Рекомендации Международной конференции «Доступ к государственной
информации,
являющейся общественным достоянием» г.Смоленск, 20-22 июня 2005
г.
20-22 июня 2005 года в г. Смоленске (Российская Федерация) под
эгидой Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех» и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоялась
Международная конференция «Доступ к государственной информации,
являющейся общественным достоянием».
Организаторами конференции выступили Администрация Смоленской
области и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех» при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерства по информационным
технологиям и связи Российской Федерации, Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации и
Федерального агентства по культуре и кинематографии. Организация
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
осуществила софинансирование конференции в рамках Программы
участия ЮНЕСКО.
Конференция проводилась при поддержке российских производителей
информационно-правовых ресурсов - Спецсвязи ФСО России и фирмы
«Консультант Плюс», а также Института государства и права РАН и
Информационного центра ООН в Российской Федерации.
В
работе конференции приняло участие 124 эксперта из
международных межправительственных и неправительственных
организаций, государств - участников Содружества Независимых
Государств, институтов СНГ, 18 регионов России, представляющих
государственные, муниципальные, коммерческие и общественные
организации, учреждения образования, науки, культуры, информации
и коммуникации.
Конференция открылась приветствиями губернатора Смоленской
области Виктора Маслова, заместителя председателя Российского
комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексея
Демидова, директора Информационного центра ООН в России
Александра Горелика, заместителя председателя Комитета
Государственной думы РФ по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Петра Шелища,
Президента Чеченской Республики Алу Алханова, начальника отдела
Департамента корпоративного управления Министерства
экономического развития и торговли РФ Ирины Задирако, начальника
Управления Федерального агентства по информационным технологиям
Селены Семушкиной. руководителя дирекции технических средств и
телекоммуникаций ФГУП «Почта России» Юрия Петрова и старшего
научного сотрудника Института государства и права РАН Виктора
Монахова.
На
конференции были обсуждены актуальные вопросы всеобщего доступа
к социально значимой информации (правовой, по правам человека и
защите прав потребителя, судебной практике, образовательному и
культурному контенту, экологической и по вопросам устойчивого
развития). Проблемы рассматривались в свете принятых ЮНЕСКО «Руководящих
принципов политики совершенствования государственной информации,
являющейся общественным достоянием», а также принятых
Советом Европы «Рекомендаций о доступе к информации, находящейся
в распоряжении государственных ведомств» и «Декларации
о правах человека и верховенстве права в информационном обществе».
Особое внимание было уделено проблемам значимости информации,
являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными
органами, её актуализации и совершенствованию механизмов доступа
к ней, а также политике доступ в киберпространстве к информации,
которая защищена законодательством об интеллектуальной
собственности.
На
Конференции также впервые были рассмотрены практические вопросы
реализации
соглашения о сотрудничестве в области реализации программных
мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия.
2002-2010 годы» в части создания центров общественного доступа
между Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации и Министерством культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации.
В
рамках конференции проведено пленарное заседание и заседания
трех секций на базе органов государственной власти, публичных
библиотек, учебных заведений, музеев города Смоленска, а также
муниципального образования Сафоновский район Смоленской области.
На
конференции прозвучало 59 докладов и сообщений экспертов
международных межправительственных и неправительственных
организаций, государственных и муниципальных органов и бизнеса,
гражданского общества и научно-образовательного сообщества,
общественных деятелей, в т.ч. доклады директора Информационного
центра ООН в Москве Александра Горелика, заместителя Главы
Администрации Смоленской области Юрия Сынкина, начальника
Департамента информации Постоянного Комитета Союзного
Государства Павла Лысова, Уполномоченного по правам человека в
Брянской области Бориса Копырнова, Уполномоченного по правам
человека в Смоленской области Вячеслава Осина и др.
В
рамках конференции состоялась презентация публичных центров
доступа к правовой, деловой и иной социально значимой информации,
созданных на базе областных и муниципальных библиотек, учебных
заведений и органов муниципальной власти Смоленской области.
Участники конференции получили переведенные на русский язык и
изданные тексты принятых ЮНЕСКО «Руководящих
принципов политики совершенствования государственной информации,
являющейся общественным достоянием», а также Советом Европы
13 мая 2005 г. «Декларации
о правах человека и верховенстве права в информационном обществе»;
специально созданные к конференции информационные ресурсов на
двух CD «Доступ к государственной информации, являющейся
общественным достоянием», содержащие помимо прочего электронную
копию книги «Публичные центры доступа к правовой, деловой и
муниципальной информации в России»; буклеты о реализации проекта
по формированию информационной культуры личности через
библиотеки и учреждения образования в Кемеровской области;
специально созданные к конференции материалы «Проект «Красная
книга культуры Смоленщины».
