ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Стрюков М.Б.,

Кравченко В.Ф.,

ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону

государственный колледж связи и информатики»

 

Инновационное развитие образовательного учреждения (ОУ) в направлении повышения качества обучения студентов в начале XXI века неразрывно связывают с внедрением технологических инноваций, основанных на применении в учебном процессе компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Многолетний опыт информатизации деятельности ОУ показал, что применение этих технологических инноваций сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов.  Выкристаллизовались основные принципы эффективного выбора технологических инноваций для внедрения в учебный процесс:

-             Наличие эффективных процессов достижения образовательных целей.

-             Соответствие технологии и качества разработки, предоставления курсов уровню применяемых информационных и телекоммуникационных технологий.

-             Возможности выбора индивидуальных механизмов реализации обучения с учетом характерных черт обучаемого, специфических особенностей конкретных предметных областей и типов учебных заданий.

-             Возможности изучения материала по самостоятельно выбранной траектории (статический тур) или в соответствии с программой в зависимости от того, как обучаемый ответил на предлагаемые в процессе освоения учебного материала контрольные вопросы (динамический тур).

-             Возможности использования методов рефлексии и формализации профессиональных знаний для реализации опережающего характера обучения путем изучения неформальных знаний и умений профессионалов.

-             Наличие технологии гипермедиа в сочетании с известными педагогическими технологиями. Технологии гипермедиа позволяют организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет преподавателю и обучаемому колоссальные возможности при проектировании качественно нового процесса обучения.

Всю совокупность инновационных педагогических технологий, использующих современные компьютерные и телекоммуникационные технологии, условно разобьем на две основные группы по используемым технологиям взаимодействия между студентом и реальным (очным) преподавателем (традиционные методы обучения) или виртуальным тьютором (методы самообучения). Заметим, что использование виртуального тьютора способствует повышению качества обучения за счет непрерывной коррекции содержания обучения (программное обучение) в зависимости от результатов личных достижений обучающегося, уменьшения влияния на результаты обучения уровня профессиональной компетентности преподавателя ОУ и создания комфортных психофизиологических условий для занятий.

            Использование искусственных средств коммуникации участников образовательного процесса на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития виртуального, сетевого взаимодействия между участниками учебного процесса с помощью компьютерной информационно-обучающей среды ОУ.

Для того чтобы компьютерная информационно-обучающая среда ОУ стала основным фактором в повышении качества процесса обучения, необходимо сформировать базу электронных учебных, учебно-методических пособий и разместить ее на сервере образовательного портала ОУ; создать развитую ЛВС ОУ; обеспечить скоростной доступ к Интернет-ресурсам; обеспечить возможность коммуникации участников образовательного процесса в on- и off-line режимах; установить компьютерное оборудование в комнатах для групповых занятий  и в местах для самостоятельной работы студентов, т.е. создать единую компьютерную информационно-обучающую среду ОУ путем совершенствования информационной, учебно-методической, программно-технологической субсред.

В целях наиболее эффективного использования возможностей среды администраторы ОУ должны оказывать помощь преподавателям и студентам в развитии необходимых навыков сетевого обучения на рабочем месте, дома или в каком-либо другом пространстве. Новые задачи возникают перед разработчиками учебных курсов, преподавателями, консультирующими обучающихся, администраторами, управляющими ходом учебного процесса.

Создание развитой инфраструктуры компьютерной информационно-обучающей среды ОУ является необходимым условием для эффективного внедрения инновационных технологий в деятельность ОУ  и позволяет:

-             Развить новые подходы к организации и управлению процессом обучения, к управлению образовательным учреждением.

-             Повысить информационную культуру преподавателей.

-             Внедрить элементы технологий дистанционного обучения во все формы обучения.

-             Создать систему мониторинга качества образовательных услуг.

-             Повысить уровень профессиональной компетенции IT-специалистов вспомогательных служб.

-             Создать условия в информационно-обучающей среде ОУ для выбора индивидуальной траектории обучения и технологий для эффективного взаимодействия с реальным и виртуальным тьюторами.

-             Использовать системы компьютерного обучения (виртуального тьютора) в которых каждая возможная педагогическая ситуация явным образом предвидится разработчиком системы и разрешается в соответствии с результатами диалога обучающего  с компьютером. В настоящее время на рынке инструментальных средств представлен целый ряд пакетов для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым.

В ходе развития сетевого взаимодействия участников образовательного процесса повышается демократичность и прозрачность учебного процесса, появляется возможность независимой экспертизы инновационной учебной деятельности ОУ.

Таким образом, с помощью современной информационно-обучающей среды ОУ реализуется сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, при этом происходит не просто смена технологической базы образовательного процесса, а формируется новая модель ОУ.

Используя нелинейный характер взаимодействия элементов образовательной системы ОУ с помощью комплексного внедрения инноваций в работу всех ее элементов можно достигнуть синергетического эффекта работы системы и скачкообразного повышения уровня подготовки профессиональных кадров.