Использование ИСО

 в подготовке конкурентоспособного специалиста

 

Якуненкова И.А.,

зам. директора по ИМР Смоленского техникума электронных приборов

 

  Если рассматривать занятие (урок) как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества.

Современный учебно-воспитательный процесс немыслим без использования информационных компьютерных технологий. Именно поэтому, в ранг государственной политики России возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, связанная с созданием перспективной системы образования. Основной ее целью является создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных компьютерных технологий.

Одним из важнейших условий этого перехода является формирование информационной культуры у преподавателей. Только преподаватель, владеющий ею, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.

Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

   Основополагающим  фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров.

Компьютер не заменяет преподавателя или учебник, но коренным образом изменяет характер педагогической деятельности. Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение.

 Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого  занятия.

Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций преподавателя: наоборот, оно расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее дидактические проблемы.

  Схема проведения любого занятия предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии не как цель, а как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя.

Остановлюсь на нескольких очевидных положительных сторонах, или непосредственных результатах информатизации.

Внедрение в учебный процесс ИСО существенно улучшает качество обучения по дисциплине. Повышается эффективность занятий. В значительной мере этому способствует экономия времени, сокращение рутинных, механических, повторяющихся составляющих обучения и управления обучением.

Например, простая замена привычного конспектирования под диктовку содержания теоретической части урока размещением электронного конспекта курса в доступной студентам информационно-образовательной среде или на компакт-диске позволяет, как показывают несложные расчеты, освободить от «обучения навыкам письма» до трети времени учебного занятия. А, скажем, переход от традиционной аудиторной формы закрепления и контроля знаний в виде письменных тестов и заданий к современной автоматизированной системе компьютерного тренировочного и контрольного тестирования дает возможность снизить затраты времени преподавателя на эти процедуры в 10-15 раз.

Не стоит доказывать, что не меньшее сокращение бессмысленных временных затрат - на поиск информации, заполнение бланков, многократное воспроизведение аналогичных и стандартных документов.

Вторая очевидная положительная сторона информатизации - принципиальное изменение качества учебных материалов. Здесь можно отметить и применение в разработке учебных материалов цифровых технологий мультимедиа, позволяющих сочетать выразительные и информационные возможности зрительного образа, звука, текста и делать изучаемое содержание более наглядным, и создание диалоговых, интерактивных обучающих программ, обеспечивающих выполнение целого ряда функций преподавателя, и технологий компьютерного моделирования, дающих возможность не только воспроизводить на экране монитора сложные, многомерные объекты и динамические процессы, но и активно участвовать в этом студенту, выполняя виртуальные по форме, но вполне реальные и эффективные по сути практические и лабораторные работы и задания.

Применение современных ИКТ, возможность использования информационных и образовательных ресурсов Интернета, безусловно, создают действительные условия и предпосылки для колоссального увеличения объема и разнообразия доступной студенту учебной и профессиональной информации, которая может и должна быть использована в учебном процессе. Работа с удаленными электронными библиотеками, базами данных, посещение сайтов, знакомство с размещенной там маркетинговой, деловой, технической информацией - невозможно даже обозначить те новые перспективы и расширения образовательного пространства, которые открываются благодаря его информатизации.

Очевидно также, что современные компьютерные технологии делают более доступным основной образовательный ресурс - преподавателя, упраздняя «обстоятельства места и времени»,  с которым можно обменяться информацией через e-mail или форум, познакомиться с разработанными или предложенными им для изучения учебными и методическими материалами и рекомендациями на сайте учебного заведения.

Суммируя, можно уверенно констатировать, что, экономя время, затрачиваемое на рутинные процедуры, усвоение учебного материала и самостоятельную работу, доступ к преподавателю информационные технологии в учебном процессе потенциально делают его более эффективным и создают тем самым условия для того, чтобы сделать его более качественным.

Освободившееся благодаря экономии и перераспределению нагрузок время можно использовать для новых форм занятий, реализации проектных методов, моделирующих проблемные ситуации будущей специальности, активизирующих и развивающих творческие и коммуникативные способности студентов.

О преимуществах компьютерного тестирования уже, надеюсь, не стоит говорить. Эффективная и полноценная организация тестирования - одна из наиболее сильных сторон. Тренировочное тестирование дает возможность студенту работать неограниченное время и сразу же получить протокол тестирования с указанием ошибок. Аттестационное тестирование проводится в течение ограниченного времени, а протокол тестирования студента получает преподаватель.

Наличие устойчивой обратной связи в цепи “преподаватель-студент” позволяет своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях студентов, что способствует повышению успеваемости. Многократно повышается скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, возможно вести экстренную коррекцию (результат - сразу).

При работе, как с программами контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, развиваются навыки самооценки. Работает эффект: "Смог - не смог", когда студент видит результат даже раньше преподавателя.

Благодаря ИСО  повышается познавательная активность студентов и мотивации обучения. Студентов привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника преподавателя, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить положительную отметку.  Студент самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). У  студента появляются дополнительные возможности для тренировок и закрепления умений и навыков. При обеспечении каждого  студента своим ПК появляется возможность индивидуализировать работу  студентов, облегчить дифференциацию оценки их знаний.

Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон преподавателя). Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность.

Применение ИСО значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых.

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова и предъявляемого студентам изображения в процессе обучения.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации.

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь преподавателя, воздействующая на слуховые анализаторы. Компьютерные технологии расширяют арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат и т.п.

Главное в презентации - это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

Одной из сложнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего занятия. Смена кадров в фильме, слайдов демонстрируемых с помощью технических средств, требует пристального внимания, иначе потом студент не сможет ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах, потому что все это на занятии, как правило, повторно не демонстрируется. Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Непроизвольное внимание студентов вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ИСО.

