22 июня 2005г.
Секция 3 - Доступ к
образовательному и культурному контенту
БОГДАНОВА Н.Ф., доцент
кафедры информатики и вычислительной техники
Института подготовки научных кадров
Национальной академии наук Беларуси
ОНЛАЙНОВЫЙ ДОСТУП К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ КОНТЕНТУ
Переход от индустриального к
информационному обществу приводит к
существенным изменениям во многих сферах
человеческой деятельности: меняется характер
развития, приобретения и распространения знаний;
открываются возможности для обновления
содержания обучения и методов преподавания;
расширяется доступ к высшему образованию.
В мире происходят глубинные и
объективные процессы формирования единого
открытого образовательного пространства.
Открытость образования предполагает: открытое
поступление в высшее учебное заведение (часто,
без анализа исходного уровня знаний, без
вступительных экзаменов); открытое планирование
обучения (свобода выбора модулей из системы
учебных курсов соответствующей программы);
свободу выбора преподавателя; свободу в выборе
времени, ритма и темпа обучения (прием на
обучение в течение всего года, отсутствие
фиксированных сроков обучения); свободу в выборе
места обучения.
Открытость образования обеспечивает
возможность получения высшего образования, в том
числе и второго, с преимуществами перечисленными
выше, а также непрерывного обучения на
протяжении всей жизни, позволяющего получать
современное профессиональное знание.
Массовость и общедоступность;
обеспечение широкого доступа к национальным и
мировым образовательным ресурсам; на
возможность получения второго образования —
преимущества системы открытого образования.
Компьютеры и телекоммуникационные
сети охватывают всю существующую структуру и
систему знаний и предоставляют широкий доступ к
информации. На сегодняшний день информацию об
образовании можно получить и через глобальную
сеть Интернет.
Современный Интернет является не
только основой формирования глобального
информационного пространства, значительную
часть которого составляет образовательное, но и
базой информатизации образования. Важной
стороной информатизации образования является
формирование образовательного сегмента сети
Интернет.
Различные государственные структуры,
имеющие отношение к образованию (министерства
образования, отделы управления образованием и
т.д.) создают свои сайты, на которых размещают
информацию о подчиненных им соответствующих
учебных заведениях, нормативы и документы,
новости и т.д., активно используют форумы и
обратную связь.
Постоянно расширяется доступ к
информации на всех ступенях обучения. Так, при
получении среднего образования учащимся и
учителям доступны различные электронных учебные
курсы, программы имитирующие, например опыты по
курсу физики, программы-тесты для проверки
знаний. В школах создаются медиатеки,
упорядочиваются информационные ресурсы школ с
помощью специальных систем, внедряются системы
управления школой. Создание сайтов школ и
гимназий и размещение в Интернете информации для
учителей стало уже обычном делом.
Студенты и преподаватели вузов, а
также люди, которые хотят получить второе высшее
образование или повысить квалификацию могут
получить интересующую их информацию на
официальных и неофициальных сайтах вузов.
Что интересует людей, посещающих
вузовские сайты?
- какие вообще есть вузы, и какие
специальности они предлагают
- какие вузы предлагают интересующие
их специальности
- какие специальности предлагает
интересующий их вуз.
- какие формы обучения предлагает вуз
(дневная, вечерняя, заочное, дистанционное
образование, повышение квалификации, различные
курсы)
- какое обучение платное, какое
бесплатное
- какие правила приема и план приема,
статистика прошлых лет
- экзаменационные вопросы и задачи
- какой диплом (государственного вуза
или нет)
- информация о послевузовском
образовании (аспирантура, докторантура);
ассоциация выпускников (встречи,
мероприятия
После поступления в вуз учащиеся могут
получать на тех же вузовских сайтах информацию
уже иного рода:
- расписание занятий
- электронные версии лекций, учебных
курсов, лабораторных практикумов
- электронная библиотека вуза
- новости и план мероприятий (в вузе,
факультета)
- информация о конференциях,
проводимых вузом (чаще всего это краткая
информация, но многие сайты ГЭУ кроме даты
проведения и тематики конференций дают самую
подробную информацию об организации
конференции, включая требования к материалам,
предоставляемым на конференцию. Этот раздел
интересен также и преподавателям, и научным
работникам, и всем тем, кто связан с
соответствующей тематикой конференции).
