Международная конференция “Доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием”
1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

1x1.gif (43 bytes)

Выступления

22 июня 2005г.

Секция 3 - Доступ к образовательному и культурному контенту

ЦВЕТКОВА М.С., к.п.н, доцент Академии повышения квалификации, ведущий программный координатор Национального фонда подготовки кадров г.Москва, Россия

МЕЖШКОЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Принципы создания региональной системы межшкольных методических центров (ММЦ)

1.1. Цели и задачи региональной системы ММЦ

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на реализацию проекта “Информатизация системы образования” (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 593). Часть средств займа МБРР в рамках проекта “Информатизация системы образования” (далее “Проект”) планируется направить на создание региональной системы межшкольных методических центров (далее “система РКЦ-ММЦ”) в Республике Карелия, Хабаровском крае, Красноярском крае, Ставропольском крае, Пермской, Челябинской и Калужской областях (далее – “регионы Проекта”). Реализация Проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

Основной целью создания системы РКЦ-ММЦ является организация регулярной методической поддержки педагогических кадров в области ИКТ, а также поддержка инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ. Функционирование системы межшкольных методических центров позволит органично дополнить и способствовать развитию и эффективному использованию существующего потенциала в области методической поддержки педагогических кадров и сформировать кадровый потенциал в области использования ИКТ в образовательной деятельности для всех учреждений общего и начального профессионального образования в регионах Проекта.

Задачи системы РКЦ-ММЦ:

  • Осуществление регулярной методической поддержки педагогических кадров всех учреждений общего и начального профессионального образования региона Проекта на базе РКЦ и ММЦ.
  • Осуществление регулярной информационной, технической и аппаратно-программной поддержки образовательной деятельности РКЦ и ММЦ и консультационной поддержки всех учреждений общего и начального профессионального образования региона на базе РКЦ и ММЦ.
  • Осуществление повышения квалификации в области использования ИКТ в учебном процессе педагогических кадров учреждений общего и начального профессионального образования региона на базе ММЦ.
  • Использование телекоммуникационных ресурсов системы РКЦ-ММЦ для предоставления доступа к федеральным и региональным хранилищам учебно-методических материалов нового поколения, а также для дистанционной поддержки на базе ММЦ педагогов и учащихся учреждений общего и начального профессионального образования, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг на местах.
  • Организация и проведение конкурсов для поддержки педагогических инициатив и телекоммуникационных образовательных проектов.
  • Осуществление процесса мониторинга хода реализации Проекта в регионе и оценка его результативности.
  • Освещение опыта методической образовательной деятельности системы РКЦ-ММЦ для педагогической общественности и заинтересованных структур во всех субъектах Российской Федерации.

1.2. Типы межшкольных методических центров и их функциональная нагрузка

Система РКЦ-ММЦ включает один региональный координационный центр (РКЦ) и ряд ММЦ, которые могут быть трех типов, в зависимости от количества прикрепленных к ним учреждений общего образования (УОО) и учреждений начального профессионального образования (УНПО), а также количества педагогических кадров в них. С учетом этого, выделяются:

  • межшкольный методический центр расширенной комплектации (РММЦ);
  • межшкольный методический центр базовой комплектации (БММЦ);
  • межшкольный методический центр элементарной комплектации (ЭММЦ).

Региональный координационный центр

РКЦ субъекта РФ является ключевым элементом в системе РКЦ-ММЦ. РКЦ координирует работу всех ММЦ в регионе и оказывает методическую поддержку персонала ММЦ на протяжении всего проекта. Он является оператором Проекта в регионе и в его задачи входит:

  • организация всей методической и консультационной службы системы РКЦ-ММЦ;
  • организация и осуществление деятельности по повышению квалификации работников образования (управленческих кадров, методистов ММЦ);
  • организация и обеспечение функционирования телекоммуникационных ресурсов ММЦ;
  • организация технической поддержки всех ММЦ;
  • обеспечение поддержки, регулярного обновления и распространения образовательных ресурсов (медиатека, депозитарий электронных учебных и методических материалов, сайт региональной методической службы);
  • организация и участие в проведении выставок, конференций и семинаров;
  • организация научно-исследовательских работ с привлечением ММЦ по поддержке телекоммуникационных проектов, педагогических инициатив и инноваций в области информатизации образования.

РКЦ также осуществляет координацию работ по подготовке, оснащению и приемке помещений под ММЦ, организует подготовку персонала ММЦ, заключает договоры с различными организациями, осуществляет мониторинг за ходом реализации проекта.

ММЦ расширенной комплектации

РММЦ являются ресурсными центрами методической службы информатизации образования субъекта РФ. Они создаются в административных центрах, имеющих большое количество школ. Один РММЦ сопровождает до 80 образовательных учреждений, включая школы, центры дополнительного образования для детей, УНПО, межшкольные учебные комбинаты с общим количеством педагогов в них от 1000 до 2000 человек. Такие центры создаются на базе учреждений образования, имеющих возможности для обучения большого числа учителей, обладающих общежитием или базой отдыха для проведения краткосрочных курсов повышения квалификации с отрывом от основной работы, выездных конференций и семинаров, имеющих выход на качественный телекоммуникационный ресурс. РММЦ размещаются на базе центров дополнительного образования для детей, УНПО и лицеев, а также на базе методических центров муниципальных органов управления образованием, имеющих кадровый потенциал в области применения ИКТ в образовании и являющихся юридическим лицом. В регионе могут быть созданы несколько ММЦ расширенной комплектации.

