ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Стрюков М.Б., Кравченко В.Ф., ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики»
Инновационное развитие образовательного учреждения (ОУ) в направлении повышения качества обучения студентов в начале XXI века неразрывно связывают с внедрением технологических инноваций, основанных на применении в учебном процессе компьютерных и телекоммуникационных технологий. Многолетний опыт информатизации деятельности ОУ показал, что применение этих технологических инноваций сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов. Выкристаллизовались основные принципы эффективного выбора технологических инноваций для внедрения в учебный процесс: - Наличие эффективных процессов достижения образовательных целей. - Соответствие технологии и качества разработки, предоставления курсов уровню применяемых информационных и телекоммуникационных технологий. - Возможности выбора индивидуальных механизмов реализации обучения с учетом характерных черт обучаемого, специфических особенностей конкретных предметных областей и типов учебных заданий. - Возможности изучения материала по самостоятельно выбранной траектории (статический тур) или в соответствии с программой в зависимости от того, как обучаемый ответил на предлагаемые в процессе освоения учебного материала контрольные вопросы (динамический тур). - Возможности использования методов рефлексии и формализации профессиональных знаний для реализации опережающего характера обучения путем изучения неформальных знаний и умений профессионалов. - Наличие технологии гипермедиа в сочетании с известными педагогическими технологиями. Технологии гипермедиа позволяют организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет преподавателю и обучаемому колоссальные возможности при проектировании качественно нового процесса обучения. Всю совокупность инновационных педагогических технологий, использующих современные компьютерные и телекоммуникационные технологии, условно разобьем на две основные группы по используемым технологиям взаимодействия между студентом и реальным (очным) преподавателем (традиционные методы обучения) или виртуальным тьютором (методы самообучения). Заметим, что использование виртуального тьютора способствует повышению качества обучения за счет непрерывной коррекции содержания обучения (программное обучение) в зависимости от результатов личных достижений обучающегося, уменьшения влияния на результаты обучения уровня профессиональной компетентности преподавателя ОУ и создания комфортных психофизиологических условий для занятий. Использование искусственных средств коммуникации участников образовательного процесса на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития виртуального, сетевого взаимодействия между участниками учебного процесса с помощью компьютерной информационно-обучающей среды ОУ. Для того чтобы компьютерная информационно-обучающая среда ОУ стала основным фактором в повышении качества процесса обучения, необходимо сформировать базу электронных учебных, учебно-методических пособий и разместить ее на сервере образовательного портала ОУ; создать развитую ЛВС ОУ; обеспечить скоростной доступ к Интернет-ресурсам; обеспечить возможность коммуникации участников образовательного процесса в on- и off-line режимах; установить компьютерное оборудование в комнатах для групповых занятий и в местах для самостоятельной работы студентов, т.е. создать единую компьютерную информационно-обучающую среду ОУ путем совершенствования информационной, учебно-методической, программно-технологической субсред. В целях наиболее эффективного использования возможностей среды администраторы ОУ должны оказывать помощь преподавателям и студентам в развитии необходимых навыков сетевого обучения на рабочем месте, дома или в каком-либо другом пространстве. Новые задачи возникают перед разработчиками учебных курсов, преподавателями, консультирующими обучающихся, администраторами, управляющими ходом учебного процесса. Создание развитой инфраструктуры компьютерной информационно-обучающей среды ОУ является необходимым условием для эффективного внедрения инновационных технологий в деятельность ОУ и позволяет: - Развить новые подходы к организации и управлению процессом обучения, к управлению образовательным учреждением. - Повысить информационную культуру преподавателей. - Внедрить элементы технологий дистанционного обучения во все формы обучения. - Создать систему мониторинга качества образовательных услуг. - Повысить уровень профессиональной компетенции IT-специалистов вспомогательных служб. - Создать условия в информационно-обучающей среде ОУ для выбора индивидуальной траектории обучения и технологий для эффективного взаимодействия с реальным и виртуальным тьюторами. - Использовать системы компьютерного обучения (виртуального тьютора) в которых каждая возможная педагогическая ситуация явным образом предвидится разработчиком системы и разрешается в соответствии с результатами диалога обучающего с компьютером. В настоящее время на рынке инструментальных средств представлен целый ряд пакетов для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым. В ходе развития сетевого взаимодействия участников образовательного процесса повышается демократичность и прозрачность учебного процесса, появляется возможность независимой экспертизы инновационной учебной деятельности ОУ. Таким образом, с помощью современной информационно-обучающей среды ОУ реализуется сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, при этом происходит не просто смена технологической базы образовательного процесса, а формируется новая модель ОУ. Используя нелинейный характер взаимодействия элементов образовательной системы ОУ с помощью комплексного внедрения инноваций в работу всех ее элементов можно достигнуть синергетического эффекта работы системы и скачкообразного повышения уровня подготовки профессиональных кадров.
|