Интересна тенденция развития
электронных библиотек вузов — наряду с
созданием электронных каталогов, идёт создание
базы данных полнотекстовых документов
(методическая литература и книги, рекомендуемые
при изучении тех или иных курсов), причём доступ к
электронному каталогу предоставляется любым
пользователям без ограничения, а доступ к базе
документов только в сети учебного заведения.
Возрастает процент и личных сайтов
преподавателей. Информация, находящаяся на них
ориентирована более строго на конкретную
специальность курс и даже группу.
Анализ сайтов российских, и
белорусских вузов показывает, что на сайтах
присутствует следующие разделы:
1. Достаточно подробная информация об
истории вуза и его структуре. На сайтах
российских и белорусских вузов легко выйти на
перечень факультетов. Для сравнения на
зарубежных сайтах:
Кембриджский университет, нет полного
единого списка всех факультетов. Вместо этого
предлагается индексный указатель в виде
алфавита, чтобы найти информацию о факультете
надо знать его название (с какой буквы
начинается). Можно также задать функцию поиска по
части названия факультета.
На сайте Гарвардского университета на
главной странице присутствует список
профессиональных школ (факультетов).
На сайте Оксфордского университета
также легко выйти на список подразделений
(факультетов и научно-исследовательских
институтов)
В ряде вузов (например, в Белорусском
государственном университете, Белорусском
государственном экономическом университете,
Московском государственном университете и др.)
кроме основного сайта вуза, созданы еще и
связанные с ним сайты факультетов и
подразделений, содержащие разделы с информацией
о факультете (подразделении), научной работе,
учебном процессе, для абитуриентов, а также
научно-образовательные Интернет-ресурсы.
2. Информация для поступающих
организована, как правило, двумя способами:
- полностью сгруппирована в один
раздел по всем видам обучения (дневное, вечернее,
заочное обучение, магистратура, аспирантура,
второе образование, о подготовительном
отделении и курсах – правила приема, формы
обучения, документы, программы вступительных
экзаменов). Кроме того здесь же приводятся адреса
факультетских сайтов, на которых также
содержится информация для абитуриентов. Такую
структуру, например, предлагают МГУ и
Санкт-Петербургский университет.
- информация разделена по разделам для
разных категорий поступающих: абитуриентам,
послевузовское образование, дополнительное
образование. Пример сайтов – МФТИ, БГУ, БГУИР.
3. Информация для студентов частично
представляется на главном сайте вуза, более
детальная информация приводится на
факультетских сайтах. Расписание занятий,
учебные планы, курсы лекций, задачи, практикумы,
программы, учебные пособия, экзаменационные
вопросы. Азбука web-поиска для химика – сайт
химического факультета БГУ (как работать с
патентными базами в Интернете, ссылки на
бесплатные полнотекстовые журналы по химии).
Биологический факультет МГУ
видеокурсы лекций (фрагмент по курсу биохимии).
Часто отдельно выделяют раздел
студенческая жизнь (новости, мероприятия,
конкурсы).
4. Наряду с информацией, представляющей
интерес в основном для учащихся, преподавателей
и сотрудников вуза, на сайтах предоставляется
информация интересная для многих специалистов.
Это электронные учебники, методические
разработки, программы курсов. Эти материалы
предоставляются в свободном доступе. Пример
БГУИР, Гомельский университет, МГУ.
Хотя у многих вузов есть и четкое
разграничение "своих" и "чужих"
пользователей. Например, в Белорусском
государственном университете небольшое
количество электронных материалов находится в
свободном доступе, воспользоваться же всеми
предлагаемыми материалами через сеть Интернет
могут только учащиеся или сотрудники этого вуза.
5. Все вузовские сайты содержат ссылки
на наиболее интересные Интернет-ресуры.
