Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

ОСИН Вячеслав Николаевич,
Уполномоченный по правам человека в Смоленской области (Смоленск)

Права граждан с учетом доступности информационных ресурсов

Тема конференции полностью отвечает содержанию Конституции РФ о признании Российской Федерации демократическим, правовым государством. Управление же делами государства или участие граждан во властных структурах невозможно без открытости деятельности органов власти, создания к тому условий, также как и связанности государства правом. В данном случае конференция есть логическая и практическая реализация конституционных названных целей, выстраивании взаимоотношений государства с гражданами.

Как сообщено информационное обеспечение в нашем регионе осуществляется по многим направлениям. Все они одинаково важны, равнозначны для формирования и развития личности. Будь-то навыки постоянного пользования информацией о работе исполнительных, законодательных, иных органов власти, либо информацией для населения о “монетизации” льгот, деловой информацией или же правовой помощью и т.д.

Следует отметить, что в силу относительной новизны этого информационного поля, известных технических и иных затруднений в его использовании, этот вид информационного обеспечения и одновременно правового воспитания, более ориентирован на молодые, максимально – средние возрастные категории населения, умеющими пользоваться компьютерной техникой. То есть такой вид информации понятен и в полном объеме доступен именно им. Данная форма действенна и направлена на подготовку будущего, но уже правового поколения граждан.

По функциональным обязанностям служба Уполномоченного призвана заниматься не только предупреждением нарушений и восстановлением нарушенных прав и свобод, но и правовым просвещением (пропагандой, обучением) всех категорий, групп населения, в том числе и учащихся и государственных служащих, формированием правового сознания соответствующего уровня. В этом отношении и особенно при традиционном менталитетном для нашего общества правовом нигилизме и деформациях значимость развернутых ресурсных возможностей, публичных центров правовой информации исключительно важны - для привития пользователям знания права, уважительного отношения к нему. Основой строительства взаимоотношений граждан с государством, взаимодействия ветвей власти, как предпосылки продвижения к демократии, является право. Без этого невозможна стабильность нашего российского общества, исключающая различного рода потрясения, социальные катаклизмы. К сожалению, за последнее столетие эти явления стали для нас привычными. Внедрение права, правовых начал в общественные отношения не самоцель, а необходимость. Главное условие существования, развития, сохранения России.

С учетом этого прикладное использование электронных возможностей в части предоставления правовой информации для популяризации права, более того – его “насаждения”, совершенно нормальное явление, отвечающее целям, декларируемым Конституцией РФ.

Отметим, что развернутые программы доступа к государственной информации являются частью комплексных мер по выполнению поставленных задач, названных в различных региональных нормативных актах, в том числе и во второй Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека в Смоленской области, утвержденной указом высшего должностного лица области. В частности, в этом документе обозначена приоритетность прав и свобод, необходимость повышения уровня правовой грамотности не только населения, но и особенно учащейся молодежи, государственных и муниципальных служащих, что учтено при открытии центров и пунктов правовой информации.

Системное обновление или поддержание в актуальном состоянии ведомственных сайтов и правовых баз Интранет-сети, проведение конкурсов, олимпиад являются эффективными средством вовлечения граждан и чиновников в постоянно изменяющиеся ситуации в деятельности органов власти, установлением правовых взаимоотношений между участниками. Важно в этом случае избежать одноканальности общения. Должен быть услышан и голос пользователей. Известно, что эта проблема находится в сфере внимания Администрации, его управления информатики и телекоммуникаций, то есть можно рассчитывать на появление в Интранет-сети – на ведомственных сайтах соответствующей “страницы предложений”, что полностью задействует электронные возможности, выведет нас на новый уровень информационного взаимодействия – уровень открытости. А, далее, и к реализации следующей задачи – постоянного и детального информирования граждан по вопросам не только рассмотрения, но и прохождения их обращений в “недрах” власти – то, что можно назвать системой полной информационной открытости.

Настоятельной, назревшей проблемой, связанной с закреплением достигнутое, является социальная и правовая легализация баз данных, поскольку технически для этого многое сделано. Социальная – связана с постоянным информированием населения, в том числе и посредством социальной рекламы о доступности и пунктах правовой информации, баз данных. Требуется разработка и принятие областного закона о предоставлении информации органами власти и органами местного самоуправления, что переведет сложившуюся практику информационного общения в плоскость правовых отношений, внесет определенность, ясность в права и обязанности его участников. В этом случае информационное общение выйдет на новый уровень, отвечающий требованиям правового государства, демократии.

Согласно сообщениям пространственное продвижение информационного обеспечения охватывает не близлежащие, а отдаленные пункты нашей области (Ершичский, Угранский, Темкинский и др.), с предоставлением этим дотационным районам соответствующей техники. Избранный путь заслуживает положительной оценки, поскольку не оставляет без внимания граждан проживающих в “глубинке”, дает им возможность бесплатно использовать доставленные знания в реализации права, равно как и защите их прав, интересов. Как показывает практика, нарушений законных прав граждан (особенно в латентной форме) там достаточно много. Конечно, хотелось бы распространить возможность пользования Интранет-сетью и на физических лиц без посредников - публичных центров и пунктов с разработкой соответствующих условий пользования, что повысит информированность населения. Все же следует признать, что посещение гражданами данных публичных центров дело избранных, не испытывающих технических, психологических затруднений в пользовании компьютерной техникой. Думаю, что такая перспектива находится в сфере внимания собственника баз данных.

Иной вопрос очередность или приоритетность размещения публичных центров и пунктов правовой и иной информации. Не оспаривая необходимости установки таких “точек” в местах массового посещения, хотелось бы обратиться с предложением о необходимости их монтажа в интернатных школьных учреждениях, где сконцентрированы наиболее незащищенные, не знающие своих прав категории граждан, не имеющие навыков в пользовании правовыми знаниями. То же относится и к официально зарегистрированным и действующим в районах ветеранским организациям. Такой же подход был бы правилен и для Следственных изоляторов, где содержатся до 50 несовершеннолетних, продолжающих школьное образование.

Полностью сознавая, что мои предложения стали возможны лишь благодаря уже достигнутому, то есть сделанному. Администрация области и ее управление, поддержки в этом начинании и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и иных ведомств, организаций взяли на себя эту нелегкую затратную в финансовом и организационном отношении миссию. Без этого вряд ли было бы возможно нынешняя конференция, равно как и обсуждения. Такие подвижки и инициативы важны не как самоцель и декларации, а как средство реального продвижения к демократии, правовому государству. Если распространенность баз данных, правовой информации достигнет желаемого уровня, то можно будет говорить о возможности использования Интранет-сети в качестве официального источника обнародования правовых нормативных актов.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год