Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

 

ЛАПШИН Анатолий Никонорович, главный консультант Губернатора Ивановской области, профессор международного “Института управления” (Иваново)

Рекомендация Комитета Министров Совета Европы 1981 года “О праве доступа информации, находящемся в распоряжении официальных (публичных) властей” в практике работы органов исполнительной власти Ивановской области

Вначале позвольте поблагодарить оргкомитет за любезное приглашение принять участие в столь высоком собрании.

Тема моего сообщения “Рекомендация Комитета Министров Совета Европы 1981 года “О праве доступа к информации, находящейся в распоряжении официальных (публичных) властей в практике работы органов исполнительной власти Ивановской области”.

Известно, что почти сразу после Второй мировой войны в 1949 году мировое сообщество декларировало в своей Всеобщей декларации прав человека право каждого получать информацию, к тому же как это может показаться ни странным, любыми средствами. Однако ни данная Декларация, ни Европейская конвенция о защите прав человека 1950 года и основных свободах не возложили на государства – участники Организации объединенных наций и Совета Европы обязанность обеспечивать своих граждан (подданных и подопечных) информацией, находящихся в распоряжении официальных (публичных) властей, как центральных, так и региональных, местных.

Справедливости ради следует сказать, что не смог решить этот вопрос и Комитет конституционного надзора Союза ССР в конце 1990 – начале 1991 годов дважды рассматривавшей вопрос о Правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан.

5 сентября 1991 года Съезд народных депутатов СССР в статье 12 Декларации прав и свобод человека провозгласил, что “каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей. Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условиям их применения”. 22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР в статье 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина установил, что “каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом”.

Статья 24 Конституции Российской Федерации, хотя и обязала органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, но ввела существенное ограничение в виде уже любого закона и не только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. В то же время Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” не решил задачу обеспечения населения информацией, находящейся в распоряжении официальных властей, а закон “О государственной тайне” не мог решить ее по определению.

Однако в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из принципов, изложенных в части третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации получили возможность использовать в своей практической деятельности решения, конвенции, рекомендации Комитета Министров Совета Европы, принятые им как после 1996 года, так и ранее, в том числе Рекомендацию КМСЕ ноября 1981 года “О праве доступа к информации, находящейся в распоряжении официальных (публичных) властей”.

Так мы в нашей области и поступили. В 1996 году Законодательным Собранием и Администрацией Ивановской области была создана Комиссия по подготовке к изданию Свода законодательства Ивановской области, сопредседателем которой я являюсь со стороны Администрации области.

Целью Комиссии по Своду является отбор и доведения до всех наиболее общественно значимых правовых актов как представительных, так и исполнительных органов власти области с декабря 1917 года – для принятия съездом Совета решения об образовании Иваново-Вознесенской губернии – предшественнице Ивановской области, являющейся в соответствии с ее Уставом правопреемником вновь образованной в 1918 году губернии, со всеми вытекающими правовыми последствиями. В результате проведенной подготовительной работы, определенных раздумий и сомнений, о причинах которых я остановлюсь позднее, мы пришли к выводу о необходимости положить в основу своей работы как Рекомендацию КМСЕ 1981 года, так и некоторые другие рекомендации КМСЕ наряду и имеющимися в нашем распоряжении отечественными наработками как советского, так и постсоветского периодов.

По предложению Комиссии 22 ноября 1999 года главой администрации Ивановской области было принято постановление за №789 “О порядке опубликования в Собрании законодательства Ивановской области действующих областных нормативных правовых актов, принятых до его учреждения” в 1996 году.

Основанием для издания столь важного документа кроме Рекомендации КМСЕ 1981 года явились также Указ Президента Российской Федерации от 30.12.1993 №2334 “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”, статья 2 Устава (Основное законы) Ивановской области и закон Ивановской области “О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации”.

В дальнейшем наша Комиссия по Своду проводило свою работу в полном соответствии с Рекомендацией КМСЕ 1981 года, но уже с конца 2000 года мы взяли на вооружение (если можно так высказаться) Рекомендацию КМСЕ за №R (2000) 12 “Об европейской политике в области доступа к архивам”.

Как практически в этом направлении строиться наша работа.

Члены Комиссии по Своду, а среди них 2 опытных архивиста управления по делам архивов, осуществляют просмотр, в первую очередь в Государственном архиве Ивановской области, а также областной научной библиотеке, если можно так выразиться “официальных” фондов по двум принципам:

    • сплошной просмотр документов за тот или иной год. Работа по этому принципу (а она у нас ведется девятый год) очень трудоемка и недостаточно эффективна;
    • заданной темы. Работа по этому принципу менее трудоемка и более эффективна, но могут быть пропущены отдельные ценные документы.