В
рамках Конференции прошла презентация Программы «Красная книга
культуры Смоленщины», реализуемой в качестве пилотной стадии
национального проекта по сохранению культурного и цифрового
наследия – «Красная книга культуры России», инициированного в
декабре 2004 г. в рамках Международной конференции EVA-2004. В
ходе реализации Проекта «Красная книга культуры Смоленщины»
планируется, с одной стороны, привлечь волонтерский потенциал
школьников и студентов для оказания помощи организациям наследия
(музеям, архивам и библиотекам) в области создания электронных
ресурсов по культуре Смоленщины и, с другой стороны,
стимулировать использование мультимедиа ресурсов по культуре в
образовательном процессе в школах и ВУЗах региона.
Участники Международной конференции «Доступ
к государственной информации, являющейся общественным достоянием»:
Осознавая необходимость содействия государству в реализации
права населения на доступ к информации и знаниям и на их
использование во исполнение одной из основных гражданских свобод
– свободы выражения и свободы участия в культурной жизни,
общественном и научном прогрессе, а также реализации
провозглашенного ЮНЕСКО принципа - образование для всех на
протяжении всей жизни;
Отмечают:
· успешный опыт работы России по формированию политики
всеобщего досупа к социально значимой инфомации, начавшийся с
июня 1998 года с открытия первого публичного центра правовой
информации (ПЦПИ), созданного в Смоленске на базе областной
публичной библиотеки, полностью соответствует принятым Всемирным
саммитом по информационному обществу, ЮНЕСКО, Советом Европы и
ИФЛА документам по вопросам доступа к информации и знаниям;
· в настоящее время публичные центры доступа к социально
значимой информации открыты для любого человека практически во
всех крупных публичных библиотеках регионального и
муниципального уровней, а также на базе многочисленных школ,
вузов, общественных и государственных учреждений. Их услугами в
стране ежегодно пользуется более миллиона человек, что
свидетельствует о большой востребованности центров населением и
властью всех уровней. По состоянию на начало 2005 года в России
действует около 2000 подобных центров, из них 210 в Смоленской
области;
· российский опыт показал, что сеть публичных центров
доступа к информации предоставляет реальную возможность
коллективного решения государственными, коммерческими и
общественными структурами при активном участии и поддержке
рядовых граждан масштабных социально значимых задач в области
доступа к информации с достижением мультиплицирующего эффекта.
Деятельность центров в качестве посредника между властными
структурами и населением способна оказать влияние на рост
гражданской позиции россиян, их информационной и правовой
культуры, содействовать вовлечению населения в активную
общественную жизнь, преодоление как цифрового неравенства, так и
социальной апатии;
· сходная модель доступа населения к информации была
реализована также в Беларуси и Узбекистане. На II сессии
Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех» (Париж, апрель 2003 г.) Российская Федерация провела
успешную презентацию российской программы доступа к
социально-значимой информации (Программы ПЦПИ), а на III сессии
Межправсовета Программы (Париж, май, 2004 г.) свою презентацию
представила Республика Беларусь. Тогда же ЮНЕСКО были приняты "Руководящие
принципы по развитию и содействию распространения
государственной информации, являющейся общественным достоянием".
Основные положения этого документа совпадают с разработанным в
рамках российской, белорусской и узбекской моделей механизмом
реализации принципа всеобщего доступа к государственной
информации и создают условия для его дальнейшего развития и
тиражирования;
· в то же время остается практически не решенной проблема
доступа населения к такому важному и нужному ресурсу
государственной информации, как судебная практика и сведениям об
открытости и доступности судебной системы;
· успешное начало реализации проекта "Красная книга
культуры Смоленщины", направленного на формирование
национального и местного цифрового культурного контента,
сохранение цифрового наследия в условиях многоязычия и
культурного многообразия, доступ к информационным ресурсам по
культуре и образованию, формирование информационной культуры
личности, в первую очередь в молодежной среде через волонтерское
движение, может рассматриваться как модельной решение;
· органы государственной и муниципальной власти должны и
далее проводить целенаправленную, активную и согласованную
политику по расширению доступа населения к информации,
создаваемой государственными учреждениями и общественными
организациями во всех сферах и на всех уровнях.
