Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

ГОРЕЛИК Александр Семенович, директор Информационного центра ООН в Москве (Москва)

Права человека как актуальный информационный ресурс

ООН уделяет немалое внимание тому, что можно назвать “демократическим подходом” к основным глобальным проблемам. Его основы – право общественности на информацию, ее право на участие и доступ к правосудию. Суть заключается в том, чтобы наделить гражданина возможностями сделать подотчетными тех, кто им управляет.

В Декларации тысячелетия (2000 г.) государства заявили, что они не пожалеют усилий для поощрения демократии и укрепления верховенства права, а также для обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод. Тем самым они признали, что избавление от нужды и страха необходимо, но его недостаточно. Иными словами, никакая стратегия обеспечения безопасности и никакие усилия в интересах развития не увенчаются успехом, если они не будут основываться на прочном фундаменте уважения человеческого достоинства.

По существу, к сегодняшнему дню сформировался комплекс норм, которые можно считать международным биллем о правах человека, в том числе стандарты защиты наиболее слабых, включая жертв конфликта и преследований. Наученное горьким опытом международное сообщество стало более глубоко осознавать необходимость включения положений о правах человека и верховенстве права в мирные соглашения и обеспечения их выполнения. Вместе с тем, все более широко признается, что нельзя допускать, чтобы какой бы то ни было правовой принцип – даже суверенитет – выступал в качестве прикрытия преступлений против человечности и массовых людских страданий.

Однако без осуществления на практике самые лучшие декларации остаются пустым звуком. Согласно ясному высказыванию Кофи Аннана, каждое государство, провозглашающее верховенство права у себя дома, должно уважать этот принцип за рубежом, и всякое государство, настаивающее на его соблюдении в других странах, должно обеспечивать его у себя дома. Никто не может претендовать на абсолютную непогрешимость в вопросах прав человека. Необходимо обеспечить практическое осуществление национальных законов и международных договоренностей, сделать имеющиеся институты по-настоящему эффективными.

Права человека также необходимы бедным, как и богатым, и их защита столь же важна для безопасности и благополучия развитого мира, сколь и для развивающегося. Было бы ошибочным рассматривать права человека как нечто такое, чем можно пожертвовать ради, скажем, борьбы с терроризмом, если под этим “соусом” страны начинают всерьез купировать те самые личные свободы, которые это зло стремятся отнять у граждан.

Права человека занимают ключевое место в пакете предложений, которые Кофи Аннан недавно изложил в докладе “При большей свободе”. В нем он подчеркнул, что сейчас для дела отстаивания прав человека наступает новый этап. В течение большей части последних 60 лет мировое сообщество делало упор на формулирование, кодификацию и закрепление этих прав. В результате была создана огромная база законов, стандартов и механизмов – Всеобщая декларация, международные пакты и многое другое. В некоторых областях такую работу необходимо продолжать. Однако сейчас эпоха деклараций уходит в прошлое, а ей на смену приходит время осуществления договоренностей.

В свете этого Кофи Аннан предложил внести изменения в центральные институты в области прав человека. В частности, речь идет о том, чтобы укрепить Управление Верховного комиссара по правам человека. Функции этого Управления уже существенно расширились. Помимо традиционной просветительской и “адвокатской” деятельности, сегодня оно также предлагает широкий спектр технической помощи.

И все же Управление по-прежнему ощущает нехватку средств в ряде ключевых областей. Оно не может, например, должным образом заниматься ранним предупреждением, хотя зачастую нарушения прав человека являются предвестником нестабильности. Несмотря на то, что в работе ООН права человека занимают центральное место, она выделяет на эту программу всего два процента своего регулярного бюджета. Эта “скряжистость” не делает чести международному сообществу.

Кроме того, Генсекретарь рекомендовал государствам-членам заменить Комиссию по правам человека меньшим по своему составу Советом по правам человека.

В ее нынешнем виде Комиссия имеет некоторые заметные сильные стороны, однако ее работоспособность в немалой степени была подорвана политизацией ее сессий и избирательностью в ее повестке дня.

