21 июня 2005г.
Пленарное заседание
Демидов Алексей
Александрович, заместитель председателя
Российского комитета Программы ЮНЕСКО
“Информация для всех” (Москва).
Участие Программы ЮНЕСКО
“Информация для всех” в формировании политики
всеобщего доступа к информации
Уважаемые
коллеги! В своем выступлении я не буду останавливаться на
разъяснении положений Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,
принятых ЮНЕСКО в прошлом году «Руководящих принципах политики
совершенствования государственной информации, являющейся
общественным достоянием» или приятой 13 мая с.г. Советом Европы
«Декларации о правах человека и верховенстве права в
информационном обществе». Все эти документы в печатном и
электронном виде на компакт-дисках находятся в портфелях
участников конференции.
Мне бы хотелось
начать выступление с разговора о формировании политики всеобщего
доступа к информации являющейся общественным достоянием как на
национальном, так на региональном и муниципальном уровнях. Это
вдвойне актуально в связи с вступлением в силу нового
законодательства о местном самоуправлении.
Достаточно
важной является проблема формирования политики доступа к
социально значимой информации на уровне субъекта Федерации. Все
мы знаем, что есть две стабильные формы государственного
устройства – это федеративное и унитарное. И есть еще
швейцарская конфедерация. Для нашей страны конституцией
определено федеративное государственное устройство. Формирование
государственной политики и политики в субъектах Российской
Федерации – это достаточно сложные вопросы сами по себе. Но если
мы говорим о необходимости формирования согласованной политики
доступа – государственной, региональной и муниципальной – то мы
выходим на новое качество осмысления этого явления и понимание
того, что всем нам сегодня нужно договариваться о решении этих
проблем. Каков мандат Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” в
решении этих вопросов? Наверное, об этом я бы и хотел немного
поговорить.
У каждой
структуры есть внешние и внутренние функции.
Для нас внешние
функции – это работа по обмену документами и аналитическими
материалами:
- со
штаб-квартирой ЮНЕСКО в рамках Межправительственного Совета
Программы «Информация для всех»;
- с рабочими
органами Всемирного Саммитом по информационному обществу (WSIS);
- с
Международной Федерацией Библиотечных Ассоциаций и
Информационных Центров (IFLA);
- с Европейской
Комиссией в рамках Программы «Минерва+» (формирование общей
стратегии и стандартов по созданию общеевропейской сети
культурного и научного контента, куда в качестве полноценных
партнеров входят также Россия и Израиль:
- с нашими
зарубежными партнерами.
Мы получаем
информацию из ЮНЕСКО, из служб, обеспечивающих подготовку этапов
Всемирного Саммита по информационному обществу. Мы эту
информацию соответствующим образом обрабатываем, препарируем и
направляем нашим партнерам. В свою очередь наши партнеры на
местах, получив информацию, используют её у себя для
формирования местной идеологии, политики и тактики исходя из
своих возможностей.
Сегодня можно
констатировать, что ЮНЕСКО, Евро Комиссия и всё мировое
информационное и культурно-образовательное сообщество
определились, что наиболее предпочтительными центрами доступа к
цифровым ресурсам, площадками по формированию информационного
общества и общества знаний являются публичные библиотеки и
информационные центры. Эти положения содержатся в документах
ЮНЕСКО, WSIS, а наиболее полно и качественно они отражены в
Манифесте публичных библиотек (г.Оейрас, Португалия, март 2003
г.).
Наши внутренние функции:
- перевод,
адаптация, распространение, разъяснение и пропаганда целей и
задач, изложенных в Программе «Информация для всех» и иных
документах, касающихся формирования информационного общества и
общества знаний;
- создание новых
и поддержка действующих моделей (проектов и программ) в ходе
эксплуатации которых происходит апробация эффективности
предлагаемых международными организациями подходов к решению
проблем формирования информационного общества, в том числе
всеобщего доступа к киберпространству;
- участие в
формировании информационной политики и политики доступа на
национальном, региональном и местном уровнях.
Проанализировав
ситуацию в стране, мы сегодня можем констатировать, что опыт
Смоленщины, Башкирии, Бурятии, Чувашии, Перми, Архангельска,
Мурманска, Камчатки, Рязани и других регионов подтверждает, что
наша страна идет по пути мирового сообщества в рассматриваемой
области. Публичные библиотеки во многих регионах сегодня -
главный информационный центр для доступа населения к социально
значимой информации.
И это правильно.
