21 июня 2005г.
Пленарное заседание
ЛУПЕЙ
Надежда Михайловна, ведущий специалист отдела науки,
о бщеобразовательных учреждений и инспектирования
Департамента
Смоленской области по науке,
образованию и молодежной политике (Смоленск)
Школьные музеи – опорные пункты для
организации волонтерской работы
Сегодня мы
говорим о музеях.
«Музеи, - говорил Луначарский, - грандиозная памятная книга
человечества» Слова можно в полной мере отнести не только к
государственным музеям, но и к музеям школьным и школьным
краеведческим уголкам. Важнейшей, первоочередной задачей юных
краеведов является собирание, а, по существу, спасение и
сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры,
документальных, археологических, фольклорных, топонимики и
народного искусства.
В настоящее время в образовательных учреждениях нашей области
представлены музеи следующих профилей:
-
историко-краеведческие – 97 музеев;
- военно-исторические – 42 музея;
- краеведческие музеи – 19;
- этнографические музеи – 9;
- музеи «История школы» - 4;
- литературно-краеведческие – 2;
- мемориальные музеи – 2;
- комплексные музеи – 1;
- музеи прикладного детского творчества -1;
- музеи дружбы народов – 1.
Всего в области
в настоящее время функционирует 178 школьных музеев и свыше 150
краеведческих уголков. В деятельности школьных музеев области
прослеживается большое разнообразие форм и методов поисковой
исследовательской работы, использование музейных материалов в
учебном процессе. Особенно возросла роль школьных музеев в связи
с введением в школьную программу курса по изучению родного края
Можно привести
много примеров творческого использования фондов школьных музеев
в рамках регионального компонента, что свидетельствует о начале
процесса осмысления молодым поколением, а, следовательно, о
повышении отдачи от материалов музеев
Так, например, в
музее Печерской средней школы Смоленского района по 20
направлениям ведется активная поисковая работа. Это, например,
Смоленское оборонительное сражение, Смоленская наступательная
операция, рождение Смоленской гвардии, партизанское движение и
подполье.
Школьная
практика выработала большое количество приемов, видов и форм
учебной работы с материалами музеев в учебно-воспитательной
работе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий.
Наряду с
занятиями, непосредственно в музее проводятся уроки-экскурсии,
беседы, самостоятельная работа учащихся с музейными материалами.
Проводятся занятия в классах, учебных кабинетах с использованием
отдельных экспонатов музея.
Особе место в
системе школьных музеев Смоленской области занимают музеи боевой
славы. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках
смотра-конкурса военно-исторических музеев прошел областной
смотр-конкурс, на котором были представлены материалы 153
школьных музеев боевой славы и музеев, имеющих в своей
экспозиции разделы по военной тематике.
Лучшие материалы
помещены на сайте Администрации Смоленской области.
О том, какую
работу проводят наши школьники по оцифровке фондов музеев, нам
представят учащиеся и руководители школы «Гимназия
экономического профиля» города Смоленска