ИНТРАНЕТ - ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЛАТФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Синепупова О.С.

 

Использование новых информационных технологий в образовательном процессе становится важным компонентом подготовки обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях к их будущей профессии. Это позволяет им овладеть разными видами информационного взаимодействия на основе телекоммуникаций, профессиональными пакетами прикладных программных средств, ориентированных на выполнение профессиональной деятельности; использованием имитационного моделирования технологических процессов и т.д.

Задача повышения качества обучения является одной из стратегических задач современного образования. Значительный резерв повышения качества процесса обучения связан с организацией самостоятельной работы студентов.

С середины 90-х годов началось формирование новой среды обучения – информационной среды обучения, где принципиально новым элементом стал персональный компьютер как индивидуальное средство обучения и общения.  Организация самостоятельной работы обучающихся с помощью компьютера становится наиболее перспективным направлением использования информационных технологий в образовании. Ведь применение компьютера в обучении – это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью студента: он обеспечивает индивидуализацию обучения; помогает создать проблемную ситуацию; дает возможность студенту получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности; используя цвет, мультипликацию, усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации деятельности студента. 

Использование новой среды обучения – информационной среды - дает возможность создания новой технологии обучения и для самостоятельной работы студента в процессе обучения при: 

-             работе с электронной учебной информацией: выполняя функции создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, реализуемые через методы информационных технологий в процессе обучения;

-             организации информационного взаимодействия участников процесса обучения: преподавателя, обучающихся, электронных источников информации.

Современные информационные технологии предоставляют преподавателю мощный инструментарий, позволяющий проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную инфосферу, а также определять характер ее взаимодействия со студентом и осуществлять мониторинг его учебных действий в ходе изучения различных учебных, методических, справочных и иных материалов в процессе самостоятельной работы. Данный вид учебной деятельности может быть как вспомогательным, обслуживающим потребности аудиторной работы преподавателя, так и приобретать вполне самостоятельный характер на этапе реализации колледжа открытой образовательной платформы, в частности,  воплощаясь в технологиях дистанционного обучения и экстерната.

Под учебной инфосферой понимается совокупность учебных информационных ресурсов. Таковыми могут являться учебники и курсы лекций, учебные и учебно-методические пособия, методики выполнения лабораторных, практических, курсовых работ, вопросники и тестовые задания, сборники задач и ситуаций, шаблоны и типовые рекомендации, а также любые иные информационные материалы, содержащие сведения, относящиеся к изучаемой дисциплине. Информационные ресурсы представлены как в традиционной форме (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в виде электронных документов (текстовых, графических, мультимедийных). В рамках модели открытой платформы обучения с некоторой долей допущения частью учебной инфосферы можно считать и информационные ресурсы Internet.

Опираясь на данные социологических исследований интернет-аудитории, можно сделать вывод о том, что в конце 2005 – начале 2005 г. Россия перешагнула десятипроцентный рубеж по количеству пользователей Интернета. Следует отметить, что именно эта величина (10 % от взрослого населения), по мнению многих аналитиков, является той точкой, в которой начинается переход от экстенсивного развития интернет-технологий к периоду внедрения Интернета в различные сферы человеческой жизнедеятельности, и он становится одним из существенных факторов социально-экономического развития страны. При этом необходимо делать существенные поправки на специфику российской социально-экономической ситуации, которая зачастую делает нереальным распространение на Россию методик и критериев, выработанных на основе опыта и практики развитых западных стран.

 Однако данный вид информационных источников отличается, как правило, невысоким качеством содержания и временной нестабильностью. Поэтому идеальной образовательной инфосредой является учебная интрасеть колледжа, которая может содержать ссылки на наиболее качественные интернет-ресурсы.

В колледже на отделении информатики и вычислительной техники пятый  год  ведется работа по организации единого информационного пространства. Организован образовательный портал (сервер), который имеет структуру WEB- страницы.

