E-LEARNING КАК СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
Фофанов В.И., Кузнецов В.Э., Калиновская Т.С., ГОУ
СПО Челябинский экономический колледж, Сегодня рынок труда предъявляет жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов. Современному производству нужен специалист, обладающий новым качеством знаний, умений, навыков. Нужен не просто исполнитель, а профессионал, умеющий самостоятельно осваивать и обновлять знания, умеющий моделировать полученные знания, приспосабливать их к производственной ситуации, выбирать наиболее выгодный вариант и приносить себе и фирме желаемый успех. Кроме этого переход России к открытому образованию обозначил необходимость создания нового уровня доступности знаний и значительного повышения эффективности труда педагога и студента. Все это в свою очередь потребовало от учебных заведений необходимости применения новых педагогических технологий, а также создание учебно-методических ресурсов, обеспечивающих эти технологии. С целью реализации этих направлений коллектив Челябинского экономического колледжа разработал и успешно внедрил проект: «E-Learning как система электронного обучения в помощь педагогу». Данный образовательный проект основан на широком использовании педагогом компьютерной и коммуникационной техники, современных информационных технологий. Использование такого подхода позволяет поставить в основу обучения самостоятельную работу студентов, которая при этом организуется, постоянно направляется и контролируется преподавателем. Использование электронных учебных пособий, тестирующих и моделирующих программ позволяет сделать обучение действительно лично-ориентированным и максимально приближенным к практике. Деятельность педагога заключается главным образом в разработке учебно-методического обеспечения и организации работы студентов. Освобожденный от рутинного труда, он имеет возможность заниматься инновационной деятельностью, сосредоточиться на разработке методики обучения, уделить внимание каждому студенту и профессиональным тонкостям изучаемого предмета. Реализация проектов на протяжении последних лет включала в себя несколько направлений: Прежде всего, создана мощная учебная материально-техническая и информационная база: - Разветвленная локальная информационная сеть с разделением серверов по функциональному признаку и системы резервирования; - Выделенная линия для доступа в Internet; - Техническая обеспеченность - 25 компьютеров на 100 студентов; - 90% учебных площадей оснащено компьютерной и коммуникационной техникой, в том числе: 200 рабочих мест электронной библиотеки, лингафонные кабинеты и кабинеты компьютерной графики, 20 компьютерных классов Pentium IV с LCD-мониторами, сеть лекционных аудиторий, оснащенных мультимедийным проектором и экраном; - Издательский центр ежегодно выпускает 60 тыс. экземпляров учебной литературы; - Студенты экономического колледжа работают с самыми последними версиями прикладного программного обеспечения 1С:Бухгалтерия, 1С:Предприятие, БЭСТ, СТЭК, Консультант+, Гарант, Corel Draw и др. 2. Организационно-управленческая система проекта строится на основе информационных центров колледжа и информационных центров кафедр. С целью эффективного управления системой в колледже функционирует: - образовательный портал - Web-страница колледжа - Web-страница каждого преподавателя - программная среда для организации и управления процессом обучения - информационная компьютерная система управления - электронная библиотека. Большую помощь в организации электронного обучения оказывает учебно-методическая разработка кафедры Финансов «Организация самостоятельной работы студентов в режиме электронной библиотеки» 3. Внедрение проекта это не только модернизация учебной и материально-технической базы, но и использование в коллективе экономиических и рыночных отношений. Экономическое обособление подразделений колледжа (в объемах внебюджетной деятельности) и на основе этого создание системы материального поощрения заставило коллектив активно включиться в инновационную деятельность, разработку и использование новых технологий. Экономический механизм, материальные стимулы выступили движущей силой развития, катализатором активной деятельности всего педагогического коллектива по реализации проекта. В настоящее время колледж приступил к выполнению ряда маркетинговых проектов на рынке образовательных услуг и учебно-методического обеспечения, в частности, проекта, связанного с разработкой и продвижением на рынке электронных учебников и «кейсов». На основе экономических отношений мы формируем новое мышление, активно решаем проблему приобщения коллектива к освоению передовых педагогических технологий, работе над созданием учебно-методического обеспечения, создаем условия повышения эффективности труда педагога. 4. Важнейшим направлением в реализации проекта явилась разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-методического обеспечения. На сегодняшний день по всем профилирующим дисциплинам созданы электронные учебники, обеспечивающие интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Педагогическим коллективом подготовлен ряд моделей и разработок, связанных с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих широкое использование компьютерной техники в учебном процессе. Одной из главных инновационных разработок явилось создание и внедрение интегрированных курсов и профессиональных модулей по специальностям. Профессиональный модуль представляет собой учебную программу, объединяющую ряд профильных дисциплин и позволяющую через интеграцию использовать их для составления моделей реальных производственных процессов и выполнения профессиональных проектов. Использование интегрированных курсов и профессиональных модулей позволило перейти к практико-ориентированному обучению и подготовке востребованных специалистов. Учебно-методическое обеспечение проекта включает: Педагогические технологии, обеспечивающие широкое использование информационных ресурсов. - Интегрированные курсы и профессиональные модули по специальностям. - Электронные учебные пособия (в том числе тренажеры). - Ресурсы электронной библиотеки. Мониторинг: - качества знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности; - эффективности использования ресурсов информационной техники. Педагогический коллектив, используя технические возможности компьютерной и коммуникационной техники, создал и внедрил на практике систему обучения, позволяющую учить будущих специалистов самостоятельно осваивать и обновлять знания, на их основе составлять профессиональные проекты и применять их в практической деятельности. В ходе выполнения проекта: - разработано более 40 электронных учебных пособий и методическое обеспечение к ним - выполнено 17 научно-практических проектов, 12 учебных моделей - значительно возросла доступность получения обучающимися знаний - повысилась эффективность труда педагогов и студентов - реализована возможность внедрения новых компонентов качества и перехода к открытому образованию За последние три года в результате выполнения проекта колледж получил экономический эффект в размере 12 млн. руб. Итогом работы коллектива явилось получение 17 дипломов и 10 золотых и серебряных медалей на международных, всероссийских и областных выставках и форумах, свидетельствующих о достижениях колледжа в области электронных образовательных технологий. В сентябре 2005 года на Всероссийском форуме «Образовательная среда – 2005» колледж удостоен специального приза (Гран-при) за разработку и внедрение современных образовательных технологий.
|