Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

21 июня 2005г.

Пленарное заседание

НОВИКОВ Владислав Викторович,
руководитель центра психолого-социальной подготовки студентов
Смоленского промышленно-экономического колледжа)

Психологическая готовность к волонтерской миссии
на примере студентов Смоленского промышленно-экономического колледжа

Изменение сущностного отношения к восприятию современным социумом значимости этнического наследия и духовных ценностей в последние годы приобрело тенденцию возведения в ранг ценностей. Остро назрела необходимость не только сохранения культурных ценностей, но и передачи их последующим поколениям в общедоступном виде. Одним из приоритетных способов сохранения и представления информационного потенциала выступает оцифрованный материал.

Оцифровка – процесс трудоемкий и ответственный. В данном случае приоритет в сборе, сохранении и оцифровке материала принадлежит волонтерам.

Волонтерская миссия не является популяризированной среди молодежи и именно поэтому появляется необходимость подготовки волонетеров в студенческой среде. Возможность подобной деятельности исследовал центр психолого-социальной подготовки студентов Смоленского промышленно-экономического колледжа. Студентов попросили ответить на ряд вопросов, а затем провели личностное собеседование.

А Н К Е Т А

Уважаемые студенты, в современный лексикон всё чаще входит понятие “волонтёр” Волонтёр, лицо добровольно решившийся заниматься благотворительными акциями, общественной работой, помогать людям.

Данная анкета позволит нам узнать Ваше отношение к подобной деятельности. С целью повышения достоверности в ответах анкета проводится анонимно. Просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Фамилия, инициалы (Заполняется по желанию) _____________________________________________________________________

2. Ваш пол “м” ___, “ж” ___.

3. Возраст _______ лет.

4. Специальность ______________

5. Место рождения _______________________________________

6. Сталкивались ли Вы ранее с понятием “Волонтёр? “да” “нет”;

7. Считаете ли Вы ценным сохранение культурных ценностей родного города?

“да” “нет” “не знаю”;

8. Для чего молодому поколению владение культурными ценностями своего города, родного края? “не знаю” “для сохранения” “ваш вариант” _____________________________________________________________________.

9. С какого возраста рационально на Ваш взгляд приобщение личности к культурному наследию? “со школьного”, “со студенческого”, “не знаю”

10. В чьи обязанности, на ваш взгляд, входит сбор, обобщение и распространение среди молодого поколения культурных ценностей города? “не знаю” “ваш вариант” __________________________________________________.

11. Хотели ли Вы бы знать культурное наследие родного города, края, его традиции? “да” “нет” “не знаю”;

12. Участвовали ли вы в волонтерских мероприятиях? “да” “нет”;

13. Согласились ли бы Вы стать волонтёром в сборе культурных ценностей родного города в различных источниках (архивах, литературе, документах, очевидцах и т.д.). “да” “нет”, почему? _____________________________________________________________________.

14. Что (какие) причины могут побудить Вас заняться волонтёрским делом?

“не знаю”, “ваш вариант”.

15. Хотелось ли Вам обучиться волонтёрскому искусству? “да” “нет” “не знаю”.

Микроисследование

“Готовность студентов к волонтёрскому труду”

Цель: определить отношение студентов колледжа к волонтёрской деятельности по оцифровке культурных ценностей г. Смоленска

Объект исследования: студенческие группы I и II курсов СПЭК.

Методы исследования: опрос, анкетирование.

Исследование:

В современный лексикон всё чаще входит понятие “волонтёр” Волонтёр, лицо добровольно решившийся заниматься благотворительными акциями, общественной работой, помогать людям. Данное исследование позволит узнать отношение молодёжи к волонтёрской деятельности и готовность к сотрудничеству с волонтерским движением.

Исследование охватило 245 человек, среди которых:

93 юношей (38 %) и 152 девушек (62%).

Возрастной критерий составил:

16 лет – 57ч.

17 лет – 93ч.

18 лет – 95ч.

Среди специальностей:

Бухгалтеры – 82 (33,4%),

Юристы – 60 (24,4%),

Программисты – 37 (15,1%),

Менеджеры – 42 (17,1%).

Финансисты – 24 (9,7%).

Место рождения:

городское население – 171 (69,7%),

сельское – 43 (17,5%),

жители деревень – 31 (12,6%).

Ответы на вопросы распределились следующим образом:

“Сталкивались ли Вы ранее с понятием “Волонтёр?

“да” - 105 (42,8%), “нет” - 140 (57,1%);

“Считаете ли Вы ценным сохранение культурных ценностей родного города?”

“да” - 245 (100%), “нет” - 0 (0%), “не знаю” - 0 (0%);

“Для чего молодому поколению владение культурными ценностями своего города, родного края?”

“не знаю” - 53(21,6%), “для сохранения ценностей, богатство” - 180(73,4%), “для передачи следующему поколению” - 12(4,8%);

С какого возраста рационально на Ваш взгляд приобщение личности к культурному наследию?

“со школьного” - 187 (76,3%), “со студенческого” - 8 (3,2%), “с рождения” - 43(17,5%), “не знаю” - 7 (2,8%);

В чьи обязанности, на ваш взгляд, входит сбор, обобщение и распространение среди молодого поколения культурных ценностей города?

“не знаю” - 32 (13%), “родители, семья” - 71 (28,9%), “организации” - 22 (8,9%), “учебные заведения, школа” - 28 (11,4%), “администрация города” - 38 (15,5%), “работники культуры” - 7(2,8%); другое – 47 (19,1%);

Хотели ли Вы бы знать культурное наследие родного города, края, его традиции?

“да” - 172 (70,2%), “нет” - 38 (15,5%), “не знаю” - 35 (14,2%);

Участвовали ли вы в волонтерских мероприятиях?

“да” - 109 (44,4%), “нет” - 136 (55,5%);

Согласились ли бы Вы стать волонтёром в сборе культурных ценностей родного города в различных источниках (архивах, литературе, документах, очевидцах и т.д.)?

“да” - 62 (25,3%), почему – (интересно, нравится, больше узнать о родном городе, что-то новое необычное),

“нет”- 183 (74,6%), почему - (нет свободного времени, не хочу, не интересно, мало свободного времени, для этого нужно много личного времени);

Что (какие) причины могут побудить Вас заняться волонтёрским делом?

“не знаю” - 223 (91%), “от безделья, если есть свободное время, интерес к истории края, поддержание традиции” - 22 (8,9%);

Хотелось ли Вам обучиться волонтёрскому искусству?

“да” - 49 (20%), “нет” - 137 (55,9%), “не знаю” - 59 (24%).

Данное исследование показало, что почти половина 140 (57,1%) студентов из числа опрошенных впервые слышат понятие “Волонтёр”, 109 (44,4%) студентов участвовали в волонтёрских мероприятиях в связи, с чем у них есть определённый навык работы. 49 (20%) студентов хотели обучиться волонтёрскому делу и 62 (25,3%) стать волонтёром родного края.

По результатам исследования сформулируем ряд рекомендаций:

  1. Побуждать сознание студентов к созиданию, преумножению и сохранению культурных ценностей родного края, через расширение их представлений о ценности наследия и культуры родного этноса.
  2. Провести практические мероприятия по организации и проведению волонтёрской деятельности среди студентов.
  3. Сформировать группы студентов, желающих заниматься волонтёрским движением.

Развивать патриотизм, любовь к родному краю.

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год