РММЦ предназначены для:

  • проведения курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей, управленцев, методистов прикрепленных образовательных учреждений с пропускной способностью не менее 500 человек в год;
  • осуществления методической и консультационной поддержки педагогических кадров прикрепленных образовательных учреждений;
  • поддержки дистанционного обучения в регионе;
  • консультационно-технической поддержки прикрепленных к центру образовательных учреждений;
  • поддержки и презентации телекоммуникационных проектов учителей и учащихся, в том числе для проведения олимпиад и конкурсов регионального значения совместно с РКЦ;
  • участие в проведении выставок, региональных конференций и семинаров (совместно с РКЦ региона);
  • организации работ по информированию общественности совместно с РКЦ, при этом РММЦ должны отражать в своей деятельности приоритетные направления развития образования, определенные в программе информатизации субъекта РФ и муниципального образования.

Дополнительная деятельность РММЦ в области информатизации УНПО. Центры расширенной комплектации предназначены также для поддержки педагогических кадров учреждений начального профессионального образования, что проявляется в следующих направлениях работ:

  • продвижении профориентации школьников во все ММЦ и школы,
  • поддержке методических объединений учителей и мастеров профессионального обучения учреждений НПО, в том числе дистанционно,
  • учебно-методической поддержке работников учреждений НПО,
  • поддержке и обновлению электронного аннотированного каталога электронных учебных материалов для НПО,
  • приоритетной методической поддержке педагогов УНПО.

ММЦ базовой и элементарной комплектации

БММЦ предназначены в основном для реализации задач Проекта на муниципальном уровне. Количество школ и УНПО, которое охватывает БММЦ своей поддержкой, может варьироваться в зависимости от ситуации в конкретном районе: от 20 до 49 школ, включая и УНПО, общее количество педагогических кадров, прикрепленных к БММЦ, - от 500 до 1000 человек. БММЦ размещаются на базе межшкольных учебных комбинатов и школ, имеющих ресурсы площадей (например, часть здания, этаж, отдельно стоящая постройка), которые возможно выделить для служб БММЦ.

ЭММЦ располагаются в районах с преобладанием сельских школ, в том числе малокомплектных. За одним ММЦ элементарного типа может быть закреплено до 19 полнокомплектных школ, в том числе УНПО. Поскольку возможно наличие в районе малокомплектных школ, то необходимо учитывать, что общее количество педагогических кадров, прикрепленных к центру, будет не менее 200 человек. В случае, когда количество педагогов меньше указанной цифры, создается один центр на несколько муниципальных образований. ММЦ элементарной комплектации размещается на базе полнокомплектной сельской школы, имеющей ресурс площадей и кадровый потенциал, а также на базе УНПО.

Главная деятельность таких центров ориентирована на:

  • организацию и осуществление регулярной учебно-методической поддержки учителей всех школ и учреждений НПО в каждом муниципальном образовании;
  • организацию и осуществление повышения квалификации учителей, методистов по использованию новых образовательных технологий на основе применения ИКТ с пропускной способностью от 100 человек для ЭММЦ и от 250 человек для БММЦ в год;
  • организацию представления результатов апробации и внедрение новых цифровых учебных материалов;
  • организацию доступа для педагогов и учащихся к образовательным ресурсам в сети Интернет;
  • поддержку сетевой методической службы;
  • поддержку школьных телекоммуникационных проектов и педагогических инициатив в области использования ИКТ;
  • консультационно-техническую поддержку школ муниципалитета в основном в виде консультаций;
  • организацию и проведение семинаров в рамках Проекта.

 

Схема 1. Взаимодействие РКЦ-ММЦ и учреждений образования в регионе, где УОО – учреждение общего образования и УНПО – учреждение начального профессионального образования.

1.3. Планируемые результаты функционирования системы РКЦ-ММЦ

Функционирование региональной системы РКЦ-ММЦ позволит достичь следующих результатов:

  • в регионах Проекта будет сформирована инфраструктура, включающая 231 центр, и кадровый потенциал для методической поддержки профессиональной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на местах на основе использования ИКТ;
  • все учреждения общего и начального профессионального образования регионов Проекта (около 6500) получат постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе межшкольных методических центров;
  • не менее 50000 педагогических педагогов учреждений общего и начального профессионального образования в регионах Проекта пройдут обучение на базе учреждений системы РКЦ-ММЦ с использованием учебно-методических материалов нового поколения, разработанных в 1-м и 2-м компонентах Проекта (“Учебные материалы нового поколения” и “Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования”, соответственно), около 150000 педагогических работников в регионах Проекта получат регулярную методическую поддержку в области использования ИКТ в учебном процессе;
  • будет сформирована информационная методическая служба поддержки системы РКЦ-ММЦ, включающая хранилища цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов нового поколения, средства виртуального общения педагогов и методистов, инструменты для разработки педагогами собственных учебных материалов и дистанционных курсов, и позволяющая представить и распространить опыт регулярной методической поддержки педагогов на базе ММЦ в области использования ИКТ в учебном процессе, а также результаты поддержки педагогических инициатив и телекоммуникационных образовательных проектов на другие регионы страны.

