Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

ХРУСТАЛЕВ С. А., заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Федерального агентства по культуре и кинематографии

СОХРАНЕНИЕ ЦИФРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. В настоящее время большая часть объемов информации, производимой в мире, имеет цифровую форму, и поступает в весьма различных форматах. Это может быть текст, база данных, звукозапись, фильм, изображение. Кроме того, информационное наполнение цифровых ресурсов представляет собой широчайший диапазон сведений: это и Web – сайты различной направленности, данные о товарах, услугах и ценах, данные политического, культурологического, экономического характера и многое другое. Естественно, что перед учреждениями культуры, на которые традиционно возлагается задача сбора и сохранения культурного наследия, встает весьма насущный вопрос: какие из этих материалов должны быть сохранены для будущих поколений и каким образом их следует отбирать и сохранять?

2. Сохранение цифровых материалов - это прежде всего определение содержания и свойств, которые должны быть воспроизведены в будущих системах.
В настоящий момент не существует не только четкого определения, что же мы понимает под сохранением цифрового наследия, но и достаточно слабо представляем себе сущность самого понятия – цифровое наследие.

Исходя из этого предлагается, поставленную задачу условно делить на два больших компонента:

определение объема и полноты хранимого цифрового материала, т.е. что же мы собираемся сохранять;

организация сбора и хранения цифрового материала, т.е. как мы будем это делать, и кто будет отвечать за это.

3.Определение объекта сохранения

Рассматривая типы сохраняемой информации, можно определить выделить традиционно существующие ресурсы, к которым можно отнести:

базы данных;

мультимедиа (частично);

текстовая информация;

графические изображения.

В данном случае вопрос о том, является ли информация цифровым наследием, либо нет, возможно решить таким же способом, как и при сохранении данных на бумажных носителях т.е. традиционными методами классификации материалов.

Но, в цифровом мире появляются на свет новые виды материалов, которые трудно поддаются классификации на основании обычных критериев. Прежде всего это мультимедийные файлы и WEB сайты.

Отсутствие в ряде случаев специальной нормативно правовой базы, все таки оставляет возможность использования при определении перечня материалов, предназначенных для сохранения в цифровом виде, традиционных методов классификации материалов. Для тех материалов, где невозможно использовать данный подход необходимо провести ряд мероприятий, включающий в себя:

1. Определение организаций и учреждений ответственных за сбор и хранение;
2. Корректировка существующей законодательной базы, регламентирующей данную проблему;

3. Разработка единых стандартов и протоколов;

4. То есть в конечном итоге необходима разработка единой концепции сбора и хранения цифровой информации.

4.Возможные проблемы

4.1. Юридические аспекты проблемы

Достаточно важным, представляется юридический аспект проблемы сохранения цифрового наследия. Необходимо четкое представление того, что, данная проблема неотделима от проблемы интеллектуальной собственности. В нашей стране, как и в большинстве развитых стран существует достаточно сложная система законов и подзаконных актов регламентирующих вопрос сохранения информационного наследия. Это и сдача обязательных экземпляров изданий в национальные библиотеки, перечень данных и методики по формированию национальных архивов и многое другое. В разных странах законодательства могут значительно различаться (например, в отношении категорий материалов, к которым применяется требование сдачи обязательного экземпляра), однако широко признаются базовые принципы, и все участники этих процессов вполне осведомлены о них и соблюдают установленные правила.

Однако, вопрос о обязательном представлении электронных документов, баз данных, изображений в настоящее время законодательством не регулируется. Более того, здесь возможен конфликт между собственниками информации, собственниками программного обеспечения и организациями ответственными за сохранение цифрового наследия.

4.2. Технические проблемы

В прошлом "выживание" физических объектов зависело главным образом от физической долговечности материалов, из которых они изготавливались. Были ли это церковные записи, правительственные документы или сокровища - выжили те, что создавались на прочных материалах, главным образом, высококачественной бумаге. Ни один из нынешних цифровых носителей не может гарантированно служить столь же долго. Некоторые (например, магнитная лента,) имеет удручающе короткий срок службы. Если об этом не позаботиться, вся цифровая информация может быть утрачена за несколько десятилетий. Обращает на себя внимание то, что основной упор делается на минимизацию стоимости оборудования и на короткое время обработки - а отнюдь не на долговечность.

Другая проблема это быстрая смена поколений ПО и платформ на которые оно рассчитано.И для того, чтобы сейчас воспроизвести информацию созданную, например 15 лет тому назад, необходимо наличие тех компьютеров и того программного обеспечения. Как решить этот вопрос? Возможно несколько подходов.

Здесь во главу необходимо ставить вопрос о создании протоколов обмена данными между системами различного назначения

4.3. Организационные проблемы

Решение вопроса, о том какая организация будет заниматься решением поставленных проблем, имеет достаточно важное значение, особенно если учитывать специфику российской действительности. В настоящее время существует ряд организаций и учреждений ответственных за сохранение культурного наследия России. Это прежде всего библиотеки, музеи, архивы. Но разный уровень их технической оснащенности, разный уровень подготовки кадров, наконец, специфика деятельности не позволяют проводить единую политику в области сохранения именно цифрового культурного наследия.
Орган ответственный за решение столь важной задачи, должен обладать достаточным количеством технических специалистов, способных за взяться за решение данной задачи и кроме того быть в тесном сотрудничестве со специалистами Федерального агентства по культуре и кинематографии.

5. Библиотечные и музейные системы и их роль в сохранении культурного наследия России. Далее, что касается разработки программного обеспечения в интересах организаций отрасли культуры (в частности, библиотек и музеев), ГИВЦ уже в течении ряда лет ведет разработку программных комплексов “АС Библиотека-3” и “АС Музей”.Система учета фондов на самом деле весьма сложна. Даже если это действительно только учет и ничего больше.

В отличии от других известных систем, каждая из систем является унифицированной. В этом, как и во всем другом, есть плюсы и минусы, но по-моему, плюсов больше. Нашу систему можно поставить в любую организацию (библиотеку или музей соответственно).

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год