Карта города Главная страница Фото Видео  

Организаторы Партнеры Программа Участники Отзывы

Регистрация участника...

 

РЕШЕНИЕ....................

Рекомендации
Всероссийского семинара-совещания
«Инновационное развитие образовательного учреждения как основное условие обеспечения нового качества подготовки кадров».

23-24 ноября 2006 года
г. Смоленск

23-24 ноября 2006 года в г. Смоленске проходил Всероссийский  семинар-совещание «Инновационное развитие образовательного учреждения как основное условие обеспечения нового качества подготовки кадров».

В работе семинара - совещания приняли участие представители федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием, российские ученые, работники учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования, руководители образовательных учреждений СПО и НПО, руководители экспериментальных площадок на базе учреждений СПО, сотрудники образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, всего более 200 человек из __35__субъектов Российской Федерации.

В центре внимания участников семинара - совещания были следующие проблемы:

- научные подходы и требования к определению перспективных направлений инновационной деятельности учебного учреждения;
-  теоретико-методологические основы построения  инновационных образовательных систем;
- научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения;
- стратегическое и оперативное управление инновационными процессами в образовательных учреждениях.

В ходе семинара - совещания проходила работа следующих секций:

1. Проектирование инновационной образовательной системы учебного заведения  на основе активизации управления  информационной средой.
2. Мониторинг инновационных процессов как условие обеспечения нового качества подготовки современных специалистов.
3. Интеграционные процессы в социально – профессиональной подготовке кадров.

     Заслушав и обсудив доклады и сообщения на пленарном заседании и секциях, познакомившись с опытом работы по определению направлений, обеспечению инновационного развития образовательных учреждений различных уровней образования, участники семинара - совещания подчеркивают важность, актуальность и своевременность проблем, вынесенных на обсуждение.

     Семинар - совещание отмечает, что коренные изменения экономической, политической и социальной ситуации в стране, произошедшие за последние десятилетие, повлекли за собой изменения в сознании и поведении людей, в требованиях, которые предъявляет общество к современному человеку. Сегодня резко возрос спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, готовую к генерированию новых идей, принятию нетрадиционных решений, способную управлять своим развитием и адекватно реагирующую на быстро изменяющиеся профессиональные и иные социальные условия.

     Участники семинара – совещания  считают, что на современном этапе развития общества и государства, в период резкого ускорения научно – технического прогресса и  переходе к постиндустриальному обществу, образовательному учреждению уже недостаточно только реагировать на происходящие изменения, оно должно развиваться опережающими темпами.

     Адаптация образовательного учреждения к потребностям рыночной экономики происходит через поиск инновационных средств, технологий, путей решения. Активизация инновационной деятельности образовательных учреждений различных уровней образования детерминирует выделение в качестве одного из стратегических направлений -  инновационное развитие. Реализация данного стратегического направления возможна только в условиях целенаправленной инновационной деятельности. Участники семинара – совещания отмечают, что для успешного осуществления инновационной деятельности каждому образовательному учреждению предстоит создать особые условия, которые в максимальной степени будут способствовать формированию и развитию инновационного типа личности преподавателя и коллектива, инновационного климата и образа жизни.

     В образовательных учреждения, выбравших для себя инновационный путь развития, инноватикой охвачены все сферы деятельности учреждения, такие как: образовательная, хозяйственная, управленческая и др.

     Участниками семинара – совещания была подчеркнута особая значимость инновирования управления образовательным учреждением, образовательного процесса и его мониторинговой составляющей, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, международной сферы деятельности, процессов информатизации и социального диалога с партнерами.

     В ходе семинара – совещания было подчеркнуто, что инновационное развитие образовательного учреждения возможно только после инновирования ресурсной сферы, обеспечивающей эффективную деятельность образовательного учреждения.

     Однако в ходе конструктивного диалога участников и организаторов семинара – совещания были выявлены определенные проблемы в области инновационного развития образовательных учреждений. В частности, было подчеркнуто, что сегодня отсутствуют легально обозначенные категории «инновация», «инновационная система», «инновационная образовательная система», «инновационная педагогическая система», «инновационное развитие» и др., что существенно осложняет развитие диалога по данной проблематике, кроме того, не определены четкие модели и механизмы проектирования инновационных систем; инновационное развитие образовательных учреждений научно и  методически не обеспечено. Вышесказанное говорит о необходимости  повышенного внимания и координации действий в рамках обозначенной  тематики со стороны Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, органов управления образованием, Федерального института развития образования и иных заинтересованных лиц.