2. Организация функционирования межшкольных методических центров

2.1. Состав служб ММЦ

ММЦ строятся на основе типовых служб и модулей. Перечень служб приведен ниже:

  • учебно-методическая служба (далее – УМ) – повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ в образовательном процессе;
  • координационно-методическая служба (далее – КМ) – организация регулярных методических консультаций педагогов, в том числе средствами ИКТ, координация функционирования созданной методической службы регулярный мониторинг функционирования ММЦ;
  • коммуникационная служба (далее – К) – обеспечение телекоммуникационного взаимодействия между ММЦ;
  • административная служба (далее – А) – организация работы ММЦ, подготовка отчетных материалов по Проекту;
  • техническая служба (далее – Т) – обеспечение исправного функционирования технических ресурсов ММЦ, консультационно-техническая поддержка учреждений образования, прикрепленных к ММЦ.

Предполагается, что учреждения системы РКЦ-ММЦ могут оказывать дополнительные услуги населению (организация свободного доступа к образовательным и информационным ресурсам нового поколения на договорной основе, использование возможностей Интернет-телефонии, организация работы детских компьютерных клубов, клубов педагогических сообществ, в том числе сетевых, предоставление дистанционных образовательных услуг на договорной основе).

Службы ММЦ комплектуются из функциональных модулей. Их перечень приведен в табл. 1.

Таблица 1

Модули служб ММЦ

№ п/п

Наименование службы

Наименование модуля

Тип центра

1

Учебно-методическая служба Класс ИКТ, совмещенный с предметным демозалом

РКЦ

Класс ИКТ

все

Медиа-лекторий

все

Кабинет учителя-предметника

РММЦ, БММЦ

Аудио- видео монтажный комплекс

все

2

Координационно-методическая служба Методкабинет

все

Архив УМ

РКЦ

Медиа-кабинет

все

3

Коммуникационная служба Серверная

все

Лаборатория ДО

РКЦ, РММЦ, БММЦ

Мобильный класс

все

Web-мастерская

РКЦ

4

Административная служба Дирекция и бухгалтерия

все

5

Техническая служба Технический кабинет

все

Издательский комплекс

РКЦ, РММЦ

2.2. Образовательная деятельность ММЦ

Все образовательные мероприятия РКЦ и ММЦ в рамках Проекта планируются и организуются РКЦ. К таким мероприятиям относятся:

  • региональные выставки-конференции;
  • региональные конференции и семинары;
  • муниципальные конференции и семинары.

Проведение региональных выставок-конференций

Региональные выставки-конференции проводятся на базе РКЦ для межрегионального обмена опытом в рамках Проекта. Рекомендуется проводить одну региональную выставку-конференцию в год с 2005 года. Длительность мероприятия – от 3 до 5 дней, количество участников одного мероприятия – 100 человек. Оплата проезда производится за счет региональных средств. Оплата проезда и проживания приглашенных специалистов ММЦ производится за счет средств ММЦ.

Выставка-конференция проводится в основном для специалистов управления образованием различных уровней и директоров учреждений общего образования с целью демонстрации результатов Проекта и достижений в области информатизации образовательных учреждений в регионе. Цель - определение приоритетных направлений развития региональной и муниципальных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации в регионах проекта и в новых регионах как части единого информационного образовательного пространства страны. Выставка-конференция проводится раз в год как “День открытых дверей” для презентации опыта Проекта за год (март-май).

Проведение региональных конференций и семинаров

Региональные конференции и семинары включают в себя организацию в регионе массовых выездных мероприятий 2 раза в год. Подготовка конференций в рамках Проекта осуществляется РКЦ. РКЦ как отобранный в рамках конкурсного отбора оператор Проекта в регионе обеспечивает привлечение организаций для размещения участников: их проживания и питания, предоставления залов и аудиторий, привлечение СМИ и телевидения.

Конференция проводится в рамках отчета по выполнению научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инициатив по следующим направлениям (предположительно в ноябре):

  • “Опыт развития процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе и пути его распространения”.
  • “Новые педагогические технологии в области использования ИКТ учителями и методистами в регионе и опыт их внедрения”.
  • “Формирование среды открытого образования средствами дистанционного обучения и опыт расширения доступа участников образовательного процесса к нему”.

Региональные семинары (летние и зимние школы) организуются РКЦ с привлечением баз отдыха. Эти мероприятия ориентированы на всех учителей-новаторов в регионе, особенно тех, которые активно участвуют в НИР в качестве разработчиков. Семинары предусматривают активное обучение методом погружения, предпочтительно в период каникул. Они являются одной из коллективных форм обучения и передачи опыта в использовании новых образовательных технологий для учителей, управленцев, методистов.

Количество участников семинаров определяется в соответствии с количеством учителей в регионе. Так, от каждого района, ММЦ рекомендует участие 1-5 педагогов из прикрепленных образовательных учреждений и по 1 методисту ММЦ. Периодичность проведения семинаров – 2 семинара в год (июль-август и январь) - летняя и зимняя школы. Длительность каждого мероприятия – 7 дней.

