Применение дистанционных технологий как стимул

для разработки междисциплинарных деловых игр

 

Чуракина В.А.,

ГОУ СПО «Благовещенский торгово-экономический колледж»

 

Дистанционная технология обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, специально разработанных Центром Интенсивных Технологий Образования (ЦИТО) рабочих тетрадей, в которых дается теоретический материал по дисциплине, а также предлагается выполнение практических заданий для закрепления материала.

Дистанционное обучение позволяет получить диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки, и переподготовки специалистов, повышения их квалификации в условиях нехватки времени для выезда на сессии. Такая технология образования наиболее привлекательна для лиц, имеющих какое-либо базовое образование, ощущающих необходимость в дополнительных знаниях или переквалификации, чаще всего работающих на частных предприятиях.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России. В торгово-экономическом колледже города Благовещенска обучаются студенты не только Амурской области, но и других краев и областей Дальнего Востока.

Основными процедурами образования с использованием дистанционных технологий являются: самостоятельная работа студентов с учебными материалами, консультации, комплексные аттестационные контрольные работы, активные (интенсивные) методы обучения.

Основу работы со студентами, обучающимися с применением дистанционных технологий, составляют тьюториалы, специально подготовленные тьюторами. (Тьютор – преподаватель в системе дистанционного образования, владеющий дистанционными технологиями, включая активные методы проведения занятий)

Тьюториалы – это очные занятия, проводимые тьюторами при помощи активных методов обучения и направленные как на усвоение студентами определенного материала, так и на контроль знаний, умений и навыков обучаемых. Занятие длится от 4 до 8 часов. Тьюториал представляет собой последовательность групповых упражнений (деловых игр, мозговых штурмов, тренингов, презентаций, анализа учебных ситуаций и т.д.), направленных на применение изучаемого материала к собственной предполагаемой или реальной профессиональной деятельности. Деловая игра на тьюториалах в «Благовещенском торгово-экономическом колледже» при подготовке студентов по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», является основным и центральным элементом как обучения, так и контроля за усвоением знаний.

К проведению деловой игры на тьюториале следует подходить очень серьезно. Прежде чем дать группе информацию, важно подготовить участников, активизировать их ментальные процессы, включить их внимание. Для этого используется тематическая разминка. ЦИТО предлагает достаточно много материалов по активизации работы студентов, поэтому можно воспользоваться готовыми материалами или использовать свои. Далее тьютор излагает новую информацию: задание на деловую игру, рекомендации по выполнению заданий, критерии оценки работы студентов, далее тьютором выдается новая информация в виде мини-лекции. Студентам предлагается принимать решение не только по уже знакомому материалу, но и используя новую информацию.

Для пояснения нового материала необходимо привести примеры решений ситуации, чтобы дать студентам возможность осмыслить задание, обдумать варианты решения, проявить активность, научиться использовать то знание, которое только что прозвучало в мини-лекции.

Затем следует игра как комплексное действие, направленное на использование нового умения, причем главной целью является – научить студентов принимать групповые решения и, отстаивая собственную точку зрения, убеждать оппонентов.

После проведения ролевой или деловой игры тьютор делает вывод о работе группы в целом, подводит итоги работы микрогрупп и говорит о том, как можно использовать новое умение в реальной практической деятельности.

Рис. 1. Алгоритм проведения деловой игры на тьюториале

 

В процессе деловой игры преподаватель не дает новую информацию и советы участникам, а, организуя их работу в определенном формате, побуждает их самих решить свои проблемы, ответить на те вопросы, на которые до проведения деловой игры у них не было однозначного ответа. Тьютор в деловой игре выступает не как учитель, а как организатор группового пространства.

В процессе подготовки тьюториалов первого года обучения, мною при помощи преподавателей смежных дисциплин разработан комплекс деловых игр для первого года обучения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», тесно связанных с материалами, представленными в «Рабочих тетрадях» и сборнике заданий.

Данные деловые игры тесно взаимосвязаны между собой и проводятся весь первый год обучения. Группа студентов разбивается на 3-4 подгруппы. Эти микрогруппы становятся устойчивыми образованиями, которые позволяют студентам проще проходить период обучения. За первый год микрогруппы осуществляют весь комплекс процедур от организации предприятия до составления бизнес-плана с целью получения кредита для расширения деятельности.

