ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

 

Христич Л.А.,

ГОУ СПО Смоленский промышленно-экономический колледж

 

Кардинальное изменение социокультурной среды в нашей стране, формирование рынка образовательных услуг, необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста, компетентностный подход к системе обучения поставили на повестку дня проблему формирования профессиональной культуры будущих специалистов.

Под профессиональной культурой понимается система профессионально значимых знаний, умений, алгоритмов деятельности, особенностей профессионального мышления и стереотипов профессионального поведения в сочетании с совокупностью материальных профессиональных объектов, орудий труда, необходимых для реализации специфики профессии как определенного вида трудовой деятельности, требующей особой системы подготовки.

С профессиональной культурой тесно связана и организационная культура, которая представляет собой целостность целей и ценностей, присущих организации, специфических принципов поведения и способов реагирования, лежащих в основе совместной деятельности людей в рамках организации; это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми членами организации, предприятия.

Признаками культуры производства и профессиональной культуры являются:

·      наличие у работника большого объема качественных профессиональных знаний и умений;

·      способность постоянно пополнять свои  знания через систему непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;

·      готовность к овладению новыми видами деятельности в новых условиях;

·      инициатива и дисциплина труда;

·       добросовестность и качество труда;

·      нравственные качества работника;

·      коммуникативные навыки делового общения;

·      умение наладить ритмичную работу;

·       четкое соблюдение договорных обязательств.

Культура труда, профессиональная культура отражают общее состояние культуры общества. Профессиональная культура здесь выступает одним из важнейших средств повышения эффективности общественного производства, повышения удовлетворенности людей своим трудом, участием в управлении производством.

Жизнь и профессиональная деятельность современного человека тесно связаны с техническими устройствами, с профессиональными технологиями. Это составляет одну из важнейших особенностей современной цивилизации.

В связи с этим чем более мощной по степени своего воздействия на природу становится техносфера, тем более высокие требования должны предъявляться к нравственным и профессиональным качествам современного специалиста, который формируется в стенах учебных заведений страны.

Для нашего колледжа эта стратегическая задача сегодня стала приоритетной.

Таким образом, основная идея создания электронных образовательных ресурсов по дисциплинам в нашем колледже состоит в формировании профессиональной культуры будущих специалистов.

Для того чтобы производственная деятельность существенно не нарушала экологический баланс, от специалиста любого уровня и любой специальности сейчас, как минимум, требуется четкое выполнение технологических стандартов: глобальный характер технической среды окружения жизни человека не позволяет двигаться эмпирическим путем – то есть путем проб и ошибок. Негативные последствия неверных шагов или непродуманных решений становятся необратимыми. Профессиональный уровень специалистов – их знания, квалификация, мастерство служат гарантом надежности, стабильности и перспективности не только технических систем, которыми буквально пронизана вся сфера человеческой деятельности, но и самой человеческой жизни.

Этими обстоятельствами и продиктовано рождение идеи формирования профессиональной культуры будущих специалистов на основе использования электронных образовательных ресурсов по ряду дисциплин в нашем колледже.

Кроме этого, в соответствии с программой инновационного развития  нашего образовательного учреждения ряд дисциплин в этом году преподаются в режиме дистанционного образования. На базе вышеперечисленных проблем и проблем инновационного развития «вызрела» еще одна важная проблема – реализовать эти задачи на качественно новом уровне, обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки  и выработать технологию организации самостоятельной работы студентов.

Дадим характеристику процессу формирования профессиональной культуры специалиста на основе использования электронного образовательного ресурса по конкретной дисциплине – «Культурологи».

Этапы создания электронного образовательного ресурса:

1)               определяются цели и задачи создания электронного образовательного ресурса:

·               обеспечить организацию и руководство индивидуальной самостоятельной познавательной деятельностью студентов при постановке и решении культурологических проблем в рамках дисциплины «Культурология» с использованием компьютерных технологий обучения, а также дифференцировать обучение.

·                предоставить возможность реализовать принцип проблемности в обучении, привлечения широкого круга первоисточников для ознакомления со спорными точками зрения, помощь в решении производственных ситуаций.

·               помощь в самоопределении студентов в сложных проблемах Культурологи как науки, изучающей общие проблемы культуры.

·               предоставление возможности студентам не только лучше усвоить изучаемый в слайд-лекциях и на семинарах материал по дисциплине, но и выработать собственную позицию в отношении рассматриваемой проблемы.

