21 июня 2005г.
Пленарное заседание
ГОРЕЛИК Александр
Семенович, директор Информационного центра
ООН в Москве (Москва)
Права человека как
актуальный информационный ресурс
ООН уделяет немалое внимание тому, что
можно назвать “демократическим подходом” к
основным глобальным проблемам. Его основы –
право общественности на информацию, ее право на
участие и доступ к правосудию. Суть заключается в
том, чтобы наделить гражданина возможностями
сделать подотчетными тех, кто им управляет.
В Декларации тысячелетия (2000 г.)
государства заявили, что они не пожалеют усилий
для поощрения демократии и укрепления
верховенства права, а также для обеспечения
уважения всех международно признанных прав
человека и основных свобод. Тем самым они
признали, что избавление от нужды и страха
необходимо, но его недостаточно. Иными словами,
никакая стратегия обеспечения безопасности и
никакие усилия в интересах развития не
увенчаются успехом, если они не будут
основываться на прочном фундаменте уважения
человеческого достоинства.
По существу, к сегодняшнему дню
сформировался комплекс норм, которые можно
считать международным биллем о правах человека,
в том числе стандарты защиты наиболее слабых,
включая жертв конфликта и преследований.
Наученное горьким опытом международное
сообщество стало более глубоко осознавать
необходимость включения положений о правах
человека и верховенстве права в мирные
соглашения и обеспечения их выполнения. Вместе с
тем, все более широко признается, что нельзя
допускать, чтобы какой бы то ни было правовой
принцип – даже суверенитет – выступал в
качестве прикрытия преступлений против
человечности и массовых людских страданий.
Однако без осуществления на практике
самые лучшие декларации остаются пустым звуком.
Согласно ясному высказыванию Кофи Аннана, каждое
государство, провозглашающее верховенство права
у себя дома, должно уважать этот принцип за
рубежом, и всякое государство, настаивающее на
его соблюдении в других странах, должно
обеспечивать его у себя дома. Никто не может
претендовать на абсолютную непогрешимость в
вопросах прав человека. Необходимо обеспечить
практическое осуществление национальных
законов и международных договоренностей,
сделать имеющиеся институты по-настоящему
эффективными.
Права человека также необходимы
бедным, как и богатым, и их защита столь же важна
для безопасности и благополучия развитого мира,
сколь и для развивающегося. Было бы ошибочным
рассматривать права человека как нечто такое,
чем можно пожертвовать ради, скажем, борьбы с
терроризмом, если под этим “соусом” страны
начинают всерьез купировать те самые личные
свободы, которые это зло стремятся отнять у
граждан.
Права человека занимают ключевое
место в пакете предложений, которые Кофи Аннан
недавно изложил в докладе “При большей
свободе”. В нем он подчеркнул, что сейчас для
дела отстаивания прав человека наступает новый
этап. В течение большей части последних 60 лет
мировое сообщество делало упор на
формулирование, кодификацию и закрепление этих
прав. В результате была создана огромная база
законов, стандартов и механизмов – Всеобщая
декларация, международные пакты и многое другое.
В некоторых областях такую работу необходимо
продолжать. Однако сейчас эпоха деклараций
уходит в прошлое, а ей на смену приходит время
осуществления договоренностей.
В свете этого Кофи Аннан предложил
внести изменения в центральные институты в
области прав человека. В частности, речь идет о
том, чтобы укрепить Управление Верховного
комиссара по правам человека. Функции этого
Управления уже существенно расширились. Помимо
традиционной просветительской и “адвокатской”
деятельности, сегодня оно также предлагает
широкий спектр технической помощи.
И все же Управление по-прежнему
ощущает нехватку средств в ряде ключевых
областей. Оно не может, например, должным образом
заниматься ранним предупреждением, хотя
зачастую нарушения прав человека являются
предвестником нестабильности. Несмотря на то,
что в работе ООН права человека занимают
центральное место, она выделяет на эту программу
всего два процента своего регулярного бюджета.
Эта “скряжистость” не делает чести
международному сообществу.
Кроме того, Генсекретарь рекомендовал
государствам-членам заменить Комиссию по правам
человека меньшим по своему составу Советом по
правам человека.