Подчеркивая значимость обсуждаемых проблем,
признают:
· необходимость дальнейшего усиления распространения и
разъяснения документов Всемирного саммита по информационному
обществу, ЮНЕСКО и Совета Европы по вопросам доступа к
информации, являющейся общественным достоянием – в первую
очередь к государственной и муниципальной;
· необходимость развития и совершенствования
национального законодательства по вопросам доступа к
государственной и муниципальной информации, являющейся
общественным достоянием с учетом документов международных
межправительственных организаций;
· необходимость дальнейшего совершенствования механизмов
доступа к информации, являющейся общественным достоянием,
создаваемой государственными и муниципальными органами, в т.ч.
правовой (официальной), по правам человека и защите прав
потребителя, судебной практике, образовательному и культурному
контенту, экологической и по вопросам устойчивого развития и
другой социально значимой информации;
· необходимость повышения информационной открытости всех
ветвей и уровней власти, прозрачности деятельности
государственных и муниципальных органов и установления
действенного общественного контроля за этой деятельностью;
· целесообразность широкого применения информационных
технологий в сфере культуры и образования, что существенно
повлияет на развитие личности, общества и государства, создаст
важные предпосылки для экономических и социальных преобразований,
будет способствовать формированию информационного общества и
общества знаний, а в первую очередь – формированию знаний и
навыков человека в информационном обществе;
· необходимость дальнейшего развития и совершенствования
системы центров общественного доступа населения к социально
значимой информации на базе публичных библиотек и иных
информационных центров, как, например, в России в рамках
Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010
годы)» и Программы ПЦПИ, так и других программ и проектов в СНГ,
направленных на формирование системы и сетей доступа к
информации в условиях информационного общества, как
государственных, так и негосударственных, как национальных, так
и муниципальных, а также региональных и международных;
· необходимость активизации мер по переводу созданных
государственными и муниципальными органами информационных
ресурсов, являющихся общественным достоянием, в цифровую форму,
как основы в последующем предоставлении информации гражданам с
помощью информационных технологий.
В отношении разработанных ЮНЕСКО «Руководящих
принципов политики совершенствования информации, являющейся
общественным достоянием, создаваемой государственными органами»
участники конференции :
· отмечают
актуальность и своевременность принятия, а также полноту
разработанных ЮНЕСКО «Руководящих принципов политики
совершенствования информации, являющейся общественным достоянием,
создаваемой государственными органами». Целью документа является
содействие совершенствованию информации для публичного доступа
на государственном уровне. Повышение информационной открытости
власти, прозрачности деятельности государственных органов и
установление действенного общественного контроля за этой
деятельностью является для России и государств – участников СНГ
одним из важнейших направлений совершенствования как
государственного, так и муниципального управления;
· отмечают
возможность адаптации и практической реализации «Руководящих
принципов» по отношению, в частности, к российской системе права,
включая конституционные основы государственного устройства
Российской Федерации, а также модельному законодательству СНГ;
· поддерживая
базовую концепцию «Руководящих принципов» отмечают, что требуют
разъяснения и дальнейшего развития некоторые положения
рассматриваемого документа, в частности вопросы: получения
информации, "которая в обычном порядке не является открытой";
признания юридической силы и аутентичности данных в электронных
форматах; сокращения ограничений на доступ к различным сведениям
как в связи с "атмосферой неоправданной секретности" вокруг
информации государственных органов, так и "дорогостоящего
доступа»; создания новой государственной функции и введения
должности руководителя/омбудсмена по информационной политике;
контроля за управлением информационными системами;
· особенно
отмечают, что предложенная в части 3 "Руководящих принципов"
модель права интеллектуальной собственности государственных
органов и учреждений на создаваемую ими информацию не
рекомендует применение законодательства об интеллектуальной
собственности к документам в обороте органов власти и
государственных учреждений и рекомендуют распространить данное
положение на информационные ресурсы, созданные на средства
органов государственной и муниципальной власти в интересах
управления, образования, науки, культуры и коммуникации;
· констатируют,
что насущной проблемой для России и стран СНГ на современном
этапе является не отсутствие законных оснований доступа к тем
или иным информационным ресурсам, а локальное нормотворчество,
произвольно устанавливающее ограничения на получение необходимых
сведений. Это касается муниципальных и иных архивов,
государственных предприятий и учреждений, муниципальных органов,
мировых судов, пресс-служб должностных лиц и прочих инстанций, в
которых действуют документально зафиксированные либо
неформальные распоряжения, противоречащие действующему
национальному законодательству и ратифицированным международным
актам в части, касающейся доступа к открытым сведениям,
аккредитации, выдачи справочных и подтверждающих документов и
т.д. Данный круг проблем непосредственно связан с общественной
жизнью и интересами личности и относится к важнейшим проблемам
информационной стратегии государства.
