Учебно-методическое обеспечение дисциплин Сулим Л.Н., методист Смоленского техникума электронных приборов
Методическое
обеспечение дисциплины "Русский язык и культура речи"
В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. И в то же время сегодня востребованы высококвалифицированные специалисты, владеющие определенными коммуникативными навыками. В речи раскрываются и личные качества, и профессиональные навыки, а значит, нас оценивают по тому, как мы говорим и пишем. В профессиональном общении человек стремиться добиться взаимопонимания, вызвать уважение к себе, убедить в собственной правоте, тем самым, воздействуя на коллег-собеседников. Поэтому каждый заинтересован в том, чтобы владеть высокой речевой культурой. Нередко выступающие устно или в письменной форме испытывают затруднения в выражении своих мыслей, в подборе слов, нахождении для них нужной литературной формы. Немыслимо, конечно, создать рецепты в этой области на все случаи жизни, но вполне возможно ознакомить студентов с основными элементами, из которых слагается культура речи. Содержание программы дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает знакомство с наиболее значимыми разделами культуры речи, овладение которыми необходимо для развития коммуникативных умений и навыков будущих специалистов. В качестве дидактического обеспечения преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» на специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» нами предлагается учебное пособие – «Сборник упражнений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Предлагаемое пособие представляет собой сборник упражнений по дисциплине «Русский язык и культура речи» и предназначается для студентов специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Настоящее пособие позволяет решить следующие задачи: - повысить грамотность будущих специалистов; - дать некоторый дополнительный материал для теоретической подготовки по специальности; - научить сознательно применять на практике приобретенные и закрепленные в курсе школьного обучения знания; - помочь студентам научиться стилистически правильно выражать свои мысли (что крайне необходимо при защите курсового и дипломного проектов); - обеспечить дальнейшее овладение речевыми умениями и навыками. В связи с поставленными задачами упражнения скомпонованы в блоки-занятия (всего 22). В каждый блок-занятие включены упражнения различного типа: от разминочных (повторение изученного ранее) до творческих (создание собственного текста). Такая система упражнений, различных по объему и степени трудности, способствует повышению речевой грамотности обучаемых, развитию навыков устной и письменной речи. Преподаватель по своему усмотрению может выбрать материал для аудиторной и самостоятельной работы студентов. В качестве дидактического материала избраны тексты, профессионально значимые для студентов специальности 230105. Предлагаемые упражнения позволяют проводить повторение фонетики, лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса на типичном для данной профессии языковом материале. Работа над конкретным текстом построена так, чтобы привлечь внимание студентов не только к профессиональной лексике и к характерным для данного жанра синтаксическим конструкциям, но и предоставить возможные пути реализации знаний в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом. При выполнении упражнений следует пользоваться различного рода словарями и справочниками, рекомендуемыми автором. Приводим пример блока-занятия из «Сборника упражнений»:
ЗАНЯТИЕ 1
Упражнение 1
1) Какой из перечисленных синонимов, по-вашему, наиболее близок по значению слову «информация»? Докажите свою мысль. Сообщение, сведение, изложение, разъяснение 2) Какой смысл в слово «информация» вкладывается в науке, технике, житейской ситуации?
Упражнение 2
Спишите предложение, объясните орфограммы на месте пропусков и пунктограммы. Какую информацию несёт данное предложение?
Одно и то(же) инф..рмацио(н,нн)ое с..общение мож..т с..д..ржать разное ко(л,лл)ичество инф..рмаци. для разных людей — в завис..мост.. (от)их пр..дшествующих знаний, от ур..вня пон..мания эт..го с..общения и интереса (к)нему.
Упражнение 3
Запомните информацию данного текста, рассмотрите особенности орфографии и пунктуации каждого предложения. Напишите самодиктант.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
Упражнение 4
Данные слова и словосочетания можно объединить в группу под названием «Свойства информации», «Формы информации» или «Объекты информации»? Докажите свой выбор.
