21 июня 2005г.
Пленарное заседание
НОВИКОВ Владислав
Викторович,
руководитель центра психолого-социальной
подготовки студентов
Смоленского промышленно-экономического
колледжа)
Психологическая готовность
к волонтерской миссии
на примере студентов Смоленского
промышленно-экономического колледжа
Изменение сущностного отношения к
восприятию современным социумом значимости
этнического наследия и духовных ценностей в
последние годы приобрело тенденцию возведения в
ранг ценностей. Остро назрела необходимость не
только сохранения культурных ценностей, но и
передачи их последующим поколениям в
общедоступном виде. Одним из приоритетных
способов сохранения и представления
информационного потенциала выступает
оцифрованный материал.
Оцифровка – процесс трудоемкий и
ответственный. В данном случае приоритет в сборе,
сохранении и оцифровке материала принадлежит
волонтерам.
Волонтерская миссия не является
популяризированной среди молодежи и именно
поэтому появляется необходимость подготовки
волонетеров в студенческой среде. Возможность
подобной деятельности исследовал центр
психолого-социальной подготовки студентов
Смоленского промышленно-экономического
колледжа. Студентов попросили ответить на ряд
вопросов, а затем провели личностное
собеседование.
А Н К Е Т А
Уважаемые студенты, в современный
лексикон всё чаще входит понятие “волонтёр”
Волонтёр, лицо добровольно решившийся
заниматься благотворительными акциями,
общественной работой, помогать людям.
Данная анкета позволит нам узнать Ваше
отношение к подобной деятельности. С целью
повышения достоверности в ответах анкета
проводится анонимно. Просим ответить Вас на
следующие вопросы:
1. Фамилия, инициалы (Заполняется по
желанию) _____________________________________________________________________
2. Ваш пол “м” ___, “ж” ___.
3. Возраст _______ лет.
4. Специальность ______________
5. Место рождения _______________________________________
6. Сталкивались ли Вы ранее с понятием
“Волонтёр? “да” “нет”;
7. Считаете ли Вы ценным сохранение
культурных ценностей родного города?
“да” “нет” “не знаю”;
8. Для чего молодому поколению владение
культурными ценностями своего города, родного
края? “не знаю” “для сохранения” “ваш
вариант” _____________________________________________________________________.
9. С какого возраста рационально на Ваш
взгляд приобщение личности к культурному
наследию? “со школьного”, “со студенческого”,
“не знаю”
10. В чьи обязанности, на ваш взгляд,
входит сбор, обобщение и распространение среди
молодого поколения культурных ценностей города?
“не знаю” “ваш вариант”
__________________________________________________.
11. Хотели ли Вы бы знать культурное
наследие родного города, края, его традиции?
“да” “нет” “не знаю”;
12. Участвовали ли вы в волонтерских
мероприятиях? “да” “нет”;
13. Согласились ли бы Вы стать
волонтёром в сборе культурных ценностей родного
города в различных источниках (архивах,
литературе, документах, очевидцах и т.д.). “да”
“нет”, почему?
_____________________________________________________________________.
14. Что (какие) причины могут побудить
Вас заняться волонтёрским делом?
“не знаю”, “ваш вариант”.
15. Хотелось ли Вам обучиться волонтёрскому
искусству? “да” “нет” “не знаю”.
Микроисследование
“Готовность студентов к
волонтёрскому труду”
Цель: определить отношение
студентов колледжа к волонтёрской деятельности
по оцифровке культурных ценностей г. Смоленска
Объект исследования: студенческие
группы I и II курсов СПЭК.
Методы исследования: опрос,
анкетирование.
Исследование:
В современный лексикон всё чаще входит
понятие “волонтёр” Волонтёр, лицо добровольно
решившийся заниматься благотворительными
акциями, общественной работой, помогать людям.
Данное исследование позволит узнать отношение
молодёжи к волонтёрской деятельности и
готовность к сотрудничеству с волонтерским
движением.
