E-LEARNING КАК СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

 

Фофанов В.И.,

Кузнецов В.Э.,

Калиновская Т.С.,

ГОУ СПО Челябинский экономический колледж,

 

Сегодня рынок труда предъявляет жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов. Современному производству нужен специалист, обладающий новым качеством знаний, умений, навыков. Нужен не просто исполнитель, а профессионал, умеющий самостоятельно осваивать и обновлять знания, умеющий моделировать полученные знания, приспосабливать их к производственной ситуации, выбирать наиболее выгодный вариант и приносить себе и фирме желаемый успех.

Кроме этого переход России к открытому образованию обозначил необходимость создания нового уровня доступности знаний и значительного повышения эффективности труда педагога и студента.

Все это в свою очередь потребовало от учебных заведений необходимости применения новых педагогических технологий, а также создание учебно-методических ресурсов, обеспечивающих эти технологии.

С целью реализации этих направлений коллектив Челябинского экономического колледжа разработал и успешно внедрил проект: «E-Learning как система электронного обучения в помощь педагогу». Данный образовательный проект основан на широком использовании педагогом компьютерной и коммуникационной техники, современных информационных технологий. Использование такого подхода позволяет поставить в основу обучения самостоятельную работу студентов, которая при этом организуется, постоянно направляется и контролируется преподавателем. Использование электронных учебных пособий, тестирующих и моделирующих программ позволяет сделать обучение действительно лично-ориентированным и максимально приближенным к практике. Деятельность педагога заключается главным образом в разработке учебно-методического обеспечения и организации работы студентов. Освобожденный от рутинного труда, он имеет возможность заниматься инновационной деятельностью, сосредоточиться на разработке методики обучения, уделить внимание каждому студенту и профессиональным тонкостям изучаемого предмета.

Реализация проектов на протяжении последних лет включала в себя несколько направлений:

Прежде всего, создана мощная учебная материально-техническая  и информационная база:

-             Разветвленная локальная информационная сеть с разделением серверов по функциональному признаку и системы резервирования;

-             Выделенная линия для доступа в Internet;

-             Техническая обеспеченность - 25 компьютеров на 100 студентов;

-             90% учебных площадей оснащено компьютерной и коммуникационной техникой, в том числе: 200 рабочих мест электронной библиотеки, лингафонные кабинеты и кабинеты компьютерной графики, 20 компьютерных классов Pentium IV с LCD-мониторами, сеть лекционных аудиторий, оснащенных мультимедийным проектором и экраном;

-             Издательский центр ежегодно выпускает 60 тыс. экземпляров учебной литературы;

-             Студенты экономического колледжа работают с самыми последними версиями прикладного программного обеспечения 1С:Бухгалтерия, 1С:Предприятие, БЭСТ, СТЭК, Консультант+, Гарант, Corel Draw и др.

2. Организационно-управленческая система проекта строится на основе информационных центров колледжа и информационных центров кафедр.

С целью эффективного управления системой в колледже функционирует:

-             образовательный портал

-             Web-страница колледжа

-             Web-страница каждого преподавателя

-             программная среда для организации и управления процессом обучения

-             информационная компьютерная система управления

-             электронная библиотека.

Большую помощь в организации электронного обучения оказывает учебно-методическая разработка кафедры Финансов «Организация самостоятельной работы студентов в режиме электронной библиотеки»

3. Внедрение проекта это не только модернизация учебной и материально-технической базы, но и использование в коллективе экономиических и рыночных отношений. Экономическое обособление подразделений колледжа (в объемах внебюджетной деятельности) и на основе этого создание системы материального поощрения заставило коллектив активно включиться в инновационную деятельность, разработку и использование новых технологий.

Экономический механизм, материальные стимулы выступили движущей силой развития, катализатором активной деятельности всего педагогического коллектива по реализации проекта.

В настоящее время колледж приступил к выполнению ряда маркетинговых проектов на рынке образовательных услуг и учебно-методического обеспечения, в частности, проекта, связанного с разработкой и продвижением на рынке электронных учебников и «кейсов». На основе экономических отношений мы формируем новое мышление, активно решаем проблему приобщения коллектива к освоению передовых педагогических технологий, работе над созданием учебно-методического обеспечения, создаем условия повышения эффективности труда педагога.

4. Важнейшим направлением в реализации проекта явилась разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-методического обеспечения. На сегодняшний день по всем профилирующим дисциплинам созданы электронные учебники, обеспечивающие интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. Педагогическим коллективом подготовлен ряд моделей и разработок, связанных с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих широкое использование компьютерной техники в учебном процессе. Одной из главных инновационных разработок явилось создание и внедрение интегрированных курсов и профессиональных модулей по специальностям. Профессиональный модуль представляет собой учебную программу, объединяющую ряд профильных дисциплин и позволяющую через интеграцию использовать их для составления моделей реальных производственных процессов и выполнения профессиональных проектов. Использование интегрированных курсов и профессиональных модулей позволило перейти к практико-ориентированному обучению и подготовке востребованных специалистов.

Учебно-методическое обеспечение проекта включает:

Педагогические технологии, обеспечивающие широкое использование информационных ресурсов.

-             Интегрированные курсы и профессиональные модули по специальностям.

-             Электронные учебные пособия (в том числе тренажеры).

-             Ресурсы электронной библиотеки.

Мониторинг:

-             качества знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности;

-             эффективности использования ресурсов информационной техники.

Педагогический коллектив, используя технические возможности компьютерной и коммуникационной техники, создал и внедрил на практике систему обучения, позволяющую учить будущих специалистов самостоятельно осваивать и обновлять знания, на их основе составлять профессиональные проекты и применять их в практической деятельности.

В ходе выполнения проекта:

-             разработано более 40 электронных учебных пособий и методическое обеспечение к ним

-             выполнено 17 научно-практических проектов, 12 учебных моделей

-             значительно возросла доступность получения обучающимися знаний

-             повысилась эффективность труда педагогов и студентов

-             реализована возможность внедрения новых компонентов качества и перехода к открытому образованию

За последние три года в результате выполнения проекта колледж получил экономический эффект в размере 12 млн. руб.

Итогом работы коллектива явилось получение 17 дипломов и 10 золотых и серебряных медалей на международных, всероссийских и областных выставках и форумах, свидетельствующих о достижениях колледжа в области электронных образовательных технологий.

В сентябре 2005 года на Всероссийском форуме «Образовательная среда – 2005» колледж удостоен специального приза (Гран-при) за разработку и внедрение современных образовательных технологий.