В ее нынешнем виде Комиссия имеет
некоторые заметные сильные стороны, однако ее
работоспособность в немалой степени была
подорвана политизацией ее сессий и
избирательностью в ее повестке дня.
Основная посылка руководителя ООН
заключается в том, что главный
межправительственный орган, занимающийся
правами человека, должен иметь статус, авторитет
и потенциал, соответствующий важности его
работы. Поэтому он предложил сделать Совет
постоянным органом, который будет собираться
тогда, когда это необходимо, а не только в течение
шести недель в году, как это происходит сейчас. Он
должен иметь четко определенную функцию палаты,
где все страны на равных будут обсуждать друг
друга. В его основную задачу будет входить оценка
выполнения всеми государствами всех своих
обязательств в области прав человека. Это
наполнит конкретным содержанием принцип
универсальности и неделимости прав человека.
Равное внимание необходимо будет уделять
гражданским, политическим, экономическим,
социальным и культурным правам, а также праву на
развитие.
Новый Совет по правам человека должен,
по словам Генсекретаря, стать “обществом
приверженных”. Вот почему речь идет о том, чтобы
его члены избирались Генеральной Ассамблеей
большинством в две трети голосов, а не простым
большинством. Подразумевается, что те, кто будет
избран, будут обладать солидной репутацией в
плане приверженности самым высоким стандартам в
области прав человека.
А сейчас короткий конкретный
комментарий о правах человека как
информационном ресурсе.
Веб-сайт ООН представляет собой наиболее
полный источник информации в Интернете по правам
человека.
В тематическом разделе “Права
человека”, по адресу: http://www.un.org/russian/hr/
, находится информация о договорных органах ООН,
процедурах представления жалоб, материалы по
свободе убеждений, правам коренных народов,
инвалидов, вопросы преподавания прав человека,
защиты гражданских лиц в вооруженных конфликтах.
Пользователи также могут ознакомиться
с полными текстами международных конвенций,
соглашений и деклараций по правам человека на
русском языке по адресу: http://www.un.org/russian/documen/convents/hr.htm
.
Документы международных конференций и
совещаний по правам человека можно найти по
адресу: http://www.un.org/russian/hr/conf/
.
На сайте Верховного комиссара ООН по
правам человека, http://www.ohchr.org/english/,
размещены документа и доклады Верховного
комиссара, информация о деятельности Комиссии
ООН по правам человека, доклады Комиссии по
поощрению и защите прав человека, деятельности
шести договорных комитетов по правам человека,
периодические доклады государств-участников,
представляемые этим комитетам.
При всем этом использование
информационных ресурсов ООН подчас являет собой
странную картину. Многие из них задействованы
чрезвычайно активно.
Так, количество посещений веб-сайта
Организации Объединенных Наций увеличилось с
более 2,1 миллиарда в 2003 году до 2,3 миллиарда в 2004
году. В настоящее время веб-сайт ежедневно
посещают в среднем свыше 8 миллионов человек из
более чем 199 стран; в 2004 году ежедневно
просматривалось почти 922 000 страниц. Кстати,
просмотры страниц, в отличие от посещений,
являются более точным показателем фактического
использования материалов. Количество посещений
веб-сайта в целом увеличилось в 2004 году лишь на 7,69
процента по сравнению с 2003 годом. Однако за этот
же период количество просмотров страниц
возросло почти на 26 процентов. Увеличение
количества просмотров страниц указывает на то,
что интерес к материалам Организации
Объединенных Наций и их получение через веб-сайт
продолжают расти.
Хотя повышательная тенденция
наблюдалась на всех языковых сайтах, показатели
роста значительно отличались. Что касается
процентного увеличения количества просмотров
страниц и количества посещений веб-сайта ООН на
различных языковых сайтах за период с 2003 по 2004
годы, то наибольший динамизм наблюдался на
китайском сайте (+ 190% по количеству посещений и
+280% по количеству просмотренных страниц). К чести
русского сайта – а точнее его пользователей – он
шел вторым (соответственно, +36% и +80%).
Общее количество новых страниц на
веб-сайте постоянно увеличивается. Уровень
деятельности по расширению и эксплуатации
веб-сайта на языках помимо английского и
французского отражает усилия по достижению
равенства языков.
Но это положительное развитие никак не
может затмить того факта, что подавляющее
количество информационных материалов ООН, в т.ч.
