22 июня 2005г.
Секция 3 - Доступ к
образовательному и культурному контенту
КАЗАКОВ М.М., профессор
Смоленского гуманитарного университета
г.Смоленск, Россия
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ВОЗМОЖНОСТИ, ТРУДНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
“Доступ к информации и знаниям, -
говорится в Программе ЮНЕСКО “Информация для
всех”, - является общечеловеческим благом, без
которого невозможно развивать образование,
науку, культуру и коммуникацию, открывать новые
возможности, способствовать культурному
разнообразию и поощрять открытость управления”.
Информация в различных формах является главным
критерием любой цивилизации с древнейших времен
до наших дней, а обеспечение доступа к ней можно
считать главным показателем цивилизованности
общества. Дозирование информации, ее
тенденциозность и искаженность служат мощным
средством политики закрытых обществ и
тоталитарных систем, и, напротив, открытость
информации, ее доступность и объективность – это
свойство либеральных обществ и демократических
политических систем.
Доступ к информации является и главным
содержанием образования в любом обществе. От
полноты, объективности, содержательности,
доступности информации прямо зависит качество
образования и эффективность обучения.
В эпоху бурного развития
информационно-коммуникационных технологий
образовательная информация становится самой
востребованной частью мировых информационных
ресурсов. С другой стороны, традиционные методы
обучения дополняются и обогащаются с помощью
информационных технологий, и сам
образовательный процесс выходит на качественно
новый уровень.
Учебные заведения сейчас находятся в
стадии постоянного изменения. Под влиянием
информационных технологий меняются потребности
и уровень требований потребителей
образовательных продуктов (учащихся, студентов,
работодателей), что диктует необходимость
постоянного совершенствования образовательного
процесса и для успешной работы на
образовательном рынке, и для удовлетворения
потребности рынка труда. Освоение
информационных технологий не только позволяет
учебным заведениям идти в ногу со временем, но и
предоставлять студентам новые возможности,
новую гибкость в обучении и качественно новое
образование.
Термин “электронное обучение” (e-learning)
получил широкое распространение в последние
годы. Чаще всего под ним понимаются различные
формы использования
информационно-коммуникационных технологий в
образовательной деятельности, а также
дистанционное обучение с помощью компьютера и
каналов связи. Несмотря на негативное отношение
к электронному обучению значительной части
нашего общества, вызванного в первую очередь
низким уровнем информационной культуры,
хотелось бы остановиться на новых возможностях,
которые оно открывает в сфере образования.
Во-первых, реализация этих
возможностей означает переход к открытой
модели образования. Придание системе
образования качеств открытой системы влечет
кардинальное изменение ее свойств в направлении
большей свободы при планировании обучения,
выборе места, времени и темпа, в переходе от
принципа "образование на всю жизнь" к
принципу "образование через всю жизнь",
в переходе от движения обучающегося к знаниям к
обратному процессу - знания доставляются
человеку.
Открытое образование - система, в
которой индивидуумом осуществляется достижение
и подтверждение образовательного ценза.
Современные условия не позволяют
ориентироваться на раз и навсегда выданный
диплом. Образовательный статус необходимо
подтверждать и совершенствовать в течение всей
жизни, и электронное обучение лучше всего
удовлетворяет потребности в этом.
Основу образовательного процесса в
открытом образовании составляет
целенаправленная, контролируемая, интенсивная
самостоятельная работа обучаемого, который
может учиться в удобном для себя месте, по
индивидуальному расписанию, имея при себе
комплект специальных средств обучения и
согласованную возможность контакта с
преподавателем.
Во-вторых, электронное
обучение позволяет охватить все категории
населения (возрастные, социальные, национальные,
региональные и т.п.) и приводит, таким образом, к
появлению новых рынков образовательных услуг.
В-третьих, электронное обучение
позволяет составлять индивидуальную траекторию
обучения в соответствии с индивидуальными
особенностями, знаниями, наличием времени для
обучения, материальными возможностями и т. д., что
способствует развитию индивидуальных
образовательных продуктов.
В-четвертых, электронное обучение
способствует появлению новых концепций
обучения и моделей преподавания. Основу этих
новых подходов составляет
индивидуально-ориентированное обучение, в
котором главный фокус сосредоточен на обучаемом,
на его индивидуальных особенностях. При этом
обучение становится активным, ориентированным
на практическую деятельность.
