Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

22 июня 2005г.

Секция 3 - Доступ к образовательному и культурному контенту

БОГДАНОВ Н.А.,  менеджер проектов ОДДГЕЙР ДАНИЕЛЬСЕН, генеральный директор ЗАО “Европейские компьютерные права” г.Москва, Россия

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВА ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уважаемые коллеги, меня зовут Николай Богданов, и я хотел бы сегодня рассказать вам о международном стандарте компьютерной грамотности ECDL – Европейские компьютерные права, как средство обеспечения доступа к государственной информации.

В ходе презентации мне хотелось бы остановиться на актуальных проблемах информатизации – обеспечении доступа к информационным ресурсам и внедрению компьютерной грамотности в широких слоях населения. Знания пользователей – это чрезвычайно важный аспект информатизации, но пока в России, в отличие от стран ЕС, нет единого стандарта, который бы позволял адекватно измерить пользовательскую компетентность. О глобальном стандарте, разработанном под эгидой ЕС, который сейчас признается в 70% стран мира, мне и хотелось бы вам сегодня рассказать. Стандарт называется ECDL, это сокращение от английского European computer driving licence, что в переводе означает Европейские компьютерные права – по аналогии с водительскими правами. Если останется время, то я могу продемонстрировать тестовые задания сертификации ECDL, если же во время презентации это сделать не удастся, то в перерыве я с удовольствием покажу систему тестирования всем желающим.

Информатизация - это сегодня насущная необходимость общественного развития. Во всем мире предпринимаются государственные инициативы по обеспечению всеобщего доступа к информационным ресурсам для широких масс населения. Однако большинство государственных программ по информатизации сосредоточивают свое внимание на создании технической инфраструктуры – разработке порталов, систем интерактивного взаимодействия с гражданами (заполнение налоговых деклараций, форм и бланков через Интернет, общение с государственными органами) и так далее, но мало кто задумывается о том, что для того чтобы использовать эти ресурсы граждане должны не только ИМЕТЬ компьютер и доступ к сети, но и УМЕТЬ им пользоваться. Сегодня ДОСТУП – это в такой же степени вопрос УМЕНИЯ пользоваться технологиями, как и наличия инфраструктуры. Но как определить, какие навыки нужны пользователю? Как узнать, умеет ли человек пользоваться компьютером или его знаний недостаточно?

Вот как сегодня формулируются требования к пользователям, в том числе и при приеме на работу в государственные учреждения и частные компании:

  • “Опытный пользователь”
  • “Навыки владения ПК”
  • “Знания ИТ на уровне пользователя”
  • “Знание офисных программ”
  • “Internet и e-mail”
  • “Word, Excel, PowerPoint”
  • “Компьютерная грамотность”

Что такое “Опытный пользователь”? Как понять “Знание офисных программ”? Могу ли я сказать, что я умею пользоваться компьютером, если я умею набирать текст в Ворде? С этой проблемой сталкивается и работодатель при приеме на работу новых сотрудников. Если человек в своем резюме указал, что он знает компьютер, работодатель должен либо на месте проверить его знания, что долго и требует отдельного компьютерного класса, либо поверить ему на слово, что чревато тем, что человека придется увольнять и искать нового, если он не будет справляться со своими обязанностями из-за того, что не знает компьютер. Для того, что бы этого избежать в 1984 году под эгидой Еврокомиссии была начата разработка общеевропейского квалификационного стандарта ECDL, который сегодня признается более чем в 166 странах мира. Сертификат ECDL – это:

  • Свидетельство, которое подтверждает уровень знаний, достижений и опыта в области информационных технологий
  • Доказательство того, что предъявитель прошел теоретическую и практическую подготовку по работе с компьютером
  • Документ, подтверждающий профессионализм и компетенцию специалиста

Программа ECDL была разработана в 1984 году, сегодня признается в 70% стран мира, тесты переведены на 35 языков, всего сертификацию прошло более 4 миллионов человек. Система тестирования полностью доступна через Интернет, поэтому центру тестирования не приходится ставить дополнительного оборудования и программного обеспечения.

Стандарт ECDL официально рекомендован ЕС в качестве основного стандарта знаний пользователей. Доклады EU High Level Task Force on Skills and Mobility от 14.12.2001 и The European Union High Level Group for Employment and Social Dimension of the Information Society (ESDIS) от 5.10. 2001, дают рекомендации по использованию ECDL в качестве части программ электронного правительства.

Концепция ECDL была разработана под эгидой Еврокомиссии, активно внедряется ЮНЕСКО и Мировым банком, в том числе и в образовательные проекты, министерства образования Австралии, Австрии, Голландии, Венгрии, Италии, Иордании, Польши, Норвегии признали стандарт ECDL в качестве национального стандарта по информатике, например в Италии все учащиеся средних школ сдают тесты, получают сертификат, который затем засчитывается в качестве вступительного экзамена в вуз по информатике для непрофильных специальностей. Программы Электронного правительства Великобритании, Германии, Эстонии, Венгрии, Италии, Норвегии официально используют ECDL для того, чтобы обеспечить компьютерную грамотность широких слоев населения и тем самым сделать внедрение порталов и прочих информационных ресурсов эффективным. Международные организации – например, Программа ООН по развитию – UNDP, протестировала всех своих сотрудников по всему миру, чтобы обеспечить равный уровень знаний и навыков во всех странах.

ECDL в России – на данный момент в России у нас 42 центра тестирования в 20 регионах страны.

Программа ECDL состоит из четырех независимых друг от друга блоков по сложности, причем, чтобы сдать на, скажем, сертификат ECDL для опытных пользователей, не нужно сначала проходить тестирование по предыдущим блокам.

