ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Соколова Н.Ф.,

Попов В.П.,

ГОУ СПО Волгоградский технологический колледж

 

Одним из показателей профессионализма специалистов в информационном обществе является умение работать с информацией. Поэтому в современных условиях формирование умения работать с информацией и самостоятельно добывать знания, повышающие квалификацию работников, является главной задачей учебных заведений системы среднего профессионального образования. Более того, по словам А. Демидова, заместителя председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», «необходимо учить людей тому, как можно использовать современные технологии в целях собственной самореализации» [1]. Мы считаем, что информационные технологии являются также хорошим инструментарием формирования профессиональных знаний и умений, развития личностных характеристик обучаемых, инструментом подготовки не «обезличенных» молодых специалистов, а квалифицированных кадров, личностей, готовых к самообучению и самореализации. Конечно, электронные технологии применимы при изучении не всех дисциплин. Кроме того, существуют особенности их использования для различных возрастных категорий обучаемых. Так, никакие Виртуальные лабораторные работы не смогут заменить реальные практикумы по стрижке или укладке волос, регулировке работы автомобиля и т. д. Студентам младших курсов средних специальных учебных заведений даже хорошо систематизированный и четко представленный электронный материал не всегда успешно заменяет живое общение. Вместе с тем анализ литературных источников и личный опыт показывают, что существует большое количество отдельных общеобразовательных и специальных дисциплин и даже целые блоки, изучение которых протекает эффективнее на основе электронного обучения.

В Волгоградском технологическом колледже накоплен опыт работы, демонстрирующий преимущества применения электронного обучения в сравнении с традиционными технологиями для формирования знаний и умений, повышения самостоятельности при приобретении нового, активизации мыслительной деятельности в процессе обучения, развития личности [2]. Нами разработаны электронные учебные и методические материалы, позволяющие обучать дисциплинам гуманитарного блока по кейсовой и сетевой компьютерной технологиям, а также определены дидактические условия и выявлены особенности электронного обучения студентов средних специальных учебных заведений.

С 2000/2001 учебного года студенты нашего колледжа изучают такие дисциплины гуманитарного блока, как основы философии, политологии, социологии, экономики и права с помощью кейсовой технологии. В России подготовку преподавателей системы СПО, владеющих кейсовой технологией для обучения студентов заочной формы, проводит Центр Интенсивных Технологий Образования (ЦИТО, г.Москва). Специалистами ЦИТО разработаны учебно-методические комплексы, обеспечивающие дистанционную подготовку студентов заочной формы обучения экономических специальностей и программного обеспечения вычислительной техники. Мы применили кейсовую технологию для обучения студентов очной формы, изменив информационные ресурсы и адаптировав технологию под конкретные задачи: разработали собственные деловые игры и комплекты учебных пособий, выявили наиболее эффективные формы текущего и итогового контроля [3]. Опишем основные моменты разработанной методической системы.

В соответствии с государственным образовательным стандартом системы СПО обучение дисциплинам гуманитарного блока студентов средних специальных учебных заведений рассчитано на два семестра. В нашем колледже учебные планы перестроены таким образом, что «погружение» в дидактическую среду дисциплин гуманитарного блока осуществляется в течение одного семестра. Это позволяет выделять один день в неделю под занятия по гуманитарным дисциплинам в режиме интенсивных технологий, заменяя обязательные лекции тренингами и консультациями. Во время первого тренинга осуществляется знакомство с технологиями открытого обучения; проводятся деловые игры с целью создания положительной мотивации для изучения дисциплин гуманитарного блока и формирования общеучебных и коммуникативных умений; осуществляется тестирование студентов, по результатам которого разрабатываются рекомендации каждому студенту о соответствующем ему стиле обучения и составляется «паспорт группы». Студенты получают комплект обучающих материалов. Основной акцент в обучении делается на самостоятельной работе с информационными ресурсами в электронном читальном зале или дома. Текущий контроль проводится в виде компьютерного тестирования.

Подготовка специалистов по такой технологии позволяет осуществить индивидуальный подход. За весь период обучения проводится всего несколько групповых консультаций, в то время как индивидуальные консультации можно получить в любой день недели. Во время тренингов студенты учатся групповому общению: у них формируются умения аргументировать свою позицию и отстаивать точку зрения, решать профессиональные задачи, распределяя роли в команде и т. д. Применение этой методической системы позволяет обучать студентов на разных уровнях сложности, учитывать скорость работы каждого студента, самостоятельно определять количество выполняемых заданий.