Основная посылка руководителя ООН заключается в том, что главный межправительственный орган, занимающийся правами человека, должен иметь статус, авторитет и потенциал, соответствующий важности его работы. Поэтому он предложил сделать Совет постоянным органом, который будет собираться тогда, когда это необходимо, а не только в течение шести недель в году, как это происходит сейчас. Он должен иметь четко определенную функцию палаты, где все страны на равных будут обсуждать друг друга. В его основную задачу будет входить оценка выполнения всеми государствами всех своих обязательств в области прав человека. Это наполнит конкретным содержанием принцип универсальности и неделимости прав человека. Равное внимание необходимо будет уделять гражданским, политическим, экономическим, социальным и культурным правам, а также праву на развитие.

Новый Совет по правам человека должен, по словам Генсекретаря, стать “обществом приверженных”. Вот почему речь идет о том, чтобы его члены избирались Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов, а не простым большинством. Подразумевается, что те, кто будет избран, будут обладать солидной репутацией в плане приверженности самым высоким стандартам в области прав человека.

А сейчас короткий конкретный комментарий о правах человека как информационном ресурсе.

Веб-сайт ООН представляет собой наиболее полный источник информации в Интернете по правам человека.

В тематическом разделе “Права человека”, по адресу: http://www.un.org/russian/hr/ , находится информация о договорных органах ООН, процедурах представления жалоб, материалы по свободе убеждений, правам коренных народов, инвалидов, вопросы преподавания прав человека, защиты гражданских лиц в вооруженных конфликтах.

Пользователи также могут ознакомиться с полными текстами международных конвенций, соглашений и деклараций по правам человека на русском языке по адресу: http://www.un.org/russian/documen/convents/hr.htm .

Документы международных конференций и совещаний по правам человека можно найти по адресу: http://www.un.org/russian/hr/conf/ .

На сайте Верховного комиссара ООН по правам человека, http://www.ohchr.org/english/, размещены документа и доклады Верховного комиссара, информация о деятельности Комиссии ООН по правам человека, доклады Комиссии по поощрению и защите прав человека, деятельности шести договорных комитетов по правам человека, периодические доклады государств-участников, представляемые этим комитетам.

При всем этом использование информационных ресурсов ООН подчас являет собой странную картину. Многие из них задействованы чрезвычайно активно.

Так, количество посещений веб-сайта Организации Объединенных Наций увеличилось с более 2,1 миллиарда в 2003 году до 2,3 миллиарда в 2004 году. В настоящее время веб-сайт ежедневно посещают в среднем свыше 8 миллионов человек из более чем 199 стран; в 2004 году ежедневно просматривалось почти 922 000 страниц. Кстати, просмотры страниц, в отличие от посещений, являются более точным показателем фактического использования материалов. Количество посещений веб-сайта в целом увеличилось в 2004 году лишь на 7,69 процента по сравнению с 2003 годом. Однако за этот же период количество просмотров страниц возросло почти на 26 процентов. Увеличение количества просмотров страниц указывает на то, что интерес к материалам Организации Объединенных Наций и их получение через веб-сайт продолжают расти.

Хотя повышательная тенденция наблюдалась на всех языковых сайтах, показатели роста значительно отличались. Что касается процентного увеличения количества просмотров страниц и количества посещений веб-сайта ООН на различных языковых сайтах за период с 2003 по 2004 годы, то наибольший динамизм наблюдался на китайском сайте (+ 190% по количеству посещений и +280% по количеству просмотренных страниц). К чести русского сайта – а точнее его пользователей – он шел вторым (соответственно, +36% и +80%).

Общее количество новых страниц на веб-сайте постоянно увеличивается. Уровень деятельности по расширению и эксплуатации веб-сайта на языках помимо английского и французского отражает усилия по достижению равенства языков.

Но это положительное развитие никак не может затмить того факта, что подавляющее количество информационных материалов ООН, в т.ч. размещенных на ее веб-сайте, существует на английском языке.