Международная конференция «Доступ к государственной информации,
являющейся общественным достоянием» принимает следующие
рекомендации:
·
Рекомендовать всем ветвям и уровням власти государств –
участников СНГ использовать разработанные ЮНЕСКО «Руководящие
принципов политики совершенствования информации, являющейся
общественным достоянием, создаваемой государственными органами»
при формировании региональной, национальной и муниципальной
информационной политики.
·
Рекомендовать всем ветвям и уровням власти государств –
участников СНГ, членам Совета Европы использовать принятую
Советом Европы «Декларацию
о правах человека и верховенстве права в информационном обществе»
при формировании национальной и региональной политики.
·
Рекомендовать всем ветвям и уровням власти государств –
участников СНГ использовать разработанную и реализованную в
России, Беларуси и Узбекистане модель доступа населения к
социально-значимой информации через сети центров общественного
доступа/публичных центров доступа к информации в реализации
национальной и, особенно, муниципальной информационной политики.
· Предложить
органам власти государств – участников СНГ обсудить и
разработать рекомендации, направленные на решение проблем
публичного доступа населения к информации: о судебной практике,
сведениям об открытости и доступности судебной системы; по
вопросам экологии и устойчивого развития.
· При
формировании национальной политики в сферах экологии и защиты
прав потребителей рекомендовать объединение усилий библиотек,
школ, специальных учебных заведений и вузов, средств массовой
коммуникации с органами власти и общественными экологическими и
потребительскими организациями, в том числе по вопросам
выработки стандартов по предоставлению экологической и
потребительской информации.
·
Рекомендовать и далее усиливать сотрудничество федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации (Минкультуры
России, Минобрнауки России, Мининфосвязи России,
Минэкономразвития России и Спецсвязи ФСО России) между собой и с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальными органами по доступу к создаваемой органами власти
информации, являющейся общественным достоянием. Предложить
Минэкономразвития России и Минкультуры России в рамках
заключенного между ними Соглашения о сотрудничестве по
реализации ФЦП «Электронная Россия» провести по данному вопросу
рабочее совещание с приглашением для участия в нем международных
межправительственных и неправительственных организаций, ведущих
мировых, региональных и национальных лидеров индустрии ИКТ и
общественности.
·
Рекомендовать средствам массовой коммуникации государств –
участников СНГ провести мероприятия по подготовке журналистов в
области медиаобразования и медиажурналистики и провести
национальные акции по освещению проблем и механизмов реализации
доступа населения к государственной информации, являющейся
общественным достоянием и их пропаганде, а также подобные
региональные акций в СНГ.
·
Рекомендовать органам власти Российской Федерации и других
государств – участников СНГ ознакомиться с опытом реализации
Проекта «Красная книга культуры Смоленщины», для его осмысления,
развития, освещения и адаптации к местным условиям как
региональной модели формирования национального и местного
цифрового культурного контента, сохранения цифрового наследия в
условиях многоязычия и культурного многообразия, доступа к
информационным ресурсам по культуре и образованию, формированию
информационной культуры личности, в первую очередь в молодежной
среде и через волонтерское движение.
· Расширить
спектр услуг для центров общественного доступа на базе библиотек
и учебных заведений в области образования и рассмотреть шаги по
нормативному закреплению их деятельности, для чего:
1. Использовать
ресурсы центров общественного доступа, опорных школ, иных
образовательных и педагогических учреждений и центров системы
образования, Федерации Интернет Образования и других
государственных, коммерческих и общественных образовательных
организаций для осуществления дистанционных форм обучения на
основе экстерната в первую очередь для детей, удаленных от
образовательных ресурсов (удаленные сельские районы,
дети-инвалиды, дети-сироты, дети, находящиеся в местах
социальной изоляции).
2.
Организовать популяризацию через вышеуказанные структуры
и профильные средства массовой коммуникации новых форм обучения,
в т.ч. дистанционных, демонстрацию их новых мотивационных
возможностей, информировать, где их можно получить и на каких
условиях, принять меры по разъяснению и пропаганде
медиаобразоваия в общем образовании, педагогике и журналистике.
3.
Выявлять региональные электронные издания для их
включения в сводные каталоги и базы доступа для общего
использования в стране или в своём языковом сегменте
киберпространства, информировать через созданные ресурсы и СМИ,
в первую очередь электронные, об имеющихся электронных изданиях
в регионах и использовать создаваемые для этих целей каталоги в
системе центров общественного доступа, а также использования
аналогичных ресурсов из других регионов.
