РЕШЕНИЕ....................
Рекомендации
Всероссийского семинара-совещания
«Инновационное развитие образовательного учреждения как
основное условие обеспечения нового качества подготовки
кадров».
23-24 ноября 2006 года
г. Смоленск
23-24
ноября 2006 года в г. Смоленске проходил Всероссийский
семинар-совещание «Инновационное развитие
образовательного учреждения как основное условие
обеспечения нового качества подготовки кадров».
В работе семинара -
совещания приняли участие представители федеральных,
региональных, муниципальных органов управления
образованием, российские ученые, работники учреждений
повышения квалификации и переподготовки кадров
образования, руководители образовательных учреждений СПО
и НПО, руководители экспериментальных площадок на базе
учреждений СПО, сотрудники образовательных учреждений
среднего и начального профессионального образования,
всего более 200 человек из __35__субъектов
Российской Федерации.
В центре
внимания участников семинара - совещания были следующие
проблемы:
-
научные подходы и требования к определению перспективных
направлений инновационной деятельности учебного
учреждения;
- теоретико-методологические основы построения
инновационных образовательных систем;
- научно-методическое обеспечение инновационного
развития образовательного учреждения;
- стратегическое и оперативное управление инновационными
процессами в образовательных учреждениях.
В ходе
семинара - совещания проходила работа следующих секций:
1. Проектирование
инновационной образовательной системы учебного
заведения на основе активизации управления
информационной средой.
2. Мониторинг инновационных процессов как условие
обеспечения нового качества подготовки современных
специалистов.
3. Интеграционные процессы в социально –
профессиональной подготовке кадров.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения на пленарном
заседании и секциях, познакомившись с опытом работы по
определению направлений, обеспечению инновационного
развития образовательных учреждений различных уровней
образования, участники семинара - совещания подчеркивают
важность, актуальность и своевременность проблем,
вынесенных на обсуждение.
Семинар - совещание отмечает, что коренные изменения
экономической, политической и социальной ситуации в
стране, произошедшие за последние десятилетие, повлекли
за собой изменения в сознании и поведении людей, в
требованиях, которые предъявляет общество к современному
человеку. Сегодня резко возрос спрос на самостоятельную,
компетентную, творческую личность, готовую к
генерированию новых идей, принятию нетрадиционных
решений, способную управлять своим развитием и адекватно
реагирующую на быстро изменяющиеся профессиональные и
иные социальные условия.
Участники семинара – совещания считают, что на
современном этапе развития общества и государства, в
период резкого ускорения научно – технического прогресса
и переходе к постиндустриальному обществу,
образовательному учреждению уже недостаточно только
реагировать на происходящие изменения, оно должно
развиваться опережающими темпами.
Адаптация образовательного учреждения к потребностям
рыночной экономики происходит через поиск инновационных
средств, технологий, путей решения. Активизация
инновационной деятельности образовательных учреждений
различных уровней образования детерминирует выделение в
качестве одного из стратегических направлений -
инновационное развитие. Реализация данного
стратегического направления возможна только в условиях
целенаправленной инновационной деятельности. Участники
семинара – совещания отмечают, что для успешного
осуществления инновационной деятельности каждому
образовательному учреждению предстоит создать особые
условия, которые в максимальной степени будут
способствовать формированию и развитию инновационного
типа личности преподавателя и коллектива, инновационного
климата и образа жизни.
В
образовательных учреждения, выбравших для себя
инновационный путь развития, инноватикой охвачены все
сферы деятельности учреждения, такие как:
образовательная, хозяйственная, управленческая и др.
Участниками семинара – совещания была подчеркнута особая
значимость инновирования управления образовательным
учреждением, образовательного процесса и его
мониторинговой составляющей, подготовки, переподготовки
и повышения квалификации персонала, международной сферы
деятельности, процессов информатизации и социального
диалога с партнерами.
В
ходе семинара – совещания было подчеркнуто, что
инновационное развитие образовательного учреждения
возможно только после инновирования ресурсной сферы,
обеспечивающей эффективную деятельность образовательного
учреждения.
