21 июня 2005г.
Пленарное заседание
ОСИН Вячеслав Николаевич,
Уполномоченный по правам человека в Смоленской
области (Смоленск)
Права граждан с учетом
доступности информационных ресурсов
Тема конференции полностью отвечает
содержанию Конституции РФ о признании
Российской Федерации демократическим, правовым
государством. Управление же делами государства
или участие граждан во властных структурах
невозможно без открытости деятельности органов
власти, создания к тому условий, также как и
связанности государства правом. В данном случае
конференция есть логическая и практическая
реализация конституционных названных целей,
выстраивании взаимоотношений государства с
гражданами.
Как сообщено информационное
обеспечение в нашем регионе осуществляется по
многим направлениям. Все они одинаково важны,
равнозначны для формирования и развития
личности. Будь-то навыки постоянного пользования
информацией о работе исполнительных,
законодательных, иных органов власти, либо
информацией для населения о “монетизации”
льгот, деловой информацией или же правовой
помощью и т.д.
Следует отметить, что в силу
относительной новизны этого информационного
поля, известных технических и иных затруднений в
его использовании, этот вид информационного
обеспечения и одновременно правового
воспитания, более ориентирован на молодые,
максимально – средние возрастные категории
населения, умеющими пользоваться компьютерной
техникой. То есть такой вид информации понятен и
в полном объеме доступен именно им. Данная форма
действенна и направлена на подготовку будущего,
но уже правового поколения граждан.
По функциональным обязанностям служба
Уполномоченного призвана заниматься не только
предупреждением нарушений и восстановлением
нарушенных прав и свобод, но и правовым
просвещением (пропагандой, обучением) всех
категорий, групп населения, в том числе и
учащихся и государственных служащих,
формированием правового сознания
соответствующего уровня. В этом отношении и
особенно при традиционном менталитетном для
нашего общества правовом нигилизме и
деформациях значимость развернутых ресурсных
возможностей, публичных центров правовой
информации исключительно важны - для привития
пользователям знания права, уважительного
отношения к нему. Основой строительства
взаимоотношений граждан с государством,
взаимодействия ветвей власти, как предпосылки
продвижения к демократии, является право. Без
этого невозможна стабильность нашего
российского общества, исключающая различного
рода потрясения, социальные катаклизмы. К
сожалению, за последнее столетие эти явления
стали для нас привычными. Внедрение права,
правовых начал в общественные отношения не
самоцель, а необходимость. Главное условие
существования, развития, сохранения России.
С учетом этого прикладное
использование электронных возможностей в части
предоставления правовой информации для
популяризации права, более того – его
“насаждения”, совершенно нормальное явление,
отвечающее целям, декларируемым Конституцией РФ.
Отметим, что развернутые программы
доступа к государственной информации являются
частью комплексных мер по выполнению
поставленных задач, названных в различных
региональных нормативных актах, в том числе и во
второй Концепции обеспечения и защиты прав и
свобод человека в Смоленской области,
утвержденной указом высшего должностного лица
области. В частности, в этом документе обозначена
приоритетность прав и свобод, необходимость
повышения уровня правовой грамотности не только
населения, но и особенно учащейся молодежи,
государственных и муниципальных служащих, что
учтено при открытии центров и пунктов правовой
информации.
Системное обновление или поддержание
в актуальном состоянии ведомственных сайтов и
правовых баз Интранет-сети, проведение
конкурсов, олимпиад являются эффективными
средством вовлечения граждан и чиновников в
постоянно изменяющиеся ситуации в деятельности
органов власти, установлением правовых
взаимоотношений между участниками. Важно в этом
случае избежать одноканальности общения. Должен
быть услышан и голос пользователей. Известно, что
эта проблема находится в сфере внимания
Администрации, его управления информатики и
телекоммуникаций, то есть можно рассчитывать на
появление в Интранет-сети – на ведомственных
сайтах соответствующей “страницы предложений”,
что полностью задействует электронные
возможности, выведет нас на новый уровень
информационного взаимодействия – уровень
открытости. А, далее, и к реализации следующей
задачи – постоянного и детального
информирования граждан по вопросам не только
рассмотрения, но и прохождения их обращений в
“недрах” власти – то, что можно назвать
системой полной информационной открытости.
Настоятельной, назревшей проблемой,
связанной с закреплением достигнутое, является
социальная и правовая легализация баз данных,
поскольку технически для этого многое сделано.
Социальная – связана с постоянным
информированием населения, в том числе и
посредством социальной рекламы о доступности и
пунктах правовой информации, баз данных.
Требуется разработка и принятие областного
закона о предоставлении информации органами
власти и органами местного самоуправления, что
переведет сложившуюся практику информационного
общения в плоскость правовых отношений, внесет
определенность, ясность в права и обязанности
его участников. В этом случае информационное
общение выйдет на новый уровень, отвечающий
требованиям правового государства, демократии.
Согласно сообщениям пространственное
продвижение информационного обеспечения
охватывает не близлежащие, а отдаленные пункты
нашей области (Ершичский, Угранский, Темкинский и
др.), с предоставлением этим дотационным районам
соответствующей техники. Избранный путь
заслуживает положительной оценки, поскольку не
оставляет без внимания граждан проживающих в
“глубинке”, дает им возможность бесплатно
использовать доставленные знания в реализации
права, равно как и защите их прав, интересов. Как
показывает практика, нарушений законных прав
граждан (особенно в латентной форме) там
достаточно много. Конечно, хотелось бы
распространить возможность пользования
Интранет-сетью и на физических лиц без
посредников - публичных центров и пунктов с
разработкой соответствующих условий
пользования, что повысит информированность
населения. Все же следует признать, что посещение
гражданами данных публичных центров дело
избранных, не испытывающих технических,
психологических затруднений в пользовании
компьютерной техникой. Думаю, что такая
перспектива находится в сфере внимания
собственника баз данных.
Иной вопрос очередность или
приоритетность размещения публичных центров и
пунктов правовой и иной информации. Не оспаривая
необходимости установки таких “точек” в местах
массового посещения, хотелось бы обратиться с
предложением о необходимости их монтажа в
интернатных школьных учреждениях, где
сконцентрированы наиболее незащищенные, не
знающие своих прав категории граждан, не имеющие
навыков в пользовании правовыми знаниями. То же
относится и к официально зарегистрированным и
действующим в районах ветеранским организациям.
Такой же подход был бы правилен и для
Следственных изоляторов, где содержатся до 50
несовершеннолетних, продолжающих школьное
образование.
Полностью сознавая, что мои
предложения стали возможны лишь благодаря уже
достигнутому, то есть сделанному. Администрация
области и ее управление, поддержки в этом
начинании и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и иных
ведомств, организаций взяли на себя эту нелегкую
затратную в финансовом и организационном
отношении миссию. Без этого вряд ли было бы
возможно нынешняя конференция, равно как и
обсуждения. Такие подвижки и инициативы важны не
как самоцель и декларации, а как средство
реального продвижения к демократии, правовому
государству. Если распространенность баз данных,
правовой информации достигнет желаемого уровня,
то можно будет говорить о возможности
использования Интранет-сети в качестве
официального источника обнародования правовых
нормативных актов.