Каждое мероприятие представляет собой 36-и часовой модуль обучения. Количество участников одного мероприятия – от 50 до 100 человек. Рекомендуется засчитывать эти часы участникам региональных семинаров как модуля курсов повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательном процессе с накоплением часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов по итогам обучения за весь период Проекта.

Все мероприятия летних и зимних школ фиксируются техническими специалистами РКЦ с помощью аудио-видео ресурсов и формируются как учебно-методические материалы для использования в работе с ММЦ и для формирования регионального учебно-методического хранилища в рамках информационной методической службы в РКЦ.

Проведение муниципальных выставок-конференций

Муниципальные выставки-конференции проводятся на базе ММЦ для межшкольного обмена опытом в рамках Проекта. Цель – определение приоритетных направлений развития школьных программ информатизации и выработка рекомендаций по их реализации на основе функционирования региональной системы РКЦ-ММЦ.

Эти мероприятия проводятся в виде “Дня открытых дверей” один раз в год (март-май), начиная с 2005 года. Длительность мероприятия –1 день, количество участников одного мероприятия – до 100 человек (по одному представителю от ОУ и УНПО, прикрепленных к ММЦ). Основной состав участников - специалисты управления образованием, директора и методисты ОУ и УНПО.

Проведение муниципальных семинаров (мастер-классов)

Муниципальные семинары (мастер-классы) предназначены для представления живого опыта команд школьных учителей и методистов, специалистов УНПО по использованию ИКТ в учебном процессе. Они проводятся на базе ММЦ.

Периодичность проведения семинаров – один семинар в квартал. Количественный состав участников – по три человека от каждого учреждения общего и начального профессионального образования. Учебные группы комплектуются от 12 до 25 человек, количество групп рассчитывается по количеству учреждений образования. В случае необходимости, предусматривается оплата и проживание членов групп за счет направляющей стороны. Количество команд одного мастер-класса рассчитывается на основе количества учителей, прикрепленных к ММЦ.

Продолжительность мастер-класса – три дня (рекомендуется использовать выходные дни), что составляет 18 учебных часов. Координирует и планирует тематику и расписание мастер-классов на весь год в регионе – РКЦ совместно со всеми ММЦ в регионе.

Форма организации мастер-классов: открытые уроки педагогов-предметников (специалистов ММЦ), презентация лучших курсовых работ учителей (слушателей курсов повышения квалификации на базе ММЦ), лучших образовательных проектов и технологий, лучших телекоммуникационных проектов, разработанных в рамках НИР педагогическими коллективами и авторскими коллективами в муниципальных образованиях, передача опыта реализации этих инициативных проектов и образовательных технологий (учебные секции семинара).

Все мастер-классы фиксируются техническими специалистами ММЦ с помощью аудио-видео ресурсов и формируются как учебно-методические материалы для использования в работе ММЦ и для формирования регионального учебно-методического хранилища в рамках информационной методической службы в РКЦ.

Проведение обучения педагогов базовой ИКТ-компетентности в ММЦ

Обучение педагогов учреждений общего и начального профессионального образования, прикрепленных к ММЦ, проводится без отрыва их от работы в рамках еженедельного методического дня, предоставляемого педагогическим работникам учреждений общего и начального профессионального образования, и субботних дней. Для формирования расписания занятий и обеспечения пропускной способности ММЦ требуется согласовать с директорами учреждений общего и начального профессионального образования, прикрепленных к ММЦ, на соответствующий учебный год предоставление методических дней педагогам – слушателям повышения квалификации на базе ММЦ.

Обучение педагогов базовой ИКТ-компетентности по 72 часовой программе осуществляется в период с января 2006 года по май 2008 года.

Программы обучения и учебно-методические материалы к ним направляются в ММЦ из РКЦ. Обучение проводят педагоги ММЦ, которые прошли обучение по 72-часовой программе в РКЦ в первый год Проекта.

Аттестацию слушателей по итогам повышения квалификации базовой ИКТ-компетентности в объеме 72 часов осуществляет РКЦ на базе ММЦ.

Проведение и учебных семинаров и консультаций в ММЦ

В ММЦ регулярно проводятся следующие виды однодневных учебных семинаров в объеме – 6 часов каждый для различных целевых групп:

  • учебный семинар для специалистов муниципального управления образованием и директоров прикрепленных к ММЦ образовательных учреждений;
  • учебные семинары для педагогов-предметников учреждений общего образования и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования по вопросам использования ИКТ- ресурсов;
  • учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов учреждений общего и начального профессионального образования с новыми поступлениями УМК, медиатеки и дистанционными курсами.

Учебные семинары для педагогов-предметников учреждений общего образования и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования по вопросам использования в учебном процессе разработанных в рамках Проекта учебно-методических комплектов регулярно проводятся на базе ММЦ один раз в неделю с января 2006 года по июнь 2008 года. Количественный состав слушателей - 25 человек. В проведении семинаров участвуют методисты ММЦ, прошедшие соответствующее обучение на базе РКЦ по вопросам использования в учебном процессе УМК, которые поставляются РКЦ в ММЦ в процессе реализации Проекта.

Учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов учреждений общего и начального профессионального образования с новыми поступлениями медиатеки, УМК и дистанционными курсами, в том числе для УНПО, проводятся с января 2006 года по июнь 2008 года с периодичностью - один раз в квартал. От каждого учреждения общего и начального профессионального образования приглашается по одному человеку. В проведении семинаров участвуют методисты медиатеки ММЦ и методисты ДО.

