Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

ВИНОГРАДОВА Елена Викторовна,
аналитик проекта Компании “Тауэр-сети и технологии” (Москва)

Правоохранительный портал Российской Федерации

Я выступаю от лица компании «Тауэр - сети и технологии». Компания занимается разработкой специализированной информационно-аналитической системы правоохранительных порталов. Хотелось бы опереться на два тезиса президента РФ в отношении правоохранительной тематики, которые послужили своего рода некоторым ключом большинства идей не нашедших отражение в  разработке. Первый тезис о необходимости принципиального в борьбе с преступностью, а второй о необходимости обучения граждан в борьбе с преступностью.

Если системно взглянуть на проблему, очевидно, что привлечение к сотрудничеству граждан, применение новых технологий, в том числе информационных, может как раз претендовать на этот самый принципиально новый подход. В советское время были бригады дружин, которые активно содействовали правоохране и активно оказывали помощь сотрудникам правоохранительных органов. Сейчас же дружинников мы редко можем встретить на улицах, но социально активные граждане все же остались. К тому же следует сказать, что экономика, скорее всего, в настоящий момент не может удвоить или утроить штат сотрудников органов охраны порядка, а Интернет, скорее всего, это та самая технология, которая  сможет удесятерить число тех, кто сможет оказать помощь в области охраны правопорядка.

Представляемая нами тестовая, в настоящий момент, специализированная информационно аналитическая система «Правоохранительный портал», возможно, может претендовать по своим функциональным возможностям и так же по технической реализации на то самое новое средство, один из инструментов, который может послужить оружием по борьбе с преступностью, в том числе - за счет привлечения социально активных граждан.

Несколько слов о ходе разработки. Разработка началась в августе прошлого года и выполнялась в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». Компания «Тауэр – сети и технологии» является исполнителем, заказчиком является министерство экономики, потребитель настоящей системы министерство внутренних дел и в целом -правоохранительные органы России.

Предлагаю рассмотреть основные возможности взаимодействия через Интернет правоохранительных органов и граждан.

Можно выделить четыре основные группы взаимодействия:

Посредством справочных сервисов.
Информационных сервисов.
Интерактивных взаимодействий.
Юридически значимых электронных взаимодействий.

О первом виде сервиса – справочный сервис­ сервис, который может указывать гражданину, где он может получить нужную ему информацию.

Второй вид сервиса - это информационный который указывает не только где можно получить какую либо интересующую гражданина информацию, но и как ей можно воспользоваться, т.е. включает в себя инструкции, правила, какие-то еще сопутствующие документы, которые могут объяснить, что именно можно сделать с имеющейся у него информацией.

К сервису интерактивного взаимодействия можно отнести сервис обращения граждан в правоохранительные органы, а именно - формирование какого - либо формализованного запроса, отсылка его в правоохранительные органы и, возможно, при положительном решении о рассмотрении этого вопроса, получение ответа на внешний адрес или на портале непосредственно, если пользователь зарегистрирован на портале, или имеет личный кабинет, или существует персонализированное пространство.

Существует еще четвертый вид электронного сервиса - юридически значимые электронные взаимодействия. Но, в связи с отсутствием законодательной базы, а именно отсутствие законодательной базы по приему и обработке электронных обращений граждан,  мы не можем говорить о достижении этого уровня в реализации сервиса данного класса.

В ходе работ по правоохранительному порталу была предпринята попытка создать многофункциональную структуру, которая учитывает передовой опыт создания портала. Такой опыт - как создание правительственного портала РФ. Основной функционал подобных систем можно свести к следующему: информационная функция, методическая функция, функция доступа к интерактивным ресурсам и интерактивному сервису. Информационная функция это атрибут любого Интернет-представительства. В первую очередь к ним могут быть отнесены новостные каналы. Сейчас очень популярна технология РСС, которая взаимодействуют с новостными каналами и позволит нам в будущем подключиться к новостным каналам МВД, Министерству юстиции, Федеральной таможенной службе.   

Следующая функция - это методическая функция. Предполагается, что особое место на портале должны занять методические рекомендации по теме безопасности. Это безопасность семьи, детей, безопасность жилища, безопасность общества, безопасность бизнеса. Предполагается, что будут размещены и доступны гражданам такие важные материалы, как о том: как нужно себя вести в чрезвычайных обстоятельствах, куда следует обратится, если случилась беда, как уберечь свое жилье от кражи и как уберечь от угона автомобиль и многое другое.

Функция портала «Информационные интерактивные ресурсы». Среди них самый социально значимый сервис, который следует отметить отдельно - найденные дети. Существует проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ежедневно сотрудники правоохранительных органов находят на улицах городов беспризорных, безнадзорных детей, которые не могут о себе ничего рассказать, или которые скрывают о себе личные данные. Эта большая проблема - опознать найденных детей и вернуть их в семью. Социальный сервис «Найденные дети» призван помочь в решении данной проблемы и, в будущем, должен представлять собой межведомственный ресурс с помощью технологии Интернет, который позволит формировать оповещение для всех, кто сможет опознать найденного ребенка и размещать такую информацию и, естественно, не в полном объеме, а в частичном - на портале. Портал будет работать двадцать четыре часа в сутки и по сравнению с аналогичными существующими передачами, которые в течении некоторого незначительного времени показывает найденную информацию о найденных детях, их фотографии и личные данные. Скорее всего настоящий сервис будет более эффективен если он будет реализован при помощи технологии Интернет и граждане будут знать что единая точка входа находится в Интернете и данный ресурс всегда доступен.

В настоящий момент разработано специализированное автоматизированное рабочее место, которое позволяет сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних в регионах, а также сотрудникам социозащитных подразделений, которые также находятся в регионах, относящиеся к министерству здравоохранения, формировать подобные сообщения о найденных детях, фотографировать найденных детей, компоновать сообщения и отсылать в центр.

В настоящий момент в 9-ти заведениях МВД и Министерства здравоохранения  такой механизм уже работает, достигнут некоторый успех, сейчас идет апробация данных автоматизированных рабочих мест. Могу перечислить те города, в которых этот механизм апробируется. Это Москва, С. Петербург, Волгоград, Сочи, Краснодар, Ростов на Дону, Екатеринбург.

Не менее интересный сервис, который предлагается нами к реализации – сервис «Ближайшие правоохранительные органы». Данный сервис должен познакомить граждан, отобразить им информацию о координатах, адресах, телефонах, электронных адресах, графиках работы тех правоохранительных органов, которые находятся к ним ближе всего, т.е., которые обслуживают зону ответственности, к которой они в настоящий момент относятся. Данный сервис был разработан при помощи трех известных классификаторов, один из которых – общероссийский классификатор административно-территориального деления, второй – адресов и третий – классификатор организационной структуры правоохранительных органов исполнительной власти.

Был разработан специальный АРМ, который планируется разослать в регионы, во все субъекты Федерации, позволяющий формировать такие сведения по регионами и отсылать в центр для публикации.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год