Первый уровень сложности – программа Электронный гражданин, о ней я расскажу чуть позже, предназначенная для широких масс населения и дающая основные навыки работы с Интернет ресурсами. Второй вид тестирования начального уровня – это диагностическое тестирование, которое позволяет выявить пробелы в знаниях и разработать программу обучения. О диагностике я также расскажу подробно чуть позже. Базовая сертификация состоит из 7 модулей – основы информатики – теоретический модуль об устройстве компьютера, видах сетей, и так далее, операционные системы – если говорить о продуктах семейства Майксрософт, то это Windows 98, 2000, XP, текстовые редакторы – Word, электронные таблицы – Excel, презентации – PowerPoint, базы данных – Access, Internet Explorer и MS Outlook. Каждый модуль состоит из 30 вопросов, сдаются они в любое время и в любой последовательности. При прохождении первого модуля кандидату выдается на руки международный Зачетный лист, который действует во всех странах мира, тем самым человек может начать сдавать тесты в Ханты-Мансийске, продолжить в Москве, Лиссабоне, Осло, Париже и любых других городах мира. После прохождения любых 4 модулей человек получает сертификат ECDL Start, а после прохождения всех семи – полный сертификат ECDL и пластиковую карточку ECDL. Если человек считает себя опытным пользователем, он может сдать тест ECDL Advanced, по тем же программам, но на более высоком уровне сложности. Модули для специалистов пока не лицензированы для России и не локализованы.

Диагностическое тестирование ECDL – это один тест по всем семи модулям базовой сертификации, в результате которого человек получает не сертификат, а профиль своих знаний. Диагностическое тестирование используется для проведения исследований компьютерной грамотности населения, а также для первичного тестирования сотрудников, чтобы выяснить, кому требуется дополнительная подготовка и в каких именно областях.

Программа Электронный гражданин предназначена для всех – от пенсионеров и безработных до клиентов банков и людей, работающих в государственных структурах. Электронный гражданин – это курс обучения базовым навыкам владения ПК и работе в Интернете и тест, по результатам которого выдается Паспорт электронного гражданина. Программа Электронный гражданин обычно проводится при поддержке государства, как часть государственных инициатив в области информатизации. Например, в Норвегии, в губернии Финнмарк всем жителям предоставлена возможность бесплатно пройти программу Электронный гражданин на базе региональных библиотек. Часто подобная программа реализуется через Интернет провайдеров, которые финансируют внедрение программы с тем, чтобы увеличить свою клиентскую аудиторию.

Программа Электронный гражданин состоит из трех блоков – базовые навыки, поиск и обработка информации и работа с он-лайн сервисами. В результате человек, прошедший программу, становится полноправным членом информационного сообщества и может работать с ресурсами Интернет.

Стандарт ECDL разрабатывается международными рабочими группами под эгидой еврокомиссии, ЮНЕСКО, СЕПИС – Европейский компьютерный совет – и ИФИП – ассоциация обработки данных. Создаются три рабочие группы – ИТ специалисты, которые отслеживают новые тенденции на рынке ИТ, методисты, которые разрабатывают вопросы, и пользователи – на которых тесты проходят обкатку. Стандарт проходит восьмиуровневую международную валидацию.

В 2001 году компания Cap Gemini провела международное исследование, посвященное тому, сколько времени и денег теряет организация из-за компьютерной неграмотности своих сотрудников.

По результатам исследования выяснилось, что каждый сотрудник теряет 3 рабочие недели в год (практически весь свой отпуск) из-за того, что он не умеет правильно пользоваться офисным пакетом программ. Больше всего времени уходит на помощь другим. Все мы сталкивались с ситуацией, когда у нас не печатается текст или не форматируется таблица. Что мы делаем в таком случае? Зовем на помощь коллег. В результате весь отдел отрывается от работы, что приносит организации и прямые финансовые потери.

Исследование показало, что организация с 1000 пользователей теряет до 4 миллионов евро в год из-за компьютерной неграмотности персонала.

Внедрение единого стандарта компьютерной грамотности позволяет оптимизировать инвестиции в аппаратное обеспечение – нет нужды покупать всем сотрудникам самые совершенные компьютеры, ведь КПД их использования – это в лучшем случае 20%, а обновлять их нужно раз в два-три года. Получается, что 80% инвестиций быстро амортизируются и уходят в песок. Лучше реинвестировать часть средств в обучение и сертификацию сотрудников, получатся те же деньги, но с гораздо большей отдачей. ECDL также позволяет повысить эффективность использования ресурсов и оптимизировать кадровый отбор, создать универсальный стандарт знаний и подтвердить компетентность сотрудников на международном уровне.

ECDL широко применяется в качестве квалификационного стандарта в органах государственного управления. Во многих странах наличие сертификата ECDL является требованием при приеме на работу в государственные учреждения.

  • Австралия – 1200 000 сотрудников Национальной службы здравоохранения пройдут ECDL до 2005 г.
  • Бельгия – 60 000 государственных служащих прошли тестирование
  • Венгрия – ECDL обязательное требование при приеме на работу в гос.учреждения
  • Эстония – 10 000 работников министерств и ведомств получили сертификат ECDL
  • Великобритания – 40 000 сотрудников органов местного управления графтсва Йоркшир сдали тесты
  • EC – Европейская комиссия приняла решение протестировать 25 000 своих сотрудников по программе ECDL. Пилотное тестирование 10 000 начато в 2004 г.

Спасибо за внимание!

 

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год