Значительная часть всех этих ооновских источников просматривается через Интернет специалистами, преподавателями, студентами и т.п. Однако множество материалов на магнитных и бумажных носителях используется явно недостаточно, несмотря на их в целом высокое качество и ценность.

Одним из таких не слишком используемых информационных ресурсов является Система официальных документов (СОД), которая содержит полные тексты большинства документов ООН, опубликованных с 1993 г., а также избранные документы, изданные до 1993 г. Это одна из самых мощных баз данных, когда-либо составлявшихся международной организацией. Однако работники Секретариата ООН по-прежнему сетуют, что клиенты редко к ней обращаются. Прежде, надо признать, для входа в СОД необходимо было набрать пароль и имя пользователя, что, конечно, затрудняло доступ, но уже несколько месяцев как данный барьер снят, и теперь, надо надеяться, использование этого ценного источника информации возрастет.

Разрыв между реальным использованием информационных ресурсов ООН и их потенциальными возможностями объясняется целым рядом факторов. В развитых странах, возможно, важнейшим является конкуренция. Там, как правило, библиотеки при колледжах и университетах традиционно пользуются платными услугами абонентских баз данных в режиме он-лайн, и все большее количество студентов и профессоров черпают из них основную информацию для своих научных исследований. Кроме того, многие студенты охотно используют бесплатные, но зачастую недостоверные публикации сетевых изданий, доступные благодаря веб-ссылкам и поисковым системам.

Другим серьезным препятствием является то, что достаточно распространено упрощенное представление о всемирной организации, и большое количество потенциальных пользователей недооценивают ее как источник информации.

Бытующее мнение о том, что источники ООН сложны в расшифровке, к сожалению, иногда справедливо. Например, “флаговые” (masthead) документы - самая большая по количеству и разнообразию категория информационных ресурсов ООН – предназначены главным образом для делегаций стран-членов организации и ее штатных сотрудников. Именно по этой причине авторы многих из таких документов склонны полагать, что их читатели знакомы со всеми процедурами и хитросплетениями ООН. Это становится очевидным уже из заголовков таких материалов. Вот один из них – “Рассмотрение докладов, представленных странами–участницами в соответствии со статьей 9 конвенции: Шестнадцатые периодические доклады стран-участниц, подлежащие представлению в 2002 г.: Приложение: Марокко”. Это доклад представителя Марокко о соблюдении Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, однако его заголовок не содержит и намека на тему доклада для неспециалиста. Этот недостаток особенно пагубен потому, что двумя основными критериями поиска источников информации для тех же студентов является легкость нахождения и простота понимания.

Некоторые из упомянутых проблем не поддаются быстрому решению. Конкуренция будет продолжаться, а средства массовой информации вряд ли будут смотреть на ООН через розовые очки. Что же нужно сделать для того, чтобы повысить значение информации ООН для исследований, проводимых студентами и профессорами, и для рядового человека?

ООН должна настойчиво улучшать условия доступа к своим документам. Так, пользователи в академических кругах ожидают найти на титульном листе данные об авторе или авторском коллективе и тему публикации. Однако далеко не все документы ООН отвечают этим основополагающим требованиям.

Большинство студентов, сотрудников факультетов и библиотекарей не знают о существовании депозитарных библиотек ООН. Работники депозитарных библиотек должны изживать эту неосведомленность, как можно шире пропагандируя свои фонды и услуги.

Ряд библиотечных работников в США рекомендуют также составить список дисциплин, при изучении которых могут быть использованы материалы ООН, а затем широко оповещать преподавателей о существовании конкретных информационных ресурсов.

Высокая посещаемость сайтов и баз данных ООН отражает исключительный интерес к ее деятельности, однако этот уровень может быть превзойден. Очень важно, чтобы усилия в данной области не ограничились лишь технологическими новшествами. Необходимо решать и прочие коммуникационные проблемы. Только комплексный подход может обеспечить, чтобы информационные ресурсы ООН стали по-настоящему “обращенными к пользователю”.

 

 

***

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год