Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

ЛУПЕЙ Надежда Михайловна, ведущий специалист отдела науки,
о бщеобразовательных учреждений и инспектирования
Департамента Смоленской области по науке,
образованию и молодежной политике (Смоленск)

Школьные музеи – опорные пункты для организации волонтерской работы

Сегодня мы говорим о музеях.
«Музеи, - говорил Луначарский, - грандиозная памятная книга человечества» Слова можно в полной мере отнести не только к государственным музеям, но и к музеям школьным и школьным краеведческим уголкам. Важнейшей, первоочередной задачей юных краеведов является собирание, а, по существу, спасение и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры, документальных, археологических, фольклорных, топонимики и народного искусства.
В настоящее время в образовательных учреждениях нашей области представлены музеи следующих профилей:

- историко-краеведческие – 97 музеев;
- военно-исторические – 42 музея;
- краеведческие музеи – 19;
- этнографические музеи – 9;
- музеи «История школы» - 4;
- литературно-краеведческие – 2;
- мемориальные музеи – 2;
- комплексные музеи – 1;
- музеи прикладного детского творчества -1;
- музеи дружбы народов – 1.

Всего в области в настоящее время функционирует 178 школьных музеев и свыше 150 краеведческих уголков. В деятельности школьных музеев области прослеживается большое разнообразие форм  и методов поисковой исследовательской работы, использование музейных материалов в учебном процессе. Особенно возросла роль школьных музеев в связи с введением в школьную программу курса по изучению родного края

Можно привести много примеров творческого использования фондов школьных музеев в рамках регионального компонента, что свидетельствует о начале процесса осмысления молодым поколением, а, следовательно, о повышении отдачи от материалов музеев

Так, например, в музее Печерской средней школы Смоленского района по 20 направлениям ведется активная поисковая работа. Это, например, Смоленское оборонительное сражение, Смоленская наступательная операция, рождение Смоленской гвардии, партизанское движение и подполье.

Школьная практика выработала большое количество приемов, видов и форм учебной работы с материалами музеев в учебно-воспитательной работе,  в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий.

Наряду с занятиями, непосредственно в музее проводятся уроки-экскурсии, беседы, самостоятельная работа учащихся с музейными материалами. Проводятся занятия в классах, учебных кабинетах с использованием отдельных экспонатов музея.

Особе место в системе школьных музеев Смоленской области занимают музеи боевой славы. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках смотра-конкурса военно-исторических музеев прошел областной смотр-конкурс, на котором были представлены материалы 153 школьных музеев боевой славы и музеев, имеющих в своей экспозиции разделы по военной тематике.

Лучшие материалы помещены на сайте Администрации Смоленской области.

О том, какую работу проводят наши школьники по оцифровке фондов музеев, нам представят учащиеся и руководители школы «Гимназия экономического профиля» города Смоленска

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год