В-пятых, развитие электронного
обучения означает доступность технологий,
возможностей, ресурсов и резервов. Через
Интернет информация может передаваться почти
мгновенно. Электронные ресурсы и информационные
технологии позволяют подавать обучаемому
информацию в любом удобном для него виде
(текстовом, мультимедийном, анимированным и т.п.)
и в любых объемах, совершенно несопоставимых с
бумажными носителями.
В-шестых, электронное обучение имеет
следствием повышение эффективности и
качества учебного процесса. Оно позволяет
снизить очень значительную часть традиционных
расходов учебных заведений, оптимизировать и
улучшить управление и существенно повысить
оплату труда преподавателей. С другой стороны,
внедряя информационные технологии, учебные
заведения стараются повысить качество курсов и
программ. Качество может быть повышено с точки
зрения представления учебных материалов,
академической и административной поддержки
студентов или с точки зрения возможных вариантов
общения между преподавателем и студентом. Также
качество может быть улучшено за счёт количества
вариации в представлении учебного материала.
В-седьмых, внедрение электронного
обучения у нас в стране будет способствовать вхождению
в мировое образовательное пространство. Переход
к электронному обучению открывает новые
перспективы для международной интеграции и
участия в совместных образовательных проектах,
как в рамках Болонского процесса, так и в других
мировых интеграционных процессах.
Однако внедрение электронного
обучения в образовательный процесс сопряжено с
целым рядом проблем, препятствий и трудностей.
К ним можно отнести:
- Консерватизм значительной части общества в
отношении образования и приверженность
традиционным методам, концепциям, системам.
- Низкую информационную культуру, как
значительной части населения, так и
преподавательского корпуса и руководящего звена
системы образования.
- Относительную дороговизну
информационно-коммуникационных технологий и их
внедрения.
- Неготовность, а часто и нежелание
преподавателей заниматься новациями, как в части
содержания учебных курсов и программ, так и в
части методик и технологий преподавания.
- Определенную хаотичность,
несистематизированность и ненадежность
Интернет-ресурсов.
- Закон об авторском праве и защиту информации.
- Языковые проблемы в части интеграции в мировое
образовательное пространство.
Вместе с тем, альтернативы широкому
внедрению электронного обучения в современный
образовательный процесс нет. Отвергать сейчас
электронные средства обучение равносильно
отказу от книгопечатания в средние века. При
этом, любопытно, что у нас в стране сложилась
ситуация, когда высшее руководство в целом
осознает необходимость, полезность и
перспективность развития электронного обучения,
но на уровне среднем (руководство учебных
заведений, за исключением некоторых, в основном
центральных, вузов) и низшем (преподавательский
состав, за исключением отдельных энтузиастов) в
целом еще существует негативное отношение к
нему. Это же в значительной степени касается и
потребителей образовательных услуг, за
исключением ряда передовых (и успешных!) фирм.
Ближайшие перспективы – на 5-7 лет -
развития электронного обучения видятся в
следующем:
- Рост и упорядочение электронных ресурсов, часть
из которых по-прежнему будет оставаться
доступной и бесплатной.
- Увеличение числа учебных заведений в той или
иной форме использующих электронное обучение,
причем их конкурентоспособность неизбежно
окажется выше традиционных учебных заведений.
- Повышение информационной культуры населения, и,
как следствие, рост доверия к электронному
обучению.
- Увеличение числа преподавателей, сочетающих
традиционные формы с электронными, в основном за
счет нового поколения.
- Изменение образовательной парадигмы в сторону
акцента на обучаемого и его активизации и,
соответственно, приближения образования к
практике.
- Приближение отечественного образования к
мировым образовательным стандартам.
В качестве вывода хотелось бы ответить
на вопрос о том, пострадает ли качество
образования? Ответом на этот вопрос может быть
утверждение, что качество образования станет
иным, в большей степени ориентированным на
потребности общества и экономики, более гибким,
но менее фундаментальным. Изменятся стимулы к
обучению, изменятся формы образовательного
процесса, изменится его содержание. Главным
результатом изменений в сфере образования
станет новое качество жизни граждан в обществе.
Несомненным представляется и то, что учить и
учиться в XXI веке предстоит совершенно иначе, чем
это делали наши предки в веке XIX и даже XX веке.