Гипертекстовая организация имеет определенные преимущества в структурировании совокупности информационных источников. Современные информационные технологии позволяют активизировать учебную деятельность студента, в частности, улучшают коммуникации и контроль самостоятельной работы. Портальные технологии становятся ключевым элементом организации информационного пространства, предоставляя централизованный доступ к учебным, методическим и иным материалам (в том числе к телеконференциям и спискам наиболее часто встречающихся вопросов).

Основным достоинством портальных технологий с точки зрения конечного пользователя является персонализированный интеллектуальный доступ к информационным ресурсам. Интеллект данного вида доступа заключается в том, что программное обеспечение, входящее в состав портала, выполняет предварительную обработку информации – ее поиск и отбор в соответствии с интересами пользователя.

Портал реализует push-технологию, организуя своевременную доставку информации как из внутренних, так и внешних источников. Образовательной портал функционирует в виде активной информационной среды, которая отслеживает и фиксирует информационные запросы конкретного человека, адаптируется соответственно его интересам, выполняет эффективный поиск представляющей интерес информации, оперативно обновляется, допускает персонализацию в настройке и управлении.

Использование студентами ресурсов Internet требует тщательной коррекции со стороны преподавателя. Необходимо уберечь ученика от соблазна “тупой” компиляции информационных источников. Не каждый студент способен объективно оценить качество найденных материалов. Образцом одной из эффективных образовательных методик, способствующей приобретению знаний из разнообразных источников, служит получившая название Web-квеста образовательная технология, которую в 1995 году предложили Берна Додж и Том Марч (университет Сан-Диего).

Как правило, квест (qwest) способствует проведению критического анализа, оценки и синтеза информации из рекомендованных источников. Обучаемые взаимодействуют между собой или действуют в соответствии со сценарием, предложенным преподавателем. Такая модель задает поведение учебной группы, стимулирует исследовательский и творческий характер воспроизведения полученных знаний, чем обеспечивает активность процесса обучения. Квест обычно ограничен рамками конкретной учебной темы (проблемы).

Интранет – портал колледжа по своей функциональности гораздо шире чисто образовательных порталов. Как содержание, так и варианты возможных взаимодействий отражают разнообразные аспекты учебной, культурной, хозяйственной и иной деятельности учебного заведения. В частности, студенческий раздел отражает успеваемость, новинки библиотечного фонда и сроки возврата книг в библиотеку, перечень культурных мероприятий , расписание и результаты спортивных соревнований и т.п. Помимо студентов, преподавателей и администрации  портал колледжа  активного востребован и другими службами: библиотекой, бухгалтерией, учебной и методической частью, отделом общественных связей,  различными студенческими организациями. К типовым функциям портала относят распределение  информационных ресурсов, регулярное обновление получаемой информации, предоставление разнообразных коммуникационных услуг, выполнение автоматической селекции (фильтрации) поступающей информации, осуществление эффективного автоматизированного поиска информации в сети Internet и Intranet, ведение каталога ссылок на внутренние (Интранет) и внешние (Интернет) ресурсы.

Эффективность использования средств Интранет в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения в учебном процессе.

В настоящий момент большинство специальных и общепрофессональных  дисциплин, изучаемых на отделении информатики и ВТ, в достаточной степени обеспечено учебными информационными ресурсами.

Преподаватели отделения провели большую работу по оснащению преподаваемых дисциплин электронным информационным материалом, в том числе создаваемым самими преподавателями и студентами. Нередкое явление, когда в качестве темы дипломной работы студент выбирает создание электронного пособия изучаемой дисциплины или  свой собственный программный продукт.

Созданные студентами отделения программные продукты «База данных «Автоматизированное рабочее место руководителя группы» и «База данных « Педагогическая нагрузка преподавателей» на Региональном конкурсе студенческих Работ по направлению подготовки дипломированных специалистов по специальностям 2200 победили в номинации «Практическая значимость научной работы».