·               формирование культурных, ценностных ориентаций,  социальных и профессиональных компетенций студентов.

2)               разрабатываются рекомендации по работе со слайд-лекциями по дисциплине с учетом блочного их преподавания;

3)               предоставляется  практический материал для организации учебных занятий и самостоятельной работы студентов. По каждой теме слайд-лекций к семинарским Аьтурям подобран хрестоматийный материал из оригинальных культурологических работ, по содержанию которых формируются блоки вопросов и заданий для ответов и обсуждения. Эти задания носят познавательный, проблемный характер, интересны и разнообразны, содержат библиографический, иллюстративный материал, предлагаются творческие задания, темы для рефератов, докладов, материал обобщающего характера, алгоритмы-советы для написания эссе, реферата и др.;

4)               определяется механизм и условия реализации данной идеи;

5)               предварительно оценивается эффективность и степень соответствия электронного образовательного ресурса целевой программе развития колледжа.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми этапами и особенностями этой работы.

Предлагаемые познавательные задания станут средством самопроверки знаний и умений студентов.

С целью  усвоения определяющей идеи электронного образовательного ресурса студентам предлагаются справки-разъяснения по поводу определения понятий «профессионализм» и «профессиональная культура»

Профессионализм – это:

·             практическая адаптация работника к производственной системе, адаптация к себе, принимать себя;

·             дисциплинированность, овладение технологическими операциями;

·             способность обеспечить эксплуатационную надежность и безопасность техсредств, которыми пользуются в процессе производственной деятельности;

·             совершенное знание предмета, свободная ориентация в потоке технической информации;

·             уметь делать дело и доводить его до конца, научиться грамотно работать и зарабатывать;

·             корректное принятие решений в проблемных ситуациях;

·             усвоение культуры конкуренции и сотрудничества, то есть уметь быть конкурентоспособным и готовым, в то же время, к сотрудничеству;

·             воспитание чувства ответственности;

·             обладать социокультурной мобильностью;

·             участвовать в проектировании  деятельности своего учебного заведения, а в будущем – своего предприятия;

·             быть постоянно готовым к продолжению своего постдипломного образования, то есть быть способным учиться на протяжении всей жизни;

·             быть коммуникабельным по отношению к властям, администрации  и коллегам, владеть искусством компромисса (научиться жить вместе – быть толерантным);

·             научиться жить в многокультурном обществе;

·             ориентироваться в обильном потоке информации, уметь отбирать нужную;

·             обладать социальными компетентностями (это обобщенная способность к решению жизненных задач).

Студенту необходимо помнить, что культура специалиста развивается через практический опыт, но интеллектуальные основы профессионализма формируются образованием, главная цель которого – достижение профессиональной компетентности.

В современной Культурологи творчество рассматривается в качестве системообразующего компонента профессионализма. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделять свое Я-профессиональное. Профессиональное самосознание и профессиональные компетенции обеспечивают:

·               самоконтроль личности;

·               осознание личной значимости профессиональной деятельности;

·               саморегуляцию – проявление инициативности, самостоятельности¸ ответственности, готовность к риску, независимость суждений, смелость воображения и др.;

·               самопознание;

·               саморефлексию – именно она отражает высокую степень профессиональной культуры, свидетельствует о сознательном, творческом отношении к профессиональной деятельности;

·               самоутверждение;

·               самореализацию – самосозидание личности в разных сферах - мера личной самореализации творческих возможностей и составляет, на наш взгляд, суть профессиональной культуры.

Чем более высокое место в профессиональной пирамиде занимает специалист, тем существеннее влияние принимаемых им решений на социальную организацию, образ и качество жизни. Это означает, что собственно профессиональной компетентности может оказаться недостаточно, необходима компетентность социальная. Именно она становится исходной предпосылкой профессиональной культуры специалиста.

Итак, овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.

Важнейшей составляющей профессиональной культуры является нравственность. Не случайно понятие ответственности сегодня становится ключевым в характеристике любого профессионала.

Мерилом становления социально и профессионально зрелой личности служит смелый и гибкий ум. Негибкий стиль мышления специалиста будет затруднять формирование новой позиции, препятствовать пониманию мнения других специалистов, если они не совпадают с его пониманием.

Таким образом, мы обосновали и выделили основные задачи и направления формирования профессиональной культуры специалиста на основе использования электронного образовательного ресурса по дисциплине «Культурология».