Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

Демидов Алексей Александрович, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” (Москва).

Участие Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” в формировании политики всеобщего доступа к информации

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я не буду останавливаться на разъяснении положений Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», принятых ЮНЕСКО в прошлом году «Руководящих принципах политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием» или приятой 13 мая с.г. Советом Европы «Декларации о правах человека и верховенстве права в информационном обществе». Все эти документы в печатном и электронном виде на компакт-дисках находятся в портфелях участников конференции.

Мне бы хотелось начать выступление с разговора о формировании политики всеобщего доступа к информации являющейся общественным достоянием как на национальном, так на региональном и муниципальном уровнях. Это вдвойне актуально в связи с вступлением в силу нового законодательства о местном самоуправлении.

Достаточно важной является проблема формирования политики доступа к социально значимой информации на уровне субъекта Федерации. Все мы знаем, что есть две стабильные формы государственного устройства – это федеративное и унитарное. И есть еще швейцарская конфедерация. Для нашей страны конституцией определено федеративное государственное устройство. Формирование государственной политики и политики в субъектах Российской Федерации – это достаточно сложные вопросы сами по себе. Но если мы говорим о необходимости формирования согласованной политики доступа – государственной, региональной и муниципальной – то мы выходим на новое качество осмысления этого явления и понимание того, что всем нам сегодня нужно договариваться о решении этих проблем. Каков мандат Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” в решении этих вопросов? Наверное, об этом я бы и хотел немного поговорить.

У каждой структуры есть внешние и внутренние функции.

Для нас внешние функции – это работа по обмену документами и аналитическими материалами:

- со штаб-квартирой ЮНЕСКО в рамках Межправительственного Совета Программы «Информация для всех»;

- с рабочими органами Всемирного Саммитом по информационному обществу (WSIS);

- с Международной Федерацией Библиотечных Ассоциаций и Информационных Центров (IFLA);

- с Европейской Комиссией в рамках Программы «Минерва+» (формирование общей стратегии и стандартов по созданию общеевропейской сети культурного и научного контента, куда в качестве полноценных партнеров входят также Россия и Израиль:

- с нашими зарубежными партнерами.

Мы получаем информацию из ЮНЕСКО, из служб, обеспечивающих подготовку этапов Всемирного Саммита по информационному обществу. Мы эту информацию соответствующим образом обрабатываем, препарируем и направляем нашим партнерам. В свою очередь наши партнеры на местах, получив информацию, используют её у себя для формирования местной идеологии, политики и тактики исходя из своих возможностей.

Сегодня можно констатировать, что ЮНЕСКО, Евро Комиссия и всё мировое информационное и культурно-образовательное сообщество определились, что наиболее предпочтительными центрами доступа к цифровым ресурсам, площадками по формированию информационного общества и общества знаний являются публичные библиотеки и информационные центры. Эти положения содержатся в документах ЮНЕСКО, WSIS, а наиболее полно и качественно они отражены в Манифесте публичных библиотек (г.Оейрас, Португалия, март 2003 г.).

Наши внутренние функции:

- перевод, адаптация, распространение, разъяснение и пропаганда целей и задач, изложенных в Программе «Информация для всех» и иных документах, касающихся формирования информационного общества и общества знаний;

- создание новых и поддержка действующих моделей (проектов и программ) в ходе эксплуатации которых происходит апробация эффективности предлагаемых международными организациями подходов к решению проблем формирования информационного общества, в том числе всеобщего доступа к киберпространству;

- участие в формировании информационной политики и политики доступа на национальном, региональном и местном уровнях.

Проанализировав ситуацию в стране, мы сегодня можем констатировать, что опыт Смоленщины, Башкирии, Бурятии, Чувашии, Перми, Архангельска, Мурманска, Камчатки, Рязани и других регионов подтверждает, что  наша страна идет по пути мирового сообщества в рассматриваемой области. Публичные библиотеки во многих регионах сегодня - главный информационный центр для доступа населения к социально значимой информации.

И это правильно. Библиотеки выполняли свои функции доступа к информации в России и во всем цивилизованном сообществе до 1917 года, и после революции, до 1991 года и выполняют их сейчас. Ни революции в России, ни великая депрессия в Америке, ни череда великих и холодных войн не повлияли на функции библиотек. Добавление идеологических компонентов в СССР к основным функциям библиотек не сильно изменило сущность и дух библиотек и библиотекарей.