Электронные пособия обеспечивают возможность самостоятельно освоить большой раздел из учебного курса. Они включает не только теоретические разделы, но и практические примеры, задачи, методические рекомендации по изучению дисциплины. Создаваемые программные продукты соединяют в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. При этом они обладают следующими преимуществами:

- обеспечивают оптимальную для каждого конкретного студента последовательность, скорость восприятия предлагаемого материала, возможность самостоятельной организации чередования изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задач;

- обеспечивают возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;

- прививают навыки аналитической и исследовательской деятельности;

- экономит время обучаемого, необходимое для изучения курса.

Доступ к информационным ресурсам Интранета осуществляется из любого компьютерного класса, их на отделении восемь, а также из читального зала библиотеки.

Работая с электронной учебной и научной информацией, студент  в процессе своей самостоятельной деятельности имеет возможность:

-             создавать и хранить в памяти компьютера учебную информацию различного типа: текстовую, графическую, звуковую, анимационную, видео информацию; 

-             осуществлять поисковые услуги: через программы поиска, поисковые системы и каталоги в диалоговом режиме находить и отражать на экране дисплея учебную информацию, отобранную компьютером в ответ на запрос студента; 

-             систематизировать информацию: производить упорядочение (сортировку) информации;

-             отправлять запрос на получение информации из баз данных и получать ответную информацию по запросу;

-             использовать обучающие и контролирующие программные средства учебного назначения в процессе обучения за компьютером;

-             обеспечивать индивидуальное интерактивное взаимодействие: прием и передачу необходимой учебной информации между студентом и компьютером (обучающимся студентом и учебным материалом);

-             обеспечивать коллективное интерактивное взаимодействие: прием и передачу необходимой учебной информации между студентами (преподавателем и студентами).

Накоплен опыт применения коммуникационных технологий в целях совершенствования организации образовательного процесса и самостоятельной работы студентов по специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Данные факты позволили обосновать перспективную задачу осуществления проекта по развертыванию образовательного портала колледжа. Актуальность данной задачи подтверждается начавшимся процессом формирования в колледже системы качества.

На первом этапе реализации проекта решается задача эффективной организации интранет-ресурсов. В первую очередь обучаемые получают доступ к информационным материалам, а также могут пройти самоконтроль полученных знаний (дается оценка усвоения понятийного аппарата изучаемой дисциплины). Образовательный портал будет осуществлять любые стратегии компьютерного контроля уровня знаний обучаемых по любой форме подготовки. Итоговая форма контроля проводится в компьютерном классе в присутствии преподавателя (тьютора) либо иного лица, например методиста. Широкомасштабное применение компьютерных методик тестирования в сочетании с портальными технологиями позволит существенно упростить процедуры, связанные с разнообразными формами контроля слушателей дневной и заочной форм обучения (промежуточный, остаточных знаний).

Сегодня целесообразность компьютерного обучения признается во всем мире. Основные стратегии современного образования - индивидуаль­ный подход к студенту, активизация его мыслительной и познавательной деятельности, быстрый качественный и объективный контроль знаний - нельзя реализовать без широкого внедрения средств вычислительной тех­ники.

В результате исследований, охватывающих разные уровни обучения, выявлены общие критерии целесообраз­ности применения современных информационных технологий:

Повышение качества усвоения. Несмотря на то, что повышение качество усвоения - основная цель компьютерного обучения, наиболее позитивным является утверждение, что оно либо улучшает качество обучения, либо хотя бы не понижает его.

Сокращение времени обучения. Обзор литературы отражает всеобщее согласие о том, что использование компьютерных методов позволяет студентам быстрее усваивать учебный материал.

Мотивация. Мотивация - важный фактор, влияющий на эффектив­ность обучения. Использование компьютера в учебных целях способствует увеличению интереса и к самой предметной области и к вычислительной технике.

Высокий уровень обеспечения образовательного процесса учебно-методическими разработками выступает необходимым условием внедрения любой информационной технологии обучения (ИТО). Конечный результат реализации портальной образовательной технологии представляется в виде персонального образовательного пространства обучаемого. Преподаватель получает инструменты для задания и коррекции индивидуальных образовательных траекторий.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение информационных технологий для отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности, иметь свою позицию и уметь рационально организовывать самостоятельную познавательную деятельность.