Исследование охватило 245 человек,
среди которых:
93 юношей (38 %) и 152 девушек (62%).
Возрастной критерий составил:
16 лет – 57ч.
17 лет – 93ч.
18 лет – 95ч.
Среди специальностей:
Бухгалтеры – 82 (33,4%),
Юристы – 60 (24,4%),
Программисты – 37 (15,1%),
Менеджеры – 42 (17,1%).
Финансисты – 24 (9,7%).
Место рождения:
городское население – 171 (69,7%),
сельское – 43 (17,5%),
жители деревень – 31 (12,6%).
Ответы на вопросы распределились
следующим образом:
“Сталкивались ли Вы ранее с
понятием “Волонтёр?”
“да” - 105 (42,8%), “нет” - 140 (57,1%);
“Считаете ли Вы ценным сохранение
культурных ценностей родного города?”
“да” - 245 (100%), “нет” - 0 (0%), “не знаю” - 0
(0%);
“Для чего молодому поколению
владение культурными ценностями своего города,
родного края?”
“не знаю” - 53(21,6%), “для сохранения
ценностей, богатство” - 180(73,4%), “для передачи
следующему поколению” - 12(4,8%);
С какого возраста рационально на
Ваш взгляд приобщение личности к культурному
наследию?
“со школьного” - 187 (76,3%), “со
студенческого” - 8 (3,2%), “с рождения” - 43(17,5%), “не
знаю” - 7 (2,8%);
В чьи обязанности, на ваш взгляд,
входит сбор, обобщение и распространение среди
молодого поколения культурных ценностей города?
“не знаю” - 32 (13%), “родители, семья” - 71
(28,9%), “организации” - 22 (8,9%), “учебные заведения,
школа” - 28 (11,4%), “администрация города” - 38 (15,5%),
“работники культуры” - 7(2,8%); другое – 47 (19,1%);
Хотели ли Вы бы знать культурное
наследие родного города, края, его традиции?
“да” - 172 (70,2%), “нет” - 38 (15,5%), “не
знаю” - 35 (14,2%);
Участвовали ли вы в волонтерских
мероприятиях?
“да” - 109 (44,4%), “нет” - 136 (55,5%);
Согласились ли бы Вы стать
волонтёром в сборе культурных ценностей родного
города в различных источниках (архивах,
литературе, документах, очевидцах и т.д.)?
“да” - 62 (25,3%), почему – (интересно,
нравится, больше узнать о родном городе, что-то
новое необычное),
“нет”- 183 (74,6%), почему - (нет свободного
времени, не хочу, не интересно, мало свободного
времени, для этого нужно много личного времени);
Что (какие) причины могут побудить
Вас заняться волонтёрским делом?
“не знаю” - 223 (91%), “от безделья, если
есть свободное время, интерес к истории края,
поддержание традиции” - 22 (8,9%);
Хотелось ли Вам обучиться
волонтёрскому искусству?
“да” - 49 (20%), “нет” - 137 (55,9%), “не знаю”
- 59 (24%).
Данное исследование показало, что
почти половина 140 (57,1%) студентов из числа
опрошенных впервые слышат понятие “Волонтёр”,
109 (44,4%) студентов участвовали в волонтёрских
мероприятиях в связи, с чем у них есть
определённый навык работы. 49 (20%) студентов хотели
обучиться волонтёрскому делу и 62 (25,3%) стать
волонтёром родного края.
По результатам исследования
сформулируем ряд рекомендаций:
- Побуждать сознание студентов к созиданию,
преумножению и сохранению культурных ценностей
родного края, через расширение их представлений
о ценности наследия и культуры родного этноса.
- Провести практические мероприятия по
организации и проведению волонтёрской
деятельности среди студентов.
- Сформировать группы студентов, желающих
заниматься волонтёрским движением.
Развивать патриотизм, любовь к родному краю.