4. Обеспечить
информирование широкого круга пользователей об электронных
изданиях национального и муниципального уровня через электронные
каталоги, базы данных, депозитарии и центры общественного
доступа.
5. Учитывать
требования по ИКТ-компетентности в квалификационных требованиях
служащих органов управления, а также в сфере культуры,
образования и коммуникации.
6. Использовать
тестирование и сертификацию ИКТ-компетентности учащихся,
педагогов и профильных журналистов как механизм формирования
ИКТ-грамотности на основе тестов и систем, рекомендованных
органами управления образованием
7. Разработать
подходы к созданию механизмов дарения или иной безвозмездной
передачи авторского ресурса для общедоступных электронных
хранилищ, создаваемых с участием государства, например в форме
государственно-частных партнерств.
Для России и Смоленской области
1. В порядке
эксперимента организовать систему сбора электронных изданий,
производимых издательскими организациями Смоленской области, на
базе центров общественного доступа с последующей передачей
изданий в Федеральный депозитарий электронных изданий для
государственной регистрации и презентаций этого опыта.
2. Считать
целесообразным создание навигационного каталога ресурсов сферы
образования и культуры в рамках проекта «Красная книга культуры
Смоленщины».
3. Организовать сбор
центрами общественного доступа имеющихся в регионах электронных
изданий и ресурсов для их дальнейшей регистрации в формах
Научно-технического центра «Информрегистр» Мининфосвязи России.
4. Привлечь
ресурс «Университетская информационная система РОССИЯ» НИВЦ
Московского государственного университета и другие ресурсы
научного сообщества страны для активного использования в центрах
общественного доступа и библиотеках. Направить соответствующие
письма с целью получения права доступа к этим ресурсам в
регионах.
5. Сформулировать
минимальные требования ИКТ-грамотности, позволяющие участвовать
в ИКТ-формах обучения.
6.
Сформулировать инновационные требования для педагогов,
активно использующих ИКТ в своей работе, собирать, исследовать,
обобщать и представлять их опыт на специализированных сайтах
Смоленской области.
7. Рассмотреть
возможность использования имеющихся в стране платных
образовательных ресурсов системы общего образования, а также
использования их для системы повышения квалификации педагогов,
на основании центров общественного доступа, РЦДО, ФИО, НП «Телешкола»-
проект «Интернет-школа «Просвещение.ru» и др. центров.
8. Использовать опыт
Смоленского промышленно-экономического колледжа по формированию
информационной среды образовательно-культурного контента для
повышения квалификации работников образования и культуры с
помощью Интернет и ИКТ для системы центров общественного доступа
в Смоленской области.
9. Использовать
созданную в Санкт-Петербурге модель этико-правового воспитания
молодого гражданина в комплексе с разработками по формированию
информационной культуры личности, как в условиях образовательных
учреждений, так публичных библиотек, особенно детских и
юношеских и иных информационных центров, а также рекомендовать
Администрации Смоленской области использовать указанные
разработки при организации и проведении ежегодных олимпиад по
правовой информатизации среди школ области.
10. Распространить в
целях патриотического воспитания молодого поколения опыт
Администрации Смоленской области по созданию в рамках проекта «Красная
книга культуры Смоленщины» базы данных «Электронный архив памяти»:
формирование дополнительных электронных экспозиций о Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 гг. на основе реликвий,
имеющихся в семьях, которые смогут не только органично дополнить
фактическую экспозицию музеев, но и привлечь школьников к
реализации социально значимых проектов, направленных на
нравственно-патриотическое воспитание с использованием ИКТ.
11. Рассмотреть
возможность использования школьных библиотек как места доступа к
архивных, библиотечным и музейным ресурсам Смоленской области, в
т.ч. на компакт-дисках при отсутствии подключения школ к сети
Интернет.
12. Развивать работу
с населением по переносу семейных архивов на современные
цифровые носители информации, в т.ч. на договорной основе.
Принимая во внимание актуальность и важность рассматриваемых
проблем и положительно оценивая результаты состоявшейся
Международной конференции «Доступ к государственной информации,
являющейся общественным достоянием» её участники считают
необходимым:
-
направить настоящие рекомендации в ЮНЕСКО, институты Совета
Европы и Содружества Независимых Государств, Подготовительный
комитет Всемирного саммита по информационному обществу, органы
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
-
выразить благодарность Администрации Смоленской области и
Российскому комитету Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за
высокий уровень организации и проведения Международной
конференции, а ЮНЕСКО и Федеральному агентству по культуре и
кинематографии за её поддержку