Тексты, рисунки, чертежи, фотографии, световые или звуковые сигналы, радиоволны, электрические и нервные импульсы, магнитные записи, жесты и мимика, запахи и вкусовые ощущения; хромосомы, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.
Упражнение 5
Объясните орфограммы на месте пропусков. Какое из перечисленных существительных может быть зависимым словом каждого глагола: схема, информация, аппаратура, смысл?
Упражнение 6
Объясните написание.
К..мпакт(диск), (сверх)оп..ративная память, оп..рацио(н,нн)ая система, ц..нтральный пр..це(с,сс)ор, инт..гральная схема, (арифметико)л..гическое устройство, системная м..г..страль, метод тр..нсляции, (электро)мех..нические эл..менты, ц..фровой к..мпьют..р, н..вейшая а(п,пп)аратура, пр..ёмник инф..рмации, (естестве(н,нн)о)научный смысл, инф..рмацио(н,нн)ые р..сурсы, бытовая электро(н,нн)ика, сво..време(н,нн)ость п..дачи инф..рмации. Упражнение 7
Из упражнения 6 выберите одно словосочетание в качестве темы для высказывания о данном предмете (явлении, понятии). Примерный план высказывания: - что вам известно о данном предмете (явлении, понятии)? - в какой области знаний используется данное выражение? - что нового хотелось бы узнать о данном предмете (явлении, понятии)?
Для закрепления стилистические навыков учащихся, расширения лексики студентов, исправления наиболее типичных для учащихся отступлений от лексико-грамматических норм русского языка нами создано пособие для занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», которое предназначается для студентов всех специальностей. В пособии дан краткий теоретический материал о языковых нормах и блок упражнений, выполнение которых будет содействовать изучению стилистики русского языка, повышению речевой культуры студентов. Упражнения разнообразны по своему характеру, объему и степени трудности. Преподаватель по своему усмотрению может выбрать для практической работы на занятии и для внеаудиторной самостоятельной работы тот материал, который более соответствует уровню подготовки его студентов. Материал упражнений взят преимущественно из газетных и журнальных публикаций. В пособии показаны лишь некоторые пути и приемы, какими преподаватель может развивать у своих студентов чувство стиля и учить их пользоваться словом и разными синтаксическими конструкциями в устной и письменной речи.
По дисциплине созданы сборники методических указаний по проведению практических работ на разных специальностях. Материалы практических работ имеют профессиональную направленность. Приводим пример практической работы №2 «Сокращения текста» для специальности 230105.
Цель работы: получение практических навыков по преобразованию текста (составление тезисов и конспекта).
В результате работы студенты должны приобрести: - практические умения сокращать текст в зависимости от цели сокращения (тезисы, конспект); - навыки анализа особенностей сокращения текста.
Пояснения к работе
Есть несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить пересказ, изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми. При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить; 2) в каждой части выделите главное, которое необходимо оставить; 3) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова. Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов или выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное. Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста? План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок; тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план. 1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый его план. 2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. 3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините. 4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено). 5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами. Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, - тематический конспект. Приступая к работе над тематическим конспектом, воспользуйтесь планом. 1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне. 2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана. 3. Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана. 4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников. Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями? Для этого в первую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установления смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений. 5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему. 6. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план (после того как он уже реализован); хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов; верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях. 7. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты. Очень важно научиться конспектировать речь, воспринимаемую на слух, - лекцию, доклад, устное сообщение. Если в тематическом конспекте обеспечиваются единство содержания, логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефератом или докладом.
Задание
1. Ознакомьтесь с пояснениями к работе. 2. Прочитайте текст. 3. Определите тему, основную мысль текста. 4. Составьте тезисы и конспект статьи. 5. Грамотно оформите свою письменную речь.