ИСО обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо сочетание аудиовизуальных средств со словом преподавателя. На занятии с применением ПК важно, чтобы работал не только компьютер, главное, чтобы активно работал студент. Слово преподавателя - необходимое условие и средство повышения действенности ИСО. Преподаватель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании, активизирует мыслительную деятельность учащихся, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей. Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИТ в образовании.

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. Возможность  интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа.

Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: обучающиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.

Подобно использованию учебников, применение учебных средств мультимедиа обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.

Использование ИСО способствует приобщению студентов к поисковой творческой деятельности, интенсификации самостоятельной работы студентов.

Педагогический опыт по использованию мультимедиа-технологий в образовательном процессе уже достаточен богат. Так, например, широко применяются мультимедийные проекты (как при изложении нового материала, так и при закреплении знаний).

Реализация конкретного проекта является очень эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа проектом, студенты получают опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой стороны - приобретут навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей производственной деятельности.

Мультимедиа-проект дает весьма полезный учебный эффект: учащиеся учатся самостоятельно подбирать необходимый материал для выражения своей идеи, структурировать собранный материал, составлять план выступления, выбирать адекватные комментарии и иллюстрации. Подготовка выступлений - это тот вид деятельности, с которой большинству учащихся постоянного придется сталкиваться в дальнейшей учебе или работе.

Если запланировать в проекте работу по созданию сопроводительной печатной документации, то это позволит студентам получить опыт в подготовке конспектов, оформлении приглашений и других раздаточных материалов для аудитории.

Работу по созданию проектов предлагается организовать в форме коллективного проекта. Коллективная деятельность учащихся является прогрессивным методом обучения. Но такой вид работы с учащимися требует от преподавателя дополнительной подготовительной работы. Преподаватель должен определить задачи и примерный объем работ, спроектировать общую структуру проекта, продумать способы распределения работ в проекте, составить календарный план работ и многое другое. Нужно также подготовить список книг и пособий, где учащиеся могут найти необходимые для ввода в компьютер тексты статей и иллюстрации. В работе по подбору материала могут принимать участие и сами учащиеся.

Новый способ контроля знаний студентов - электронная домашняя работа.  Удобна для проверки и рецензирования преподавателем, интересна как способ более активного вовлечения в процесс познания темы, предмета, мира. Ресурсы Интернет позволяют не только найти информацию по заданному вопросу, но и взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны: с позиции другой науки, другого периода времени, другого персонажа или условий других стран. Таким образом, знания, полученные на занятии, закрепляются, становятся более осознанными и целостными. Ведь эффективность любого занятия определяется не тем, что дает студентам преподаватель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Как вариант, предлагается понятие интегрированного электронного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам.

 Другие формы. Изучение иностранного языка. Привлекательность Интернет для изучения иностранных языков состоит в доступности не только интересных статей, но и самой атмосферы страны изучаемого языка. Тренинги, работа с электронными словарями, переписка со сверстниками из страны изучаемого языка по электронной почте и др.
    ИТО позволяет индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия студентов. Нерегламентированный отрезок времени на освоение курса предоставляет студентам возможность освоения курса, как за меньшее, так и за большее время по сравнению с жестко регламентированным по времени традиционным курсом. Темп работы с программными средствами выбирает сам студент в соответствии со своей подготовкой и психологическими особенностями. Разность в скорости работы студентов может достигать до 20 процентов и более. Поэтому наиболее подготовленные студенты имеют возможность совершенствовать свои практические навыки и получать дополнительные знания.

Обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

Ниже приведены данные анкет, отражающие позитивные и негативные оценки уроков с использованием информационных технологий:

Позитивные оценки:

·         мне интересно на уроке с компьютерной поддержкой – 63%

·         я могу получить более высокую оценку за проверочную работу на компьютере – 13%

·         я лучше запоминаю пройденный материал – 8%

·         я могу лучше отработать навыки решения задач – 7%

·         я не комплексую при работе с ПК – 5%

·         я могу углублять знания по предмету – 3%

·         другие ответы -1%

Негативные оценки:

·         отсутствуют - 52%;

·         я не всегда быстро могу выполнить предложенную работу на компьютере – 17%

·         я быстрее устаю на уроке с компьютерной поддержкой – 15%

·         я затрудняюсь работать на компьютере – 9%

·         другие ответы -7%

 

В процессе использования преимуществ ИТ и выгод, которые они несут с собой, у преподавателей может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе.

При вводе ИТ в образование важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех. Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мульмедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можем еще осознать в полной мере.

Проблемы использования ПК в обучении далеко не все ещё решены. Некоторые обучающиеся неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов, основанных на гипертексте. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала. Происходит рассеивание их внимания, к тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам.

Среди проблем можно выделить:

·        психологическая перестройка сознания преподавателя;

·        компьютерная грамотность (студентов и  преподавателей);

·        программное обеспечение по учебным дисциплинам;

·        методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.

К сложностям можно отнести и следующие:

·        сильные учащиеся могут закончить работу за 5-10 минут, слабым же потребуется до 40 минут. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть дополнительный дидактический материал повышенной трудности для первой группы  студентов, решить вопрос о сочетании работы на компьютере с традиционными.

·        применение ПК максимально «уплотняет» занятие. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить  занятие, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся.

Все эти трудности, затраты времени и сил окупятся.

Внедрению информационных технологий в образование нет альтернативы. Информатизация образования приведет к тому, что качество образования станет иным, в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким, хотя, возможно, и менее фундаментальным. Исследования отечественных и зарубежных ученых позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях процесс формирования информационной культуры может стать новой парадигмой образования.