В этой связи участники семинара – совещания рекомендуют:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать федеральную  программу управления инновационным развитием образовательных учреждений;
- сформировать рабочую группу ученых в области педагогической науки с целью разработки и легализации общего понятийного аппарата инновационной тематики;
- создать нормативно – правовую базу, регулирующую статус «инновационного образовательного учреждения»;
-  обозначить четкие критерии инновационного развития образовательного учреждения»;
-  разработать и нормативно – закрепить финансово – экономический механизм совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями различных форм собственности (совместно с Министерством финансов);
- разработать долгосрочную программу формирования единого информационного образовательного пространства образовательных учреждений различных уровней образования;
- обеспечить свободный доступ к различным инновационным программам и проектам с целью ознакомления с их содержанием;

Федеральному агентству по образованию:

- разработать систему мер по координации и коррекции деятельности образовательных учреждений в процессе реализации ими программ инновационного развития;
- организовать презентацию опыта технологической реализации инновационных образовательных программ и проектов образовательных учреждений различных уровней образования; 
- создать рабочие группы из представителей образовательных учреждений, имеющих опыт инновационной деятельности в определенных направлениях, с целью его обобщения и распространения  через организацию и проведение семинаров – презентаций на базе одного из них или виртуально, в режиме on – line;
- создать рабочие группы из представителей образовательных учреждений, имеющих опыт инновационной деятельности в информационной сфере, для создания распределенной сети с целью формирования единого информационного пространства и обеспечения возможности использования научного, учебно – методического, библиотечного  и пр. потенциалов друг друга;
- создать информационный ресурс в сети Интернет, объединяющий информацию обо всех научных мероприятиях по проблемам инновационного развития  и  обеспечивающий с целью ознакомления к материалам докладов, сообщений выступающих;
- организовывать и проводить совместные научные мероприятия образовательных учреждений различных уровней по проблемам инновационного развития с целью обеспечения преемственности;
- содействовать разработке, апробации и внедрению методик, обеспечивающих применение инновационных технологий в образовательном процессе средних профессиональных учебных заведений применительно к конкретной области профессиональной деятельности;

Органам управления образования субъектов Российской Федерации:

- разработать программу инновационного развития системы образования субъекта;
- организовать систематическое проведение мастер – классов учебных занятий по использованию различных инновационных технологий в образовательном процессе;
- оказывать содействие образовательным учреждениям в их инновационном развитии;

Федеральному институту развития образования (ФИРО):

 - обеспечить научно-методическую поддержку образовательным учреждениям среднего и начального профессионального образования в процессе стратегического и тактического планирования инновационной деятельности образовательного учреждения;
- обеспечить научно-методическую поддержку в реализации инновационных образовательных программ образовательных учреждений;
- использовать опыт инновационных образовательных учреждений по определенным направлениям путем включения их представителей в состав групп – разработчиков различных федеральных проектов;

Руководителям образовательных учреждения СПО и НПО:

- рассматривать инновационное развитие образовательного учреждения как приоритетное стратегическое направление;
- начать целенаправленную работу по формированию и развитию в образовательном учреждении инновационной среды как основного условия успешной инновационной деятельности;
- обеспечить систематическое применение различных инновационных технологий в управленческой деятельности, в образовательном процессе, в оценке качества подготовки выпускников и иных сферах деятельности образовательного учреждения.

Участники Всероссийского семинара - совещания в г. Смоленске отмечают его результативность, высокий уровень организации и проведения, а также выражают благодарность его организаторам в лице Федерального агентства по образованию, Института педагогики и психологии Российской Академии образования за предоставленную возможность конструктивного обмена мнениями и опытом. Все участники единодушно считают итоги работы семинара – совещания определяющими  целеполагание дальнейшего развития образовательных учреждений, в том числе и в инновационной сфере.  

 

2006 © Смоленский промышленно-экономический колледж. 214018 Россия, г.Смоленск, пр-т Гагарина, 56
spek@spek.keytown.com www.spek.keytown.com