Учебные семинары для специалистов муниципального управления образованием и директоров прикрепленных к ММЦ образовательных учреждений проводится на базе ММЦ ежегодно в согласованные с учреждениями общего и начального профессионального образования муниципальных образований сроки.

Ежедневная консультационная работа методиста предполагает проведение до 18 часов в неделю консультаций, семинаров и оставшееся время – на подготовку к занятиям, оформление отчетности, сопровождение массивов информации.

Методист ДО работает в сетевом режиме, включая проведение форумов, консультаций по электронной почте, сопровождение разделов информационной методической службы, поддержку слушателей по работе с дистанционными курсами, проведение Интернет-туров конкурсов и олимпиад.

Организация накопительного обучения

18-часовые модули будут засчитываться участникам муниципальных семинаров и 6-ти часовые учебные семинары в качестве прохождения курсов повышения квалификации в области применения ИКТ в образовательном процессе с накоплением ими часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов по итогам обучения в ММЦ совместно с РКЦ. Для этого целесообразно по итогам семинара формировать раздел курсовой работы педагога.

Для организации такого накопительного обучения рекомендуется ввести зачетную книжку учителя, утвержденную РКЦ, где фиксировать все часы участия в учебных семинарах в течение учебного года и зачеты по итогам учебного семинара (реферат, доклад, проект), а также предложить педагогу по накоплению 72 часов обучения пройти итоговую аттестацию в ММЦ. Форму итоговой аттестации предлагается согласовать с РКЦ, например, это может быть доклад на конференции, презентация на выставке, учебно-методические материалы, предложенные педагогами для ММЦ и размещенные в хранилищах информационной методической службы как имеющие практическую ценность.

Подготовка персонала центров на базе РКЦ

Первичная подготовка основного персонала для РКЦ осуществляется на базе отобранной НФПК организации в первый год Проекта. В состав групп обучения от каждого РКЦ входят: директор, заместитель директора по учебно-методической работе, включая специалиста по работе с учреждениями начального профессионального образования в регионе, заместитель директора по информатизации образования, главный бухгалтер. Подготовка основного персонала ММЦ (директор, заместитель директора по учебно-методической работе, включая специалиста расширенного ММЦ по работе с учреждениями начального профессионального образования в районе) осуществляется на базе РКЦ в каждом регионе Проекта под руководством отобранной для этого организации по графику, подготовленному этой организацией, согласованному с дирекцией РКЦ.

Педагоги и методисты всех ММЦ проходят регулярное обучение в РКЦ по 72 часовой программе, используя также накопительную систему обучения.

Работа по подготовке педагогов по обучению ИКТ-компетентности - специалистов ММЦ осуществляется на первом этапе работ РКЦ до ввода ММЦ в эксплуатацию, таким образом, чтобы к моменту полного оборудования центров они уже имели достаточный кадровый потенциал для немедленного начала работы. В состав групп слушателей педагогов и методистов РКЦ и ММЦ входят: педагоги, проводящие на базе ММЦ курсы повышения квалификации по формированию ИКТ компетенций у учителей, методисты-предметники, проводящие курсы по использованию учебных материалов нового поколения. РКЦ осуществляет подготовку методистов и педагогов ММЦ по 72 часовой программе с выдачей удостоверений с привлечением ведущих специалистов региона в области использования ИКТ в образовательном процессе. Обучение проводят педагоги и методисты РКЦ, прошедшие подготовку в рамках 2 компонента. Всего планируется обучить по 4 специалиста в 2005 году в форме курсовой подготовки по 72 часовой программе обучения.

Со второго года Проекта обучаются методисты-предметники ММЦ (не менее 6 специалистов от каждого ММЦ за 2006-2007 годы) по накопительной системе до 72 часов в форме учебных семинаров по вопросам использования в учебном процессе разработанных в рамках Проекта учебно-методических комплектов. Учебно-методические материалы и УМК предоставляются в РКЦ по результатам работы 1 и 2 компонентов по мере их разработки.

Наряду с этим, РКЦ на своей базе в рамках образовательных мероприятий организует регулярные ежегодные учебно-консультационные семинары для административно-технических специалистов всех ММЦ по вопросам финансовой, документальной отчетности, организации учебно-методической работы, распространения учебных материалов нового поколения и осуществления поддержки дистанционного обучения, по вопросам информационно-технического сопровождения функционирования ММЦ, для чего формируется расписание их проведения, которое согласуется с директорами ММЦ.

2.3. Персонал центров

Для обеспечения функционирования системы РКЦ-ММЦ в штатное расписание центров вводятся следующие типовые должности, обязательные для всех типов ММЦ:

  • Директор
  • Зам. директора по учебно-воспитательной работе
  • бухгалтер
  • Секретарь-делопроизводитель
  • Инженер - системный администратор
  • Инженер
  • Техник
  • Лаборант
  • Педагог
  • Методист

В рамках отдельных должностей, исходя из функциональных особенностей различных типов ММЦ, предполагается вводить дополнительные должности, которые отражают разновидности инвариантных должностей и различное количество ставок для них. К такими должностям могут быть отнесены:

  • Заместители директора: по информатизации образования, по административно-хозяйственной работе;
  • методисты: по дистанционному обучению, по медиатеке и пр.;
  • педагоги: по предмету, мастер производственного обучения и пр.;
  • инженеры: системный администратор, веб-мастер, администратор баз данных.

