупиковый, это «электронный сепаратизм». Так, ассоциация «Центрально-Черноземная» (ее возглавляет Егор Строев) уже трижды обращалась к Президенту с предложением сделать «Электронную Россию» президентской программой, создать совет по информатизации при Президенте и назначить спецпредставителя по вопросам ИКТ, которые совместно и будут осуществлять управление ФЦП. Уже в ноябре должно состояться совещание, где будут рассмотрены предложения регионов.
«Передача Администрации Президента функций руководства ФЦП помогла бы решить многие проблемы «Электронной России», — считает Есипов. — Мы говорим, что отсутствует законодательство в области ИКТ. Но все знают, что по конституции при отсутствии закона регулирование производится указами Президента, и работа могла бы начаться. Кроме того, новый орган управления ФЦП был бы не межведомственным, а надведомственным».
Аналогичные обращения к Президенту, по словам Есипова, поступали и от конгресса муниципальных образований, и от отдельных губернаторов. Южный федеральный округ также направлял в Администрацию Президента подобные предложения. Более того, эта идея поддержана даже частью министерств и ведомств.
Оппоненты Минсвязи и МЭРТ аргументируют свою позицию тем, что нынешние координаторы программы так и не смогли добиться реальных результатов, создать систему управления ФЦП и наладить взаимодействие с регионами. Кроме того, они считают неверным подходом к построению информационных ресурсов, являющихся предметом государственной важности, при котором контроль над этими ресурсами и системами их использования осуществляет одно министерство.
«Если говорить о системе управления государством с помощью ИКТ-ресурсов, то такая система должна быть в руках Президента. Она не может находиться ни в Минсвязи, ни в МЭРТ. Даже если говорить о всей информации по всем государственным БД, то и она должна быть доступна не отдельному министерству, а Президенту и структурам его Администрации», — считает Есипов.
В этой ситуации Минсвязи и МЭРТ пора, наконец, забыть о своих конфликтах, объединить усилия и дать внятный ответ на критику их работы по реализации ФЦП «Электронная Россия». Может быть, этим ведомствам удастся пересмотреть концепцию программы и предложить реальные мероприятия по решению множества накопившихся проблем. В противном случае управление ФЦП просто будет передано другим структурам.

Представители местных администраций по просьбе редакции CRN/RE рассказывают о ходе информатизации регионов.

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО)

Председатель комитета по информационным ресурсам администрации губернатора ХМАО Наталья Маслова:
«ХМАО является одной из пяти опорных зон ФЦП «Электронная Россия», а также опорной зоной по созданию сегмента российского портала развития. Web-сайт администрации автономного округа стабильно входит в первую десятку наиболее посещаемых сайтов России в разделе «Администрации» портала «Рамблер», занимая второе место среди субъектов РФ после Москвы. Сайт включает некоторые элементы «Электронного правительства».
дним из наиболее значимых проектов, реализуемых в округе, является автоматизированная система «Государственный регистр населения» (АС ГРН), которая внедряется в ХМАО с 2000 г. В первом полугодии 2003 г. за счет средств окружного бюджета мероприятия по АС ГРН были проведены в 21 муниципальном образовании.
Полностью завершена автоматизация органов ЗАГС. В настоящее время проводятся работы в органах воинского учета и паспортных столах.
С марта 2003 г. с использованием федерального финансирования ведутся работы по созданию объединенной базы государственных информационных ресурсов. На средства федерального бюджета (1,78 млн. руб.) округу поставлено ПО для этого проекта. В конце 2002 г. завершились работы по созданию прототипа муниципального и окружного образовательного портала, и уже в 2003 г. планируется запустить его в рабочем режиме. Внедряется электронный документооборот между органами власти и местного самоуправления ХМАО, активно развивается система электронных закупок для муниципальных нужд.
С 1998 г. Комитетом ведется база данных «Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа» в информационно-правовой системе «Кодекс». Сейчас эта БД содержит 12 845 правовых актов округа за период с 1991 г. и работает в режиме on-line.
Комитетом по информационным ресурсам создана информационная система «Набор руководителя», содержащая свыше 30 баз данных и предназначенная для руководителей различного уровня органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных организаций округа».

