22 июня 2005г.
Секция 3 - Доступ к
образовательному и культурному контенту
БОГДАНОВА И.Ф., заведующая
кафедрой информатики и вычислительной техники
Институт подготовки научных кадров Национальной
академии наук Беларуси
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ФАКТОР
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
К концу ХХ века человечество пришло
с большими научными и технологическими
достижениями, коренным образом изменившими
уклад жизни. В результате важнейших свершений
науки ХХ века произошло привлечение в сферу
научно-технической деятельности быстро растущих
объемов национальных ресурсов, состоящих из
подготовленных к исследованиям и разработкам
кадров, доступной научно-технической информации,
развитой приборной и экспериментальной баз, а
также сети организаций, осуществляющих
производственные процессы науки и научного
обслуживания. Как никогда возросла социальная
роль науки. Непрерывно возрастающую роль науки
подтверждает следующий факт: если в начале ХХ
века в мире было около 100 тысяч исследователей, то
в начале ХХI века — уже 100 миллионов.
В современных условиях высокий спрос
на научно-исследовательские кадры предъявляют
не только традиционные сферы приложения их труда
(фундаментальные и прикладные исследования,
инновационная деятельность,
высокотехнологичные и традиционные отрасли
промышленности), но и банковская система,
страховой бизнес, социальная система и другие.
Зависимость темпов развития экономики всех
стран от притока научно-технического персонала и
качества его подготовки сегодня не вызывает
сомнений.
Наука стала мощной производительной
силой, а научно-технический потенциал — решающим
фактором конкурентоспособности стран на мировом
рынке. Качество науки, как в мировом масштабе, так
и в рамках отдельно взятых государств, напрямую
зависит от кадрового потенциала науки, его
качественной и количественной составляющих.
Специфика современной эпохи состоит
не только в переходе развитых стран к
информационному обществу, но и в одновременном
развитии двух других взаимосвязанных процессов
— быстрого приближения глобальной
экологической катастрофы, и униполярной
глобализации. Как следует из последнего доклада
Римскому клубу, подготовленного Э. Вайцзекером и
его коллегами, даже если удастся распространить
во всемирном масштабе наиболее современные
технологии, это даст возможность отсрочить
наступление экологического коллапса всего на
несколько десятилетий. А по оценке Н.Н. Моисеева,
катастрофа может наступить уже в середине XXI
века, причем настолько быстро, что принимать
какие-либо спасительные меры будет уже поздно.
Наиболее реалистичный способ выхода из
сложившейся ситуации состоит в переходе к
инновационным технологиям на базе
научно-технического прорыва.
Этому вызову истории отвечает
постиндустриальный переход, начавшийся в
развитых странах.
Многие специалисты, и в их числе Л.В.
Лесков, приходят к выводу, что решением множества
сложных и запутанных проблем грядущего
информационного общества является прорыв к
принципиально новому фундаментальному знанию, а
социокультурная роль когнитариата – класса
носителей научного знания, является
приоритетной.
Таким образом, знание рассматривается
как один из важнейших ресурсов. Лидерами
мирового эволюционного процесса в XXI веке станут
не те, в чьем распоряжении самые крупные
финансовые ресурсы, а обладатели нового
фундаментального знания. Уже сейчас успех
политических, управленческих и организационных
решений во многом зависит от того, насколько они
опираются на научную методологию и
экономический расчет. Передовые страны сегодня
стремятся к утверждению модели общества,
основанного на знании (knowledge based society).
Эффективное и целенаправленное
использование научных разработок является
важнейшим фактором устойчивого развития
человечества в третьем тысячелетии. Основным
вопросом сегодняшнего дня является разработка и
реализация курса на превращение науки в
важнейший фактор развития, укрепление и
наращивание ее интеллектуального,
социально-экономического потенциала,
обеспечения на научной основе национальной
безопасности.