На первом тьюториале студенты выбирают организационно-правовую форму собственности, подготавливают учредительные документы и знакомятся с процедурой регистрации юридических лиц. Эта игра помогает студентам познакомиться друг с другом, обменяться адресами (при заполнении учредительных документов). Защита правильности выбора организационно-правовой формы собственности сплачивает микрогруппу.

В процессе игры студенты выполняют следующие задания:

1.                  Оценить цели и миссии будущего предприятия;

2.                  Выбрать организационно-правовую форму собственности предприятия;

3.                  Подготовить учредительные документы будущего предприятия;

4.                  Защитить правильность выбора организационно-правовой формы предприятия.

Для проведения деловой игры разработана инструктивная карта практической работы, в которой обозначены:

     последовательность и правила игры;

     задания для каждой группы участников;

     рекомендации для студентов по подготовке к деловой игре;

Сценарий деловой игры лишь намечает курс действий, а ошибки и удачи каждой микрогруппы при выборе организационно-правовой формы собственности способствуют возникновению мощного творческого импульса у студентов. Наблюдая, как их стратегия получает воплощение, студенты приобретают не только управленческий опыт, но и проходят этап своеобразной «примерки ролей», поиска себя в будущей деятельности. При подведении итогов игры тьютор должен отметить наиболее удачный подбор организационно-правовой формы собственности для того или иного вида деятельности.

На втором тьюториале студенты составляют штатное расписание предприятия, разрабатывают формы материального поощрения работников и заключают трудовой договор. В процессе игры студенты выполняют следующие задания:

1.          Разработать внутренний трудовой распорядок;

2.          Выбрать формы и системы оплаты труда для различных категорий работников;

3.          Подготовить положения о заработной плате и премировании работников;

4.          Защитить правильность выбора форм и систем оплаты труда и премирования различных категорий работников.

При подведении итогов игры преподавателю необходимо выделить наиболее удачный выбор форм и систем оплаты труда, наиболее полное и правильное оформление правил внутреннего трудового распорядка и положения о премировании для того или иного вида деятельности предприятия.

На третьем тьюториале студентам предлагается составить вступительный баланс предприятия, отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за отчетный период и составить первый отчетный баланс.

В процессе игры студентам предлагается выполнить следующие задания:

1.          Построить вступительный баланс;

2.          Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций;

3.          Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам;

4.          Построить баланс. Сделать вывод

5.          Определить основные источники финансирования.

Для проведения деловой игры разработана инструктивная карта практической работы:

     последовательность и правила игры;

     задания для каждого предприятия;

     рекомендации для студентов по подготовке к деловой игре.

На четвертом тьюториале студенты, изучив маркетинг, менеджмент, управление персоналом, бизнес-планирование, составляют бизнес-план для расширения деятельности.

В процессе игры студенты выполняют следующие задания:

1.                  Общая оценка целей и миссии будущего предприятия;

2.                  Выбор общих и функциональных стратегий (выбор маркетинговой стратегии, разработка организационной структуры, стратегии подбора и расстановки кадров, подготовка финансового плана предприятия);

3.                  Подготовка основных разделов бизнес-плана предприятия;

4.                  Защита бизнес-плана предприятия.

При проведении деловой игры от преподавателя требуется четко формулировать инструкции, следить за временем, стимулировать творческую активность участников, грамотно проводить анализ и обобщение результатов игры. Быстро, кратко и понятно писать на доске. Самому быть собранным и мобильным. От того, в каком ритме работает тьютор, зависит и ритм деловой игры.

Для составления игрового комплекса и проработки отдельных игровых элементов можно использовать следующий алгоритм.

Алгоритм составления игры:

1.                   Записать проблему из реальной жизни.

2.                   В проблеме выделить субъекты действия.

3.                   Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их мотивации.

4.                   Определить количество команд и их назначение.

5.                   Сформулировать задания для каждой команды.

Перед окончательным оформлением игры ее необходимо апробировать не менее двух раз на разных группах студентов – это поможет выявить и исправить мелкие недоработки и накопить собственный опыт для проведения игры. В процессе работы возникают идеи различных модификаций уже существующей игры, новые варианты могут быть рекомендованы для использования другими преподавателями.