Количественный состав персонала ММЦ каждого типа регулируется в соответствии с уровнем комплектации и функциями этого ММЦ, количеством прикрепленных к ММЦ педагогов.

Основными параметрами, входящими при этом в расчет нагрузки специалистов, являются следующие:

1) Специалисты служб А, К, Т – ненормированный рабочий день, ставка, индивидуальная доплата за работы, определенные по договору.

2) Специалисты служб УМ, КМ (педагоги и методисты) – годовая нагрузка 720 часов. Каждый час дополнительно оплачивается в размере от 3 долл. США, в соответствии с нагрузкой.

3) Один учебный час предусматривает работу педагога со слушателями:

  • поток = 24 слушателя для лекций, конференций, семинаров;
  • группа = 12 слушателей для практических работ;
  • бригада = 4 слушателя для курсовых и проектных работ (открытый урок, мастер класс, проектная работа).

4) Один консультационный час предусматривает работу методиста со слушателями:

  • фронтальная консультация (до 50 человек) на семинарах для школьных команд
  • групповая консультация (до 12 человек) для предметных команд
  • индивидуальная консультация (до 4 человек) по узкопрофессиональным вопросам для проектных команд

4) Продолжительность учебных занятий:

  • 1 учебная смена=6 часов;
  • две смены работы: 1-ая (8.30-13.00), обед (1 час), 2-ая (14.00-18-30).

5) Примерная средняя нагрузка на 1 ставку методиста (8-ми часовой рабочий день): до 18 часов в неделю на проведение консультаций и далее на подготовку к занятиям, оформление отчетности, сопровождение массивов информации.

Нагрузка на 1 ставку преподавателя - 72 часа в месяц (18 часов в неделю).

Пропускная способность преподавателя: 12 человек в месяц, 96 человек в год.

Пропускная способность методиста: 100 человек в месяц, 400 человек в полугодие из расчета 2 семинара на 1 учителя в год.

Пропускная способность методиста ДО – 200 человек в год из расчета 72 часов дистанционных часов на слушателя.

6) У остальных сотрудников нагрузка определяется согласно их функционалу в рамках 8-ми часового рабочего дня и нагрузки на ММЦ (см. таблицу нагрузки на ММЦ.).

7) Формы занятий: теоретическое занятие (лекция, семинар, презентация, в том числе конференция и выставка), практикум (лабораторная работа, семинар открытых уроков, мастер-классов, консультация, в том числе сетевая), контрольное занятие (зачет, защита проекта, открытый урок, доклад, курсовая работа).

8) Состав образовательных мероприятий:

  • Межрегиональные мероприятия (выставка-конференция)
  • Региональные мероприятия (учебные региональные семинары в РКЦ, две региональные конференции, два региональных семинара: летних и зимних школ)
  • Муниципальные мероприятия (договорные работы РКЦ с ММЦ в регионе, по 4 муниципальных семинара: мастер классов в каждом ММЦ в год).

9) Необходимость введения дополнительных штатных единиц в штат образовательного учреждения определена спецификой деятельности ММЦ и предполагает, что основной состав сотрудников привлекается из числа штатных единиц, уже имеющихся в образовательном учреждении.

Дополнительными штатными единицами могут стать (помимо директора и зам. директоров, а также бухгалтера и системного администратора): методисты (с функционалом методиста дистанционного обучения, методиста медиатеки), инженер (в том числе с функционалом администратора баз данных, веб-мастера), техник, лаборант (в связи с большим количеством технического оборудования).

Представленная в этом разделе информация позволяет сформировать типовое штатное расписание для каждого типа ММЦ. При этом необходимо учитывать следующее:

  • штатное расписание должно утверждаться управлением образования соответствующего уровня;
  • штатная единица ММЦ должна оплачиваться за счет бюджета управления образованием соответствующего уровня, а надбавка за конкретную работу оформляется различными видами срочных договоров.

В предлагаемые типовые штатные расписания предлагается внести квалификационный разряд специалиста на основе ЕТС, начисляемую зарплату, возможные надбавки. Данные расходы составят часть бюджета на заработную плату, которую обеспечивает регион.

Персональные надбавки начисляются в примерно указанных размерах из денег займа на основании заключения договоров на работы и услуги.

Сопроводительную документацию по всем договорам ведут бухгалтеры соответствующих ММЦ, сводный отчет сопровождает главный бухгалтер РКЦ.

3. Поддержка педагогических инициатив

Одним из важнейших видов деятельности системы РКЦ-ММЦ в регионах Проекта будет организация и проведение конкурсов педагогических инициатив, направленных на поддержку инициативных педагогов, педагогических коллективов и учреждений образования, стремящихся к активному использованию ИКТ в образовательной деятельности. Обязанности по организации, проведению и оценке результатов конкурсов возложены на РКЦ. В бюджет РКЦ закладываются средства на оплату разработок, представленных победителями проводимых конкурсов. На этапе проведения конкурсов специалисты ММЦ осуществляют информирование возможных участников конкурсов среди прикрепленных к ним учреждений образования, предоставляют свои ИКТ-ресурсы и доступ к сети Интернет для участвующих в конкурсах, оказывают консультационную поддержку. Решение о количестве победителей каждого конкурса и размерах выплат в рамках имеющегося финансирования регион Проекта принимает самостоятельно.