Смоленская область
Заместитель начальника управления информатики и телекоммуникаций аппарата администрации области Ирина Макаренкова:

«В течение 5 лет в рамках реализации областных целевых программ «Программа информатизации Смоленской области на период до 2005 г.» и «Правовая информатизация Смоленской области» была создана интегрированная система информационного обеспечения и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учебных заведений и библиотек области. Создана областная Интранет-сеть, объединяющая 196 центров, на сегодня это одна из крупнейших российских региональных сетей. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечены служебной электронной почтой, доступом в Интернет. Во всех органах исполнительной власти внедрена система электронного делопроизводства. Интернет-сервер администрации Смоленской области стабильно занимает 1—3 места в рейтинге сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ.
В январе 2003 г. программа «Правовая информатизация Смоленской области» стала лауреатом Национального конкурса «Инновационные региональные и муниципальные программы России», объявленного Советом Федерации РФ. Администрация области получила высокую оценку МЭРТ, заняв третье место в номинации «Информационно-коммуникационные технологии в культуре» в конкурсе «Лучший регион в сфере ИКТ», проведенном весной 2003 г.
В настоящее время администрацией области подготовлен проект областной целевой программы «Электронная Смоленщина 2004—2007 гг.».
Расходы из областного бюджета на информатизацию ограничены бюджетными возможностями области и пока недостаточны. Расходование средств на информатизацию «прозрачно» для населения области, ежемесячные отчеты об этом размещаются в областной Интранет-сети».
Владимирская область
Первый заместитель губернатора Владимир Веретенников:

«Приоритетным проектом в области ИТ сейчас является создание региональной сети передачи данных во Владимире, с возможностью дальнейшего развития по области. Эта сеть позволит создать транспортный уровень для информационной инфраструктуры федеральных, региональных и муниципальных органов управления.
В соответствии с перспективным планом развития информационно-телекоммуникационной сети администрации области к 2003 г. завершено создание локальной сети главного здания администрации. В 12 других зданиях областного центра, по месту расположения подразделений администрации области, также созданы собственные локальные сети. Аналогичные работы проведены и в ряде органов местного самоуправления. На сегодня сформулировано техническое задание на создание региональной сети передачи данных администрации Владимирской области. На его основе несколькими независимыми операторами связи созданы эскизные проекты, которые находятся на рассмотрении руководства области.
В 2002 г. областная администрация просила Минсвязи РФ предусмотреть при формировании бюджетной заявки на 2003 г. средства на организацию волоконно-оптической сети Владимира. Но порядок финансирования мероприятий «Электронной России» не предусматривает прямых трансфертов в регионы на конкретные проекты. Тогда нам удалось найти возможность использования и внебюджетных источников финансирования».

Нижегородская область
Директор департамента информационно-аналитического обеспечения и организационного развития Минэкономики области Марина Иванцова:

«Сейчас идет активная работа по внедрению электронного документооборота и созданию корпоративной информационно-коммуникационной сети. В 2002 г. Нижегородская область участвовала по нескольким направлениям в конкурсе заявок по программе «Электронная Россия». Среди выигравших была заявка комитета охраны природы и управления природопользованием по созданию экоинформационного ГИС-сервера. С 1994 г. в Министерстве имущественных отношений области ведутся работы по созданию и внедрению ГИС-технологий для учета объектов недвижимости.
Разработана система, позволяющая эффективно производить массовую оценку жилых и нежилых строений на территории области, и это реальный путь к успеху в управлении недвижимостью. У нас есть очень интересные и перспективные для внедрения в других регионах разработки в сфере телемедицины, CALS-технологий.
Сейчас в число приоритетных задач выходит внедрение технологий электронного правительства. Уже создан и развивается официальный сайт.
Наибольшую активность по участию в ИТ-проектах в области проявляет ОАО «ВолгаТелеком». Компания поддерживает развитие ИТ не только в Нижегородской области, но и в других регионах Приволжского федерального округа, например, развитие Интернета, ISDN (видеотелефония, видеоконференц-связь), телемедицины».