Библиотеки выполняли свои функции доступа к информации в России
и во всем цивилизованном сообществе до 1917 года, и после
революции, до 1991 года и выполняют их сейчас. Ни революции в
России, ни великая депрессия в Америке, ни череда великих и
холодных войн не повлияли на функции библиотек. Добавление
идеологических компонентов в СССР к основным функциям библиотек
не сильно изменило сущность и дух библиотек и библиотекарей.
В то же время
появились попытки трансформировать библиотеки в другие
структуры. Это аргументируется целями административной реформы,
построения информационного общества и всякого-разного. Я считаю,
что это абсолютно неразумный подход, который ведет к той
политике, которую сейчас пытаются реализовать некоторые
африканские страны, предлагая вместо создания полноценных
библиотек проводить политику по открытию центров доступа
населения к информации, например, с использованием ИКТ к
Интернету, или с использованием каналов телевидения или радио.
Но они то это делают от отсутствия возможностей создать
библиотеки, кадры и библиотечные сети. Да, это очень дорогое, но
и очень эффективное средство в решении не только проблем
образования, науки, культуры и коммуникации, но и экономики, и
других социальных проблем, и даже проблем безопасности –
информационно, культурной, духовно-нравственной. У нашей страны
есть свой богатейший опыт, основанный на достижениях, и,
наверное, не стоит ломать то, что создано.
Говоря о
создании предпосылок для формирования политики всеобщего доступа
к информации, являющейся общественным достоянием считаю
необходимым обратиться к прописным истинам. В мире существует
четыре универсальных регулятора общественных отношений – это
мораль, обычаи, религия и право. Право – самый последний и самый
молодой регулятор, но он на сегодняшний день и самый
эффективный. Рассматривая этот регулятор применительно к
действительности нашей страны и местным условиям, мы все должны
очень четко понимать, что регионы у нас разные. В регионах
разные предпочтения, разные конфессиональные срезы, разная
структура формирования и реализации обычаев, основанных на
этнической психологии, языке и культуре – эти характеристики
необходимо учитывать при формировании местной информационной
политики.
За последние 4-5
лет мы изучили опыт Смоленской, Мурманской, Пермской,
Архангельской, Камчатской областей, республик Бурятия и Чувашия,
Ставропольского и Краснодарского краёв, Еврейского и
Ханты-Мансийского округов по формированию региональной
информационной политики и политики доступа к информации с учётом
специфики как правовых, так морально-этических,
культурно-этнических и конфессиональных предпочтений. И этот
опыт подтверждает, что такой подход – самый правильный.
Москва – как
столица России, не может сформировать правильную информационную
политику для всего государства, потому что есть тонкие места,
которые нужно регулировать, нужно формировать их именно с учетом
местных обычаев, местной этики и местной религии.
Есть Дагестан,
Татарстан и некоторые другие субъекты Российской Федерации, где
основной религией является ислам. Там действует, если не
мусульманское право, то некоторое его неписанное подобие и
наравне с ним действует писанное право Российской Федерации.
Хотим мы этого или нет, но наслоения мусульманского права,
обычаев и религии существуют, и ломать эту систему трудно, а
зачастую опасно.
Ламаизм в
Бурятии и Калмыкии - несомненно более толерантная религия в
отношении взаимовлияний, но и буддизм также имеет свою
специфику, которую также необходимо учитывать при формировании
местной информационной политики. И библиотекари – как хранители
не только общего, но и местного этнического наследия, общей
культуры, обычаев – являются наиболее предпочтительными
специалистами, которые смогут правильно выстроить местную
информационную политику. И опыт реализации проекта по созданию
центров общественного доступа на базе муниципальных библиотек в
Бурятии в рамках ФЦП «Электронная Россия» стал этому ярким
примером.
В связи с
бурятским примером особо хочу отметить, что именно этим и хороша
возникшая связка центры общественного доступа/центры доступа к
правовой информации. Они как раз учитывают все особенности и
препарируют информацию и правовую, и иную официальную для
использования именно в своём регионе – это, пожалуй, самое
главное. Здесь как раз происходит взаимодействие, взаимовлияние
и взаимное усиление всех вышеназванных социальных регуляторов.
Например, документы по вопросам доступа ООН и ЮНЕСКО, Европы и
России накладываются один на один. На них накладываются «модели»
местных морально-этических, религиозных и иных предпочтений. Всё
это, будучи правильно примененным администрациями субъектов,
создает прозрачную и понятную всем информационную среду.
Мы проследили,
что в большинстве регионов, где использован был именно такой
подход и народ знал, какая ему информация необходима и где её
можно взять, процесс реализации законодательства о монетизации
льгот проходил более мягко. Когда население знает, куда идти
для получения правильной информации и какие действия совершать
на основании полученной информации, оно совершает правильные
шаги, а не перекрывает дорогу.