Однако в ходе конструктивного диалога участников и
организаторов семинара – совещания были выявлены
определенные проблемы в области инновационного развития
образовательных учреждений. В частности, было
подчеркнуто, что сегодня отсутствуют легально
обозначенные категории «инновация», «инновационная
система», «инновационная образовательная система»,
«инновационная педагогическая система», «инновационное
развитие» и др., что существенно осложняет развитие
диалога по данной проблематике, кроме того, не
определены четкие модели и механизмы проектирования
инновационных систем; инновационное развитие
образовательных учреждений научно и методически не
обеспечено. Вышесказанное говорит о необходимости
повышенного внимания и координации действий в рамках
обозначенной тематики со стороны Министерства
образования и науки РФ, Федерального агентства по
образованию, органов управления образованием,
Федерального института развития образования и иных
заинтересованных лиц.
В этой
связи участники семинара – совещания рекомендуют:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- разработать федеральную
программу управления инновационным развитием
образовательных учреждений;
- сформировать рабочую группу ученых в области
педагогической науки с целью разработки и легализации
общего понятийного аппарата инновационной тематики;
- создать нормативно – правовую базу, регулирующую
статус «инновационного образовательного учреждения»;
- обозначить четкие критерии инновационного развития
образовательного учреждения»;
- разработать и нормативно – закрепить финансово –
экономический механизм совместной деятельности
образовательного учреждения с предприятиями различных
форм собственности (совместно с Министерством финансов);
- разработать долгосрочную программу формирования
единого информационного образовательного пространства
образовательных учреждений различных уровней
образования;
- обеспечить свободный доступ к различным инновационным
программам и проектам с целью ознакомления с их
содержанием;
Федеральному агентству по образованию:
- разработать систему мер
по координации и коррекции деятельности образовательных
учреждений в процессе реализации ими программ
инновационного развития;
- организовать презентацию опыта технологической
реализации инновационных образовательных программ и
проектов образовательных учреждений различных уровней
образования;
- создать рабочие группы из представителей
образовательных учреждений, имеющих опыт инновационной
деятельности в определенных направлениях, с целью его
обобщения и распространения через организацию и
проведение семинаров – презентаций на базе одного из них
или виртуально, в режиме on – line;
- создать рабочие группы из представителей
образовательных учреждений, имеющих опыт инновационной
деятельности в информационной сфере, для создания
распределенной сети с целью формирования единого
информационного пространства и обеспечения возможности
использования научного, учебно – методического,
библиотечного и пр. потенциалов друг друга;
- создать информационный ресурс в сети Интернет,
объединяющий информацию обо всех научных мероприятиях по
проблемам инновационного развития и обеспечивающий с
целью ознакомления к материалам докладов, сообщений
выступающих;
- организовывать и проводить совместные научные
мероприятия образовательных учреждений различных уровней
по проблемам инновационного развития с целью обеспечения
преемственности;
- содействовать разработке, апробации и внедрению
методик, обеспечивающих применение инновационных
технологий в образовательном процессе средних
профессиональных учебных заведений применительно к
конкретной области профессиональной деятельности;
Органам управления образования субъектов Российской
Федерации:
- разработать программу
инновационного развития системы образования субъекта;
- организовать систематическое проведение мастер –
классов учебных занятий по использованию различных
инновационных технологий в образовательном процессе;
- оказывать содействие образовательным учреждениям в их
инновационном развитии;
Федеральному институту развития образования (ФИРО):
- обеспечить
научно-методическую поддержку образовательным
учреждениям среднего и начального профессионального
образования в процессе стратегического и тактического
планирования инновационной деятельности образовательного
учреждения;
- обеспечить научно-методическую поддержку в реализации
инновационных образовательных программ образовательных
учреждений;
- использовать опыт инновационных образовательных
учреждений по определенным направлениям путем включения
их представителей в состав групп – разработчиков
различных федеральных проектов;
Руководителям образовательных учреждения СПО и НПО:
- рассматривать
инновационное развитие образовательного учреждения как
приоритетное стратегическое направление;
- начать целенаправленную работу по формированию и
развитию в образовательном учреждении инновационной
среды как основного условия успешной инновационной
деятельности;
- обеспечить систематическое применение различных
инновационных технологий в управленческой деятельности,
в образовательном процессе, в оценке качества подготовки
выпускников и иных сферах деятельности образовательного
учреждения.
Участники Всероссийского
семинара - совещания в г. Смоленске отмечают его
результативность, высокий уровень организации и
проведения, а также выражают благодарность его
организаторам в лице Федерального агентства по
образованию, Института педагогики и психологии
Российской Академии образования за предоставленную
возможность конструктивного обмена мнениями и опытом.
Все участники единодушно считают итоги работы семинара –
совещания определяющими целеполагание дальнейшего
развития образовательных учреждений, в том числе и в
инновационной сфере. |