размещенных на ее веб-сайте, существует на
английском языке.
Значительная часть всех этих
ооновских источников просматривается через
Интернет специалистами, преподавателями,
студентами и т.п. Однако множество материалов на
магнитных и бумажных носителях используется
явно недостаточно, несмотря на их в целом высокое
качество и ценность.
Одним из таких не слишком используемых
информационных ресурсов является Система
официальных документов (СОД), которая содержит
полные тексты большинства документов ООН,
опубликованных с 1993 г., а также избранные
документы, изданные до 1993 г. Это одна из самых
мощных баз данных, когда-либо составлявшихся
международной организацией. Однако работники
Секретариата ООН по-прежнему сетуют, что клиенты
редко к ней обращаются. Прежде, надо признать, для
входа в СОД необходимо было набрать пароль и имя
пользователя, что, конечно, затрудняло доступ, но
уже несколько месяцев как данный барьер снят, и
теперь, надо надеяться, использование этого
ценного источника информации возрастет.
Разрыв между реальным использованием
информационных ресурсов ООН и их потенциальными
возможностями объясняется целым рядом факторов.
В развитых странах, возможно, важнейшим является
конкуренция. Там, как правило, библиотеки при
колледжах и университетах традиционно
пользуются платными услугами абонентских баз
данных в режиме он-лайн, и все большее количество
студентов и профессоров черпают из них основную
информацию для своих научных исследований. Кроме
того, многие студенты охотно используют
бесплатные, но зачастую недостоверные
публикации сетевых изданий, доступные благодаря
веб-ссылкам и поисковым системам.
Другим серьезным препятствием
является то, что достаточно распространено
упрощенное представление о всемирной
организации, и большое количество потенциальных
пользователей недооценивают ее как источник
информации.
Бытующее мнение о том, что источники
ООН сложны в расшифровке, к сожалению, иногда
справедливо. Например, “флаговые” (masthead)
документы - самая большая по количеству и
разнообразию категория информационных ресурсов
ООН – предназначены главным образом для
делегаций стран-членов организации и ее штатных
сотрудников. Именно по этой причине авторы
многих из таких документов склонны полагать, что
их читатели знакомы со всеми процедурами и
хитросплетениями ООН. Это становится очевидным
уже из заголовков таких материалов. Вот один из
них – “Рассмотрение докладов, представленных
странами–участницами в соответствии со статьей
9 конвенции: Шестнадцатые периодические доклады
стран-участниц, подлежащие представлению в 2002 г.:
Приложение: Марокко”. Это доклад
представителя Марокко о соблюдении Конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации,
однако его заголовок не содержит и намека на тему
доклада для неспециалиста. Этот недостаток
особенно пагубен потому, что двумя основными
критериями поиска источников информации для тех
же студентов является легкость нахождения и
простота понимания.
Некоторые из упомянутых проблем не
поддаются быстрому решению. Конкуренция будет
продолжаться, а средства массовой информации
вряд ли будут смотреть на ООН через розовые очки.
Что же нужно сделать для того, чтобы повысить
значение информации ООН для исследований,
проводимых студентами и профессорами, и для
рядового человека?
ООН должна настойчиво улучшать
условия доступа к своим документам. Так,
пользователи в академических кругах ожидают
найти на титульном листе данные об авторе или
авторском коллективе и тему публикации. Однако
далеко не все документы ООН отвечают этим
основополагающим требованиям.
Большинство студентов, сотрудников
факультетов и библиотекарей не знают о
существовании депозитарных библиотек ООН.
Работники депозитарных библиотек должны
изживать эту неосведомленность, как можно шире
пропагандируя свои фонды и услуги.
Ряд библиотечных работников в США
рекомендуют также составить список дисциплин,
при изучении которых могут быть использованы
материалы ООН, а затем широко оповещать
преподавателей о существовании конкретных
информационных ресурсов.
Высокая посещаемость сайтов и баз
данных ООН отражает исключительный интерес к ее
деятельности, однако этот уровень может быть
превзойден. Очень важно, чтобы усилия в данной
области не ограничились лишь технологическими
новшествами. Необходимо решать и прочие
коммуникационные проблемы. Только комплексный
подход может обеспечить, чтобы информационные
ресурсы ООН стали по-настоящему “обращенными к
пользователю”.
***