6. Практически каждый вузовский сайт
имеет раздел Дистанционное обучение. Причем от
полноценного дистанционного образования,
которое, например, предлагается в БГУИР и МЭСИ
(Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики http://www.mesi.ru)
до отдельных электронных материалов и просто
ссылки, что раздел ДО разрабатывается.
Центр дистанционного обучения МГУ
предлагает общеобразовательные курсы,
подготовительные курсы для абитуриентов. Причем
для ряда курсов предлагаются демо-версии,
ознакомиться с которыми пользователь может
ознакомиться войдя как гость. Демо-версия
подготовительных курсов географического
факультета МГУ (задания, фрагмент лекций по
конкретной теме, опросы и тесты, кстати
недоступные гостю), для остальных факультетов
МГУ предлагаются курсы только для
зарегистрированных пользователей – это
подготовительные курсы. Общеобразовательные
курсы: демо-версия курса "Ландшафтный
дизайн". Часто присутствуют ссылки на ресурсы
дистанционного обучения других вузов.
На вузовских сайтах, как правило,
выложены несколько демо-версий для получения
представления о дистанционном обучении по
какому-либо курсу.
Геологический факультет МГУ – доступ
к курсам лекций. Есть курсы в виде гипертекста.
Лекции, представленные в формате MS Power Point.
Выложены авторефераты диссертаций.
Филологический факультет
предоставляет доступ к Интернет-учебнику по
фонетике русского языка (текст, гипертекстовые
ссылки – просмотреть значение термина,
просмотреть анимационный пример: рисунок и
произнесение различных звуков).
7. Сайты также содержат информацию о
послевузовском образовании: правила приёма в
аспирантуру, докторантуру, шифры специальностей,
информация о диссертационных советах. Иногда на
сайтах выкладываются авторефераты диссертаций.
Информацию о непрерывном образовании
можно найти на любом вузовском сайте. Но не
всегда эта информация структурирована. То есть
человек, окончивший школу или колледж, получает
следующую информацию в достаточной мере
разбросанной по разным разделам: на какие
специальности и в каких вузах он может поступить,
сколько лет учиться, каким образом он будет
заканчивать вуз (стандартно – советская система
образования, бакалавр, магистр). Что дают ему
степени бакалавра или магистра. В смысле работы
или дальнейшего образования. Какие возможности
научной работы после окончания вуза в данном
вузе, других вузах или на предприятии. Как
поступить в аспирантуру сразу после окончания
вуза или после нескольких лет работы на
предприятии. Как получить дополнительное или
второе образование по близкой или совсем другой
специальности. Предоставляет ли вуз возможность
стажировки или образования за границей.
Подробные условия, продолжительность, стоимость
(как для получения первого, так и для получения
второго высшего образования).
Общие замечания по вузовским сайтам:
они не всегда хорошо оформлены, цветовые гаммы
бывают утомительны для глаз, часто слишком
большие углубления в структуре. Сложно найти
нужную информацию. Иногда отсутствует поиск по
сайту.
Найти информацию о белорусских вузах в
сети Интернет, если их электронный адрес заранее
неизвестен, по их названию можно с помощью
поисковых систем или с помощью поисковых
каталогов, в которых есть соответствующая
рубрика. В информационно-поисковой системе Open.By
переход на список сайтов учебных заведений
происходит по ссылке "Институты, университеты,
колледжи". Для поиска нужной информации внутри
сайта можно воспользоваться поисковой системой
по вузовскому Web-сайту.
На вузовских сайтах, как правило,
приводится информация об истории и структуре
вуза, факультетах, на которых предлагается
обучение, правила приема для абитуриентов,
информация о получении послевузовского
образования (аспирантура, докторантура), новости
учебного заведения. Кроме того, на сайтах всех
вышеперечисленных вузов представлена
информация о научной деятельности, часто имеется
информация о связях с зарубежными
университетами, иногда об издательской
деятельности.
Анализ указанных сайтов показал, что
процесс создания образовательных
Интернет-ресурсов носит динамический характер.
Информация, содержащаяся на анализируемых
ресурсах оперативно обновляется, в структуру
добавляются новые разделы, подразделы и полезные
ссылки, при значительных изменениях сайты
(разделы) закрываются на полную реконструкцию.