Для выполнения работ по конкурсам и размещения результатов на сервере РКЦ региона Проекта в рамках информационной методической среды организуется дисковое пространство и настраиваются специализированные программные механизмы.

Конкурсы организуются по следующим направлениям:

1. Опыт развития процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе и пути его распространения.

Конкурсы:

  • Сайт поддержки и презентации педагогических инициатив в регионе

Лоты в рамках конкурса:

    • Дистанционный методический клуб (система форумов для директоров, учителей, родителей, психологов, регулярная телеконференция) для учителей региона.
    • Электронная коллекция лучших методических материалов и образовательных проектов региона в области использования ИКТ в школах и организация доступа к ним с помощью тематического рубрикатора.
    • Коллекция презентаций и видеоматериалов по развитию и реализации программ информатизации в муниципалитетах региона.
    • Презентация на сайте РКЦ программ информатизации школьного пространства (конкурс в Интернет лучших проектов информатизации учреждения образования, прикрепленного к ММЦ), всех методических центров в регионе.
  • Компьютерный молодежный журнал по вопросам профориентации.

Лоты в рамках конкурса:

    • Сайт по профориентации в регионе
    • Сайт социологического опроса и консультирования по вопросам профориентации выпускников школ в соответствии с профессиональной потребностью региона с разделами по каждому муниципальному образованию.
    • Сайты-представительства всех ПТУ региона.

2. Новые педагогические технологии в области использования ИКТ учителями и методистами в регионе и опыт их внедрения.

Конкурсы:

  • Сайт Интернет-коллекции “Школьные предметы регионального компонента”

Лоты в рамках конкурса:

    • 10 сайтов по предметам общего образования в соответствии с потребностями региона и предметам из регионального компонента.
  • Сайт начальной школы.
  • Интернет-музей “Родной край”.

Лоты в рамках конкурса (Номинации определяются регионом в соответствии с региональным компонентом “Краеведение”):

    • Экология и хозяйство региона
    • Профессиональные достижения в регионе
    • Природные богатства
    • Культура и традиции
    • История и охрана памятников
  • Лучший сайт учреждения образования.

Лоты в рамках конкурса:

    • Учреждение начального профессионального образования.
    • Школа.
    • Центр дополнительного образования для детей.
    • Межшкольный учебный комбинат.
    • Муниципальный методический кабинет.

3. Формирование среды открытого общего образования средствами дистанционного обучения и опыт расширения доступа участников образовательного процесса к нему.

Конкурсы:

  • Дистанционные курсы

Лоты в рамках конкурса:

    • до 12 наименований дистанционных курсов по профилям старшей школы и, включая элективные и профильные курсы, профильные курсы учреждений начального профессионального образования в соответствии с потребностями региона.
  • Сайт конкурсов по ИКТ для детей.
  • Сайт регионального и отборочного Интернет-тура олимпиады по информатике.

В рамках указанных направлений и имеющегося финансирования регионы Проекта могут объявлять и проводить конкурсы и лоты по собственной тематике по согласованию с НФПК.

4. Информационная методическая среда системы РКЦ-ММЦ

Создаваемый в рамках Проекта комплекс инструментальных компьютерных средств и баз данных – Информационная методическая среда системы РКЦ-ММЦ (далее “ИМС”) - обеспечит информационную поддержку в сети Интернет методических образовательных услуг для всех учреждений общего и начального профессионального образования региона, прикрепленных к учреждениям системы РКЦ-ММЦ в регионах Проекта. Деятельность ИМС координируется РКЦ с привлечением специалистов ММЦ. Обеспечение информационного наполнения, проведения сетевых консультаций и технического сопровождения входит в функциональные обязанности соответствующих специалистов РКЦ и всех ММЦ.

Цели ИМС:

  • Оптимизация процессов организационного и методического взаимодействия между ММЦ и прикрепленными учреждениями образования, методистами, педагогами, муниципальными управлениями образования в регионе.
  • Повышение оперативности в решении организационно-методических задач и развитие уже существующей информационно-методической составляющей.
  • Расширение свободного доступа педагогов и методистов учреждений образования, прикрепленных к ММЦ, к необходимой профессиональной информации независимо от территориального расположения и удаленности от регионального методического центра.
  • Эффективное представление и распространение педагогического опыта, формирование единой информационной методической среды общего образования в регионе Проекта.
  • Оптимизация процедур мониторинга степени внедрения ИКТ в реальный учебный процесс учреждений общего образования регионов Проекта.
  • Широкое представление опыта Проекта и возможностей его использования в других регионах страны.