Саратов
Начальник отдела международных и межрегиональных связей администрации города Игорь Мещеряков:

«Не можем назвать наш регион «ИТ-продвинутым», но администрация активно применяет в своей работе новые технологии. Использование Интернета органами власти и местного самоуправления ведется сейчас в двух направлениях. Первое — внешнее. Мы создали свой сайт, на котором представлена обширная информация о городе и работе администрации. Внутренняя работа — это использование Интернета самими работниками администрации. Они активно пользуются Сетью при распределении муниципального заказа (например, собирается информация о ситуации на рынке, ценах и т. д.).
Основная задача этого информационного ресурса — сделать работу органа местного самоуправления более прозрачной. Другая — получение обратной связи от населения. Письма, поступающие к нам через сайт, тщательно анализируются, делаются соответствующие выводы, вносятся коррективы в работу.
Мы два года проводим и планируем на будущий год проведение Фестиваля Интернет-проектов «Новая реальность XXI века». Он уже стал событием российского масштаба. В 2004 г. фестиваль пройдет под патронатом Минсвязи РФ, полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Цель нашего фестиваля — это популяризация Интернета не только в Саратове, но и в Приволжском регионе. Сейчас мы занимаемся адаптацией фестиваля к программе «Электронная Россия».

Ярославская область

Вице-губернатор Сергей Буров:
«По итогам всероссийского конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», проведенного в рамках ФЦП «Электронная Россия», Ярославская область заняла третье место в номинации «Государственная поддержка региональной информатизации», пропустив вперед только Москву и Московскую область.
С 1996 г. работает официальный сайт администрации области, расширенный в настоящее время до Интернет-портала.
Совместно с компаниями «Яртелеком» и «Ростелеком» при поддержке специалистов Ярославского университета построена уникальная региональная компьютерная сеть YarNet. Управлением информатизации и технических средств администрации области получена лицензия на предоставление услуг передачи данных и телематических услуг. В результате, помимо коммерческих Интернет-провайдеров, в области появился государственный некоммерческий провайдер.
Сеть YarNet состоит из двух фрагментов — закрытого и открытого. Закрытый фрагмент сети объединяет в единое информационное пространство администрацию и органы власти муниципальных образований. К закрытому фрагменту сети подключены практически все региональные представительства федеральных органов власти: УВД, УФСБ, областной суд, налоговая инспекция, пенсионный фонд, служба занятости, ФОМС и др. К открытому фрагменту относятся все остальные пользователи сети.
С 1992 г. в администрации области ведется работа по созданию системы обеспечения процесса принятия управленческих решений. Центральным элементом этой системы является мониторинг социально-экономических процессов, основу которого составляют: система оперативных показателей социально-экономического развития Ярославской области; информационно-графическая система (ИГС) анализа региональной инфраструктуры TERRA; система социологического мониторинга; полнотекстная база данных нормативно-правовых актов Ярославской области Act.
ИГС TERRA — это первый этап создания единого территориального кадастра Ярославской области как части Единого государственного кадастра России».

Хакасия
Председатель комитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия Василий Молчанов:

«Комплексную информационную инфраструктуру единой системы управления регионом администрация Республики Хакасия планирует реализовать в сотрудничестве с рядом компаний, в частности «АйТи» и «Сибирьтелеком». «Электронная Хакасия» — проект, частично уже прошедший согласования с МЭРТ и Минсвязи. Для его реализации мы привлекаем как бюджетные, так и внебюджетные средства. В проекте будут участвовать крупные предприятия, работающие на территории округа — «Сибирский алюминий», Саяно-Шушенская ГЭС. Половину средств собирается выделить федеральный бюджет, вторую обеспечиваем мы сами.
Одна из основных сложностей — отсутствие в республике развитой системы телекоммуникаций. Поэтому все мероприятия жестко привязаны к срокам построения ИКТ-инфраструктуры.
Хакасия вместе с правительством Башкирии участвует в конкурсе на выбор опорных зон для реализации программ электронного управления в рамках ФЦП «Электронная Россия». Первый из наших проектов — система смарт-карт. Сначала мы будем применять их для обеспечения населения адресной социальной помощью. Второй этап — платежная система, когда карточки будут применяться для получения зарплаты. На третьем этапе карточка становится всеобщим идентификатором и необходима для любого контакта с госструктурами. Соответственно сразу возникает потребность в большом количестве выделенных каналов связи. Кроме того, создание разветвленной ИКТ-сети выгодно самой области, являющейся совладельцем компании-оператора связи.

орган исполнительной власти
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области, region@admin.smolensk.ru, тел./факс.: (8-4812) 38-68-26

Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области