ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

 

Тихонова Е.В.,

ФГОУ СПО Курганский

 архитектурно-строительный колледж,

 

В России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Опорно-логические схемы и конспекты в методике преподавания биологии используются достаточно давно. Особую значимость они приобретают в тех случаях, когда необходимо усвоение солидного объёма информации в рамках отчётливой логической структуры. Актуальность темы заключается в том, что при использовании логических опорных конспектов происходит развитие познавательной активности, улучшается организация учебного процесса. На занятии происходит смена деятельности, улучшается настрой. Несмотря на то, что логические опорные конспекты используются давно, в теме присутствует и новизна. Она заключается в том, что студенты могут самостоятельно создать опорный конспект, используя компьютерную программу MS-Visio. При составлении опорных конспектов эта программа позволяет работать с фигурами и текстом: форматировать, группировать, соединять фигуры; знакомит с шаблонами и трафаретами Visio, а также помогает созданию пользовательских фигур, шаблонов и трафаретов. Используя эту программу на уровне обычного пользователя ПК, студент может самостоятельно составить краткий логический конспект, состоящий из главных определений и понятий темы. Одним из положительных моментов использования логических опорных конспектов является то, что он стимулирует совершенствовать работу. Необходимое условие для получения положительных результатов – это использование логических опорных конспектов целенаправленно, в нужный момент и обоснованно. Составление опорного конспекта может осуществляться, преподавателем и выдаваться студентам как раздаточный материал, содержащий основные термины и понятия изучаемой темы. Простота этого варианта обусловлена тем, что творческую компоненту составления опорных конспектов выполняет преподаватель, а студентам остается лишь продуктивно использовать результаты его труда. Для развития навыков активного восприятия с элементами творчества представляется предпочтительным вариант, при котором студенты самостоятельно составляют опорный конспект на базе учебного материала, полученного не только на лекциях, но и почерпнутого из учебной литературы при самостоятельной подготовке. Тогда опорный конспект может включать в себя те понятия из учебного курса, без которых студент считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным). Это создает дополнительный стимул к совершенствованию в самоорганизации студентов, проведение конкурсов опорных конспектов по критерию самого полного или краткого, усложненного или наиболее доступного к пониманию, с оттенком юмора, наиболее иллюстрированного примерами и т.д. Наличие элемента игры при этом позволяет задействовать в процессе обучения и тех студентов, кто относится скептически (в силу сложившихся стереотипов восприятия непрофилирующих предметов) к рассматриваемой учебной дисциплине, и тех, кто в силу индивидуальных особенностей (или по иным причинам) привык осваивать небольшой объем учебного материала.[1] Мы предлагаем пример логического опорного конспекта по теме «Деление клетки. Митоз». ( см. Приложение). Эта тема изучается в начале курса общей биологии, поэтому целесообразнее будет, если опорный конспект составит преподаватель, а студенты используют его как раздаточный материал.[2] Наряду с лекционным конспектом, студенты записывают и опорный конспект, вместе с преподавателем выделяют сложные для усвоения понятия «хроматида», «спирализация хромосом», «клеточный цикл», «жизненный цикл» и изображают схематично процесс митоза, показывая взаимосвязь отдельных фаз между собой.

Эффективность использования опорных конспектов в определенной степени зависит от наличия у студентов навыков его составления. Исходя из некоторого личного опыта, представляется целесообразным предложить методику, согласно которой студенту предлагается круг вопросов по текущей теме курса либо по определенной проблеме. Руководствуясь предложенным кругом вопросов, студент (в начале учебного курса - под руководством преподавателя, а впоследствии – самостоятельно) составляет план ответа на них. В рамках составленного плана ответа определяется перечень понятий, которыми необходимо оперировать как при ответе на поставленные вопросы, так и в процессе проведения дискуссий. Нужно отметить, что на начальном этапе рассматриваемый прием активизации процесса обучения вызывает у части студентов, привыкших записывать материал под диктовку преподавателя, удивление и воспринимается в качестве дополнительной нагрузки. Свою роль при этом играет и новизна учебного материала. Впрочем, практика показывает, что элементы неприятия вызваны скорее субъективными факторами психологического характера, нежели трудоемкостью рассматриваемого приема. В чем очевидные преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе? Выделим некоторые из них.

1. Составление  опорного  конспекта (параллельно основному  конспекту) стимулирует закрепление студентом полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала. При этом студент уже в самом процессе обучения воспринимает учебный предмет как стройную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.

2. Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения. Стимулировать такие обращения возможно проведением частых мини-опросов, требующих знаний в определении нескольких (до десяти) уже изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает и делает более увлекательной подготовку кратких тематических сообщений на занятиях и составление рефератов.

3. Краткость в изложении и емкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий обращаться к нему много раз в течение всего периода обучения. Коэффициент полезного действия работы с опорным конспектом повышается «эффектом записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из определенной учебной темы возможно восстановление в памяти основного объема материала, изученного по этой теме.