Задачи ИМС:

  • Обеспечение педагогов и методистов системы общего образования в регионе Проекта постоянной профессиональной консультационной поддержкой в области информатизации образования.
  • Обеспечение доступа к цифровым образовательным ресурсам и учебно-методическим материалам федерального значения.
  • Поддержка регионального хранилища учебных и методических материалов и организация свободного доступа к нему.
  • Предоставление педагогам и методистам региона Проекта программных механизмов для общения, обмена опытом, групповой работы.
  • Предоставление педагогам и методистам программных механизмов для разработки дистанционных курсов и цифровых учебных материалов.
  • Предоставление педагогам, методистам, учреждениям образования, муниципальным управлениям образования возможности создания сайтов посредством специализированного программного обеспечения.
  • Предоставление специалистам и экспертам НФПК, приглашенным экспертам и специалистам системы РКЦ-ММЦ программных механизмов для сбора и обработки мониторинговой информации и материалов текущей отчетности (содержательной и финансовой) о функционировании системы РКЦ-ММЦ в регионе Проекта.

ИМС строится как система управления информацией: размещения, хранения, доступа, сбора, передачи и обмена. В связи с этим в структуре ИМС выделяются следующие функциональные модули:

  • информационный модуль: размещение, хранение и доступ к информации в рамках информационной поддержки мероприятий системы РКЦ-ММЦ;
  • модуль управления информационными потоками: передача информации и обмен информацией в рамках информационной поддержки мероприятий системы РКЦ-ММЦ;
  • модуль мониторинга: сбор информации о функционировании системы РКЦ-ММЦ.

Все вышеуказанные модули имеют соответствующее выражение в инструментальных средствах и базах данных, выполняющих определенные функции.

Информационный модуль состоит из:

  • база данных “Региональное хранилище цифровых учебных и методических материалов”;
  • база данных “Нормативные документы региональных органов управления образованием”;
  • инструментальное средство “Конструктор дистанционных курсов и цифровых учебных и методических материалов”;
  • инструментальное средство “Конструктор сайтов”;
  • инструментальное средство “Конструктор уроков”;
  • база данных “Лента новостей”.

Модуль управления информационными потоками состоит из:

  • инструментальное средство “Сетевые консультации”;
  • инструментальное средство “Форумы”;
  • инструментальное средство “Сетевые конференции”;
  • инструментальное средство “FAQ (часто задаваемые вопросы)”;
  • инструментальное средство “Конкурсы педагогических инициатив”;
  • инструментальное средство “Гостевая книга”;
  • инструментальное средство “Доска объявлений”.

Модуль мониторинга состоит из:

  • база данных “Состояние информатизации учреждений общего и начального профессионального образования в регионе Проекта”;
  • база данных “Мониторинг функционирования системы РКЦ-ММЦ”;
  • инструментальное средство “Автоматизация финансовой отчетности РКЦ и ММЦ”.

ИМС размещается на серверах РКЦ. Отдельные инструментальные средства распределено устанавливаются и на серверах ММЦ. Таким образом, возникает “локальная” сеть всех ММЦ в регионе Проекта.

Развертывание ИМС позволит органично дополнить программными средствами ИКТ создаваемый в РКЦ и ММЦ кадровый и организационный потенциал в области методической поддержки педагогических кадров, повысит оперативность решения организационно-методических задач и задач мониторинга функционирования системы РКЦ-ММЦ в регионах Проекта, расширит доступ педагогов и методистов к необходимой профессиональной информации независимо от территориального расположения и удаленности от регионального методического центра и будет способствовать развитию новых форм методической активности и взаимодействия педагогического сообщества в 7 регионах, в том числе после окончания реализации Проекта.

5. Основные результаты функционирования системы РКЦ-ММЦ

  • Создан потенциал для методической, информационной и технической поддержки профессиональной деятельности педагогов повышения квалификации и поддержки учебной деятельности учащихся на местах на основе использования ИКТ – будет создан 231 межшкольный методический центр, подготовлено свыше 1500 методистов и педагогов центров;
  • все учреждения общего и начального профессионального образования регионов Проекта (около 6500) получат постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе межшкольных методических центров;
  • около 150000 педагогических работников в регионах Проекта получат регулярную консультационную поддержку в области использования ИКТ в учебном процессе;
  • цифровые образовательные ресурсы и учебные материалы нового поколения будут регулярно использоваться в 50% школ и УНПО регионов Проекта;
  • не менее 50 000 педагогических работников учреждений общего и начального профессионального образования в регионах Проекта пройдут обучение на базе учреждений системы РКЦ-ММЦ с использованием учебно-методических материалов нового поколения, разработанных в 1-м и 2-м компонентах Проекта;
  • не менее 56 конкурсов по поддержке педагогических инициатив в области использования ИКТ в учебной деятельности будет проведено в регионах Проекта (по 8 конкурсов в каждом регионе);
  • 47 региональных конференций и семинаров в каждом регионе Проекта (включая летние и зимние школы), по 64 муниципальных семинара в каждом ММЦ (включая мастер-классы) будет проведено для работников образования, педагогов ОУ и УНПО;
  • будут сформированы 7 информационных методических сред системы РКЦ-ММЦ (по одной в каждом регионе Проекта), включающих хранилища цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических материалов нового поколения и позволяющих представить и распространить на другие регионы опыт регулярной методической поддержки педагогов на базе ММЦ в области использования ИКТ в учебном процессе. Будут сформированы механизмы деятельности этих сред, обеспечивающих их функционирование после завершения Проекта.

 

1x1.gif (43 bytes)
1x1.gif (43 bytes)

© Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области 2005 год