Анализ результатов обучения дисциплинам гуманитарного блока с использованием такой технологии подтвердил нашу гипотезу о том, что применение кейсовой технологии в массовой практике повышает качество обучения, увеличивает активность студентов, их самостоятельность. Результаты Анкетирования более 400 человек показали положительное отношение большинства студентов к такой организации работы. Даже те из студентов, которые хотели бы посещать традиционные лекции и семинарские занятия, косвенно признали факт повышения их активности в процессе обучения. В определении своего отношения к изучению дисциплин гуманитарного блока по кейсовой технологии присутствовали такие ответы, как: «Технология не нравится, потому что много приходится работать самому».

В 2005/2006 учебном году в колледже проводится обучение студентов дисциплинам гуманитарного блока на основе сетевой технологии. По аналогии с кейсовой технологией в начале курса обучения проводится тренинг, во время которого формируются общеучебные и коммуникативные умения, умения работать с материалами образовательного портала. Каждый обучающийся получает ЛИК (личный индивидуальный код) и пароль для осуществления доступа к обучению через сеть. Студентам, не имеющим домашнего ПК, предоставляется машинное время в электронном читальном зале.

Работа в программной оболочке может осуществляться в трех режимах: администратора сети, преподавателя и студента. Доступ каждой группы пользователей осуществляется через авторизацию. Администратор сети проводит полную настройку аппаратных и программных средств, поддерживает работоспособность всей системы в процессе обучения. В функции преподавателя входит проверка выполнения практических работ и общий Мониторинг процесса обучения. До начала обучения преподаватель заполняет оболочку обучающими материалами и вводит график изучения лекций, выполнения практических работ, тестирования. Лекции по основам философии, социологии, политологии, экономики и права равномерно распределены на шестнадцать недель семестра. Они построены по принципу гиперссылок, составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Ответы на задания практических работ требуют детального изучения лекций, самостоятельного анализа материала, осмысления и составления собственных формулировок, определения своего отношения к изучаемому явлению. Во время работы с электронными материалами формируются навыки управления персональным компьютером и работы в сети, а также умения применять вычислительную технику для решения прикладных задач.

Студентам необходимо в соответствии с учебным графиком изучить теоретический материал, выполнить практические задания и пройти тестирование. Результаты выполнения практических заданий отправляются по электронной почте на проверку преподавателю, который вносит оценки в электронный журнал. Итоги тестирования без участия преподавателя также сразу попадают в электронный журнал. Электронная зачетная книжка студента заполняется автоматически. На рисунке приведен фрагмент электронной зачетной книжки студента.

 

Рис. Фрагмент электронной зачетной книжки студента

 

 В качестве экспериментальной нами определена группа студентов, обучающихся по специальности «Программное обеспечение автоматизированных систем и вычислительной техники». Выбор связан с тем, что студенты этого профиля обучения уже имеют навыки работы с персональным компьютером. К сожалению, далеко не все из них при традиционном подходе проявляют интерес к дисциплинам гуманитарного блока. Надеемся, что применение хорошо знакомого студентам инструментария позволит повысить интерес к обучению. С целью увеличения активности мы дополнили лекции мультимедийными роликами, с помощью которых создается проблемная ситуация до начала изучения теоретического материала. Предполагаем, редкий студент, оказавшись на образовательном портале, откажется от просмотра мультфильма, а вопрос, который задаст главный герой видеоролика, прозвучит для студентов актуальнее и понятнее.

Особенность организации сетевого компьютерного обучения студентов средних специальных учебных заведений заключается в том, что у них недостаточно сформированы умения самостоятельной работы и самоконтроля. Для этой возрастной категории обучаемых необходимо дополнительное общение с преподавателем. Мы считаем, предпочтительнее использовать смешанный вид обучения: работа за ПК в виде изучения теоретического материала, выполнение практических заданий и тестирование обязательно должны быть дополнены тренингами и очными консультациями преподавателя, как групповыми, так и индивидуальными.

В заключение отметим, что задачи учебного процесса независимо от применяемой технологии обучения не сводятся лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, грани между которыми относительны, некоторые аспекты взаимно пересекаются. Мы уверены, что электронное обучение благодаря своим уникальным возможностям сможет обеспечить реализацию небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, формирование профессиональных знаний и умений, а также развитие личностных характеристик обучаемых.

Литература

1.       Павлова О.\«Электронный гражданин»: на пути к единым стандартам ИТ-обучения\\PC WEEK/Re, 2006.  – №  8

2.       Соколова Н. Ф. Современное состояние и перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий в Волгоградском технологическом колледже // Среднее профессиональное образование / М., № 8, 2005