Поясню на конкретном примере. Нами завершена работа и введены в оборот через официальное издание “Собрания законодательства Ивановской области” областные правовые акты, касающиеся памятников архитектуры, истории и культуры на территории Ивановской области, принятые Ивановским облисполкомом и администрацией области за семьдесят с лишнем лет, начиная с постановления президиума Облисполкома Ивановской промышленной области от 15 декабря 1932 года “Об охране памятников искусства, революции, стороны, быта и природы”.

Если этот документ, а также решение Ивановского облисполкома от 17 июля 1947 года №747 “Об охране памятников архитектуры” были введены, в том числе в научный оборот, в результате сплошного просмотра всех фондов за 1932 и 1947 годы, то остальные ___ как взаимосвязанные с использованием в некоторых случаях имеющихся в госархиве картотек (ссылка на диск).

Учитывая общественную потребность в получении достоверной информации об официальной позиции региональных властей по тому или иному вопросу не только в сегодняшние дни, но и советское и постсоветское (до 2000 года) время, администрация Ивановской области поддержала открытие в г. Иваново филиала Российского гуманитарного университета, готовящего для нас не только специалистов по документоведению и документационному обеспечению управления, но и историков-архивистов. С их помощью мы надеемся ускорить работу над некоторыми проблемами, имеющимися и у наших библиотек.

Какие этот на наш взгляд проблемы.

Первая из них – доукомплектование краеведческих фондов библиотек подлинниками или копиями официальных изданий органов власти, в том числе и в электронном виде.

Когда и связи с чем возникла проблема, каковы пути ее решения.

Проблема возникла не сама по себе и я наверное не открою какую-то из тайн мадридского двора, когда скажу, что здесь особенно в семидесятые годы прошлого века, постарался Гослит СССР и его органы на местах, регулярно рассылавший в библиотеки указания, что должно быть изъято из публичного пользования, включая, например, протоколы сессий Совета депутатов за разные периоды. И если эти протоколы в архивах сохранились (пример). То в библиотеках их давно нет, в связи с чем хотелось бы предложить высокому собранию включить в рекомендации предложение Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в чьем ведении находятся и библиотеки, и архивы страны, Министерству по информационным технологиям и связи Российской Федерации как идеологу федеральной программы “Электронная Россия” выработать соответствующие рекомендации для субъектов Российской Федерации и вновь повсеместно формируемых органов местного самоуправления по данной проблематике.

Отдельные рекомендации должны на наш взгляд выработаны также для вузовских библиотек с участием как представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, так и вышеназванных министерств.

Что касается доступа общественности к информации сегодняшнего дня, имеющейся в распоряжении администрации Ивановской области, то у нас имеются то этому вопросу законодательно закрепленные целевые программы, функционирует Региональная информационно-аналитическая система, наиболее значимые проекты размещаются на сайте Администрации Ивановской области в Интернете.

Используются и традиционные способы доведения информации до общественности через печатные и электронные СМИ.

Всё это дает свой положительный, хотя и не очень большой эффект.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах реализации Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R (95) II относительно отбора, обработки, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах.

Следует отметить, что в Ивановской области законодательно закреплено официальное опубликование решений всех судов, если они касаются областных нормативно-правовых актов. Их публикация осуществляется в “Собрании законодательства Ивановской области”. Другие судебные решения: Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, Ивановского областного и арбитражного судов, Волго-Вятского окружного суда размещены в региональном выпуске “Консультант Плюс: Ивановский выпуск”, зарегистрированного в качестве электронного СМИ.

В то же время отсутствует какая-либо заинтересованность со стороны Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в кадровом и финансовом обеспечении создания информационно-поисковой системы судебных решений на местах.

Неплохо бы записать в наших итоговых документах обращения к судейскому сообществу в целом о необходимости глубокого анализа проблемы и формирования четких критериев отбора судебных решений районных и городских судов, также мировых судей, для включения их в информационно-правовые системы.

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Учитывая общий для всей территории Российской Федерации характер рекомендаций Комитета Министров Совета Европы, а также подведомственность тех или иных вопросов Правительству Российской Федерации, федеральным министерствами и агентствам, службам и департаментам полагаем, что разрешаемые в рекомендациях КМСЕ вопросы должны решаться прежде всего на общегосударственном уровне, а лишь затем на региональном и местном.

Неплохо бы было бы, если бы Министерство иностранных дел Российской Федерации озаботилось направлением в федеральные структуры, субъекты Федерации, находящихся в его распоряжении текстов документов международных сообществ и организаций, касающихся доступа общественности к информации, хотелось бы с переводом на русский язык.

А Минюсту России пора бы официально снять грифы “Для служебного пользования” с “Собраний действующего законодательства СССР” и “Систематического собрания действующего законодательства РСФСР” с предоставлением возможно тем органам, куда они были в свое время направлены, передать их в публичные библиотеки.

Спасибо за внимание! Если есть вопросы, готов на них ответить.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год