В то же время появились попытки трансформировать библиотеки в другие структуры. Это аргументируется целями административной реформы, построения информационного общества и всякого-разного. Я считаю, что это абсолютно неразумный подход, который ведет к той политике, которую сейчас пытаются реализовать некоторые африканские страны, предлагая вместо создания полноценных библиотек проводить политику по открытию центров доступа населения к информации, например, с использованием ИКТ к Интернету, или с использованием каналов телевидения или радио. Но они то это делают от отсутствия возможностей создать библиотеки, кадры и библиотечные сети. Да, это очень дорогое, но и очень эффективное средство в решении не только проблем образования, науки, культуры и коммуникации, но и экономики, и других социальных проблем, и даже проблем безопасности – информационно, культурной, духовно-нравственной.  У нашей страны есть свой богатейший опыт, основанный на достижениях, и, наверное, не стоит ломать то, что создано.

Говоря о создании предпосылок для формирования политики всеобщего доступа к информации, являющейся общественным достоянием считаю необходимым обратиться к прописным истинам. В мире существует четыре универсальных регулятора общественных отношений – это мораль, обычаи, религия и право. Право – самый последний и самый молодой регулятор, но он на сегодняшний день и самый эффективный. Рассматривая этот регулятор применительно к действительности нашей страны и местным условиям, мы все должны очень четко понимать, что регионы у нас разные. В регионах разные предпочтения, разные конфессиональные срезы, разная структура формирования и реализации обычаев, основанных на этнической психологии, языке и культуре – эти характеристики необходимо учитывать при формировании местной информационной политики.

За последние 4-5 лет мы изучили опыт Смоленской, Мурманской, Пермской, Архангельской, Камчатской областей, республик Бурятия и Чувашия, Ставропольского и Краснодарского краёв, Еврейского и Ханты-Мансийского округов  по формированию региональной информационной политики и политики доступа к информации с учётом специфики как правовых, так морально-этических, культурно-этнических и конфессиональных предпочтений. И этот опыт подтверждает, что такой подход – самый правильный.

Москва – как столица России, не может сформировать правильную информационную политику для всего государства, потому что есть тонкие места, которые нужно регулировать, нужно формировать их именно с учетом местных обычаев, местной этики и местной религии.

Есть Дагестан, Татарстан и некоторые другие субъекты Российской Федерации, где основной религией является ислам. Там действует, если не мусульманское право, то некоторое его неписанное подобие и наравне с ним действует писанное право Российской Федерации. Хотим мы этого или нет, но наслоения мусульманского права, обычаев и религии существуют, и ломать эту систему трудно, а зачастую опасно.

Ламаизм в Бурятии и Калмыкии - несомненно более толерантная религия в отношении взаимовлияний, но и буддизм также имеет свою специфику, которую также необходимо учитывать при формировании местной информационной политики. И библиотекари – как хранители не только общего, но  и местного этнического наследия, общей культуры, обычаев – являются наиболее предпочтительными специалистами, которые смогут правильно выстроить местную информационную политику. И опыт реализации проекта по созданию центров общественного доступа на базе муниципальных библиотек в Бурятии в рамках ФЦП «Электронная Россия» стал этому ярким примером.

В связи с бурятским примером особо хочу отметить, что именно этим и хороша возникшая связка центры общественного доступа/центры доступа к правовой информации. Они как раз учитывают все особенности и препарируют информацию и правовую, и иную официальную для использования именно в своём регионе – это, пожалуй, самое главное. Здесь как раз происходит взаимодействие, взаимовлияние и взаимное усиление всех вышеназванных социальных регуляторов. Например, документы по вопросам доступа ООН и ЮНЕСКО, Европы и России накладываются один на один. На них накладываются «модели» местных морально-этических, религиозных и иных предпочтений. Всё это, будучи правильно примененным администрациями субъектов, создает прозрачную и понятную всем информационную среду.

Мы проследили, что в большинстве регионов, где использован был именно такой подход и народ знал, какая ему информация необходима  и где её можно взять, процесс реализации законодательства о монетизации льгот  проходил более мягко. Когда население знает, куда идти для получения правильной информации и какие действия совершать на основании полученной информации, оно совершает правильные шаги, а не перекрывает дорогу.