Недавно в
Санкт-Петербурге закончилась Международная конференция «ЮНЕСКО
между этапами Всемирного Саммита по информационному обществу».
Мы были одним из главных организатором этого мероприятия. Вместе
с нами в его реализации принимали участие штаб-квартира и
Московское Бюро ЮНЕСКО, Правительство Российской Федерации. На
этой площадке впервые произошло то, что единым фронтом выступило
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Министерство информационных технологий и связи
Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской
Федерации. Там же участвовали и неправительственные организации:
Институт развития информационного общества и Центр проблем
информатизации сферы культуры.
В рамках
конференции было проведено двенадцать секций, и из них одна была
целиком посвящена проблемам доступа, но наравне с этой
проблематикой рассматривались и вопросы образования и
человеческого потенциала в обществе знаний и многие другие.
Секция «Всеобщий
доступ к информации, являющейся общественным достоянием
рекомендовала включить в итоговый документ конференции следующие
положения, обращенные к ЮНЕСКО: Заняться проблемой разумного
ограничения принципа авторского права для целей образования,
науки и культуры в информационном обществе; Разработать принципы
политики повышения доступности официальной государственной
информации.
Правительствам
было рекомендовано способствовать созданию программ по
приобретению неисключительных прав на интеллектуальную
собственность в целях развития информационного общества
содействовать созданию общественных центров, осуществляющих
бесплатный доступ к правовой информации.
Рассматривая
результаты Питерской конференции хотелось бы особо подчеркнуть
тот факт, что сегодня происходит переоценка ситуации с развитием
киберпространства и в развитом секторе земного шара, и
развивающемся. Всё-таки идея информационного общества начинает
изменяться, происходит переход от осознания идеи
информационного общества и его механизмов в виде создания
инфраструктуры и обучения основам информационной грамотности к
идее формирования общества знаний и информационной культуры. Эта
та идеология, которую сегодня предлагают миру ООН и ЮНЕСКО.
Идеология общества знаний направлена на формирование
согласованной политики по четырем равновеликим векторам-
направлениям - это образование для всех на протяжении всей
жизни, всеобщий доступ к информации, многоязычие и культурное
разнообразие, свобода самовыражения и свобода коммуникаций.
В чем
принципиальное отличие? Если мы будем строить информационное
общество только путем создания инфраструктуры, то мы получим ещё
больший информационный разрыв. Никогда страны Африки не догонят
развитые страны в этой гонке информационных технологий,
инфраструктуры и программного обеспечения, потому что всегда
будут создаваться новые поколения железа, новые каналы связи,
новый софт и опоздавшие опоздают навсегда. Здесь главная позиция
– образование для всех на протяжении всей жизни. В возникающем
информационном мире каждый человек должен уметь пользоваться
информационными технологиями для решения стоящих перед ним лично
задач: то ли по защите его прав как человека, то ли по защите
прав потребителя, то ли для получения образования. И это должно
происходить на любом континенте, в любой точнее земного шара.
Одно из главных
направлений реализации политики доступа к информации – это
эффективная реализация направлений по партнерству и
сотрудничеству.
Прелесть
реализуемой сегодня в России Роскультурой, Спецсвязью ФСО
России, при нашем участии и обязательном активном участии
органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований программы создания сети публичных центров правовой
информации на базе общедоступных библиотек именно в этом и
заключается.
В рамках этой
модели представители российского информационно-правового бизнеса
не только безвозмездно передают для использования в центры свои
не самые дешевые и очень достойные с точки зрения качества базы
правовой информации, но они передают и компьютеры, и проводят
обучающие семинары, и участвуют в PR-акциях. Да, у них есть свой
интерес, но это правильный интерес, который соответствует
интересу государства, общества и конкретного человека. Вся эта
работа направлена на то, чтобы человек “с молодых ногтей”
понимал, как функционирует и правовая и информационная система,
как осуществляется доступ к информации. И как он будет
использовать эти навыки, знания, найденную и созданную им самим
информацию в своей будущей жизни, для решения своих проблем.
Это лишь малая
часть проблем, которые имеют отношение к вопросам,
рассматриваемым нами на этой конференции. И я бы очень хотел,
чтобы у нашего мероприятия был конкретный результат. Для меня он
выражается в том, чтобы каждый участник конференции стал
проводником идей и политики доступа к информации у себя. Сплотил
вокруг себя коллег и друзей, журналистов и библиотекарей,
чиновников и представителей общественности, а в первую очередь –
молодежь, для достижения нашей общей цели – построения
информационного общества и общества знаний, в центре которого
должен стоять человек.