Недавно в Санкт-Петербурге закончилась Международная конференция «ЮНЕСКО между этапами Всемирного Саммита по информационному обществу». Мы были одним из главных организатором этого мероприятия. Вместе с нами в его реализации принимали участие штаб-квартира и Московское Бюро ЮНЕСКО, Правительство Российской Федерации. На этой площадке впервые произошло то, что единым фронтом выступило Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации. Там же участвовали и неправительственные организации: Институт развития информационного общества и Центр проблем информатизации сферы культуры.

В рамках конференции было проведено двенадцать секций, и из них одна была целиком посвящена проблемам доступа, но наравне с этой проблематикой рассматривались и вопросы образования и человеческого потенциала в обществе знаний и многие другие.

Секция «Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием рекомендовала включить в итоговый документ конференции следующие положения, обращенные к ЮНЕСКО: Заняться проблемой разумного ограничения принципа авторского права для целей образования, науки и культуры в информационном обществе; Разработать принципы политики повышения доступности официальной государственной информации.

Правительствам было рекомендовано способствовать созданию программ по приобретению неисключительных прав на интеллектуальную собственность в целях развития информационного общества содействовать созданию общественных центров, осуществляющих бесплатный доступ к правовой информации.

Рассматривая результаты Питерской конференции хотелось бы особо подчеркнуть тот факт, что сегодня происходит переоценка ситуации с развитием киберпространства и в развитом секторе земного шара, и развивающемся. Всё-таки идея информационного общества начинает изменяться, происходит переход от осознания идеи  информационного общества и его механизмов в виде  создания инфраструктуры и обучения основам информационной грамотности к идее формирования общества знаний и информационной культуры. Эта та идеология, которую сегодня предлагают миру ООН и ЮНЕСКО. Идеология общества знаний направлена на формирование согласованной политики по четырем равновеликим векторам- направлениям - это образование для всех на протяжении всей жизни, всеобщий доступ к информации, многоязычие и культурное разнообразие, свобода самовыражения и свобода коммуникаций.

В чем принципиальное отличие? Если мы будем строить информационное общество только путем создания инфраструктуры, то мы получим ещё больший информационный разрыв. Никогда страны Африки не догонят развитые страны в этой гонке информационных технологий, инфраструктуры и программного обеспечения, потому что всегда будут создаваться новые поколения железа, новые каналы связи, новый софт и опоздавшие опоздают навсегда. Здесь главная позиция – образование для всех на протяжении всей жизни. В возникающем информационном мире каждый человек должен уметь пользоваться информационными технологиями для решения стоящих перед ним лично задач: то ли по защите его прав как человека, то ли по защите прав потребителя, то ли для получения образования. И это должно происходить на любом континенте, в любой точнее земного шара.

Одно из главных направлений реализации политики доступа к информации – это эффективная реализация направлений по партнерству и сотрудничеству.

Прелесть реализуемой сегодня в России Роскультурой, Спецсвязью ФСО России, при нашем участии и обязательном активном участии органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований программы  создания сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек именно в этом и заключается.

В рамках этой модели представители российского информационно-правового бизнеса не только безвозмездно передают для использования в центры свои не самые дешевые и очень достойные с точки зрения качества базы правовой информации, но они передают и компьютеры, и проводят обучающие семинары, и участвуют в PR-акциях. Да, у них есть свой интерес, но это правильный интерес, который соответствует интересу государства, общества и конкретного человека. Вся эта работа направлена на то, чтобы человек “с молодых ногтей” понимал, как функционирует и правовая и информационная система, как осуществляется доступ к информации. И как он будет использовать эти навыки, знания, найденную и созданную им самим информацию в своей будущей жизни, для решения своих проблем.

Это лишь малая часть проблем, которые  имеют отношение к вопросам, рассматриваемым нами на этой конференции. И я бы очень хотел, чтобы у нашего мероприятия был конкретный результат. Для меня он выражается в том, чтобы каждый участник конференции стал проводником идей и политики доступа к информации у себя. Сплотил вокруг себя коллег и друзей, журналистов и библиотекарей, чиновников и представителей общественности, а в первую очередь – молодежь, для достижения нашей общей цели – построения информационного общества и общества знаний, в центре которого должен стоять человек.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год