Вариант 1
Важным этапом разработки любой системы является ее тестирование. Для проверки работоспособности отдельных процедур и Internet-системы в целом, установления факта наличия ошибок в них необходимо произвести тестирование, выбрав одну из возможных стратегий тестирования. Если при тестировании принимается во внимание внутренняя структура, то такое направление называется тестирование методом “белого ящика”. При тестировании программ по принципу “белого ящика” тестовые данные для программы формируются с учетом ее внутренней структуры. При этом задача тестирования преобразуется в задачу обеспечения полноты проверки ее внутренней структуры, которая отражает алгоритм функционирования. Тестирование по методу “белого ящика” в общем случае более глубокое и эффективное, чем по методу “черного ящика”. Можно указать три вида тестирования, учитывающего внутреннюю структуру программы: тестирование путей, ветвей и операторов. Тестирование путей программы предполагает выполнение всех возможных путей, существующих в программе. Тестирование ветвей предполагает, по крайней мере, однократное выполнение каждой ветви отлаживаемой программы. Ветвь программы – это последовательность безусловных команд, заканчивающаяся командой условного перехода (максимальный участок с одним входом и с одним выходом). При тестировании ветвей можно достичь полного перекрытия всех ветвей относительно небольшим числом тестов. Тестирование операторов состоит в выполнении, по крайней мере, один раз каждого оператора программы. Это наиболее простой из трех перечисленных методов тестирования. Существует также разработка методом композиций, которая предполагает сначала разработку и отладку подпрограмм самых низких уровней, а затем более высоких. Для многомодульных программ, работающих в интерактивном или в диалоговом режимах, целесообразно использовать стратегию тестирования “вход-выход” (“черного” или “белого” ящика) в нормальных, граничных условиях и исключительных ситуациях. Проверка в нормальных условиях предполагает тестирование на основе данных, которые реальны для программы. Под анализом граничных значений подразумевают тестирование ситуаций при экстремальных, но правильных значениях данных. При проверке исключительных ситуаций производится тестирование программы при значениях, находящихся за пределами допустимой области. При этом важен полный ответ, что произойдет в данном случае. Тестирование таких программ выполняется поэтапно. Этапы тестирования включают проверку отдельных модулей и функционирования системы в целом. В настоящее время для многомодульного тестирования используются две основные стратегии: восходящая и нисходящая. В основе восходящего тестирования лежит тестирование сначала простейших модулей, которые не вызывают никаких других модулей. После того как эти модули проверены и их работоспособность не вызывает сомнения, переходят к тестированию модулей более высокого уровня. Указанный процесс повторяется, пока не достигнут главного модуля, где проводят тестирование сопряжения. Недостатком такого подхода является необходимость построения новых тестов на каждом очередном шаге. Другим подходом является нисходящее тестирование, при котором тестирование начинается с главного модуля. При этом модули, которые не проверяются, заменяются заглушками. На практике, как правило, используется комбинированная стратегия. Она позволяет избавиться от большинства недостатков, присущих тестированию “снизу вверх” и “сверху вниз”. При тестировании комбинированной стратегии начинают сборку программы как снизу, так и сверху. (всего 3 варианта )
Содержание отчета
1. Запись сокращенного текста в виде тезисов и конспекта по форме:
Контрольные вопросы
1. Каковы основные виды сокращения текста вам известны? 2. Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы их основные особенности?
Литература
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. Общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002, с. 176-186.
Итоговый контроль знаний и умений студентов по курсу «Русский язык и культура речи» предлагаем организовать в виде компьютерного тестирования. Использование компьютера повышает диагностическую значимость и объективность контроля знаний, так как при этом все студенты находятся в одинаковых условиях и проверка производится независимым экспертом. Именно под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Кроме того, при использовании компьютера реализуются и другие принципы контролирования – систематичность и наглядность. На компьютерном тестировании мы предлагаем студентам один и тот же набор вопросов: «Какая буква?», «Исправьте пунктуационную ошибку», «Есть ли речевая ошибка?», «Определите стиль и тип речи текста» и другие. При составлении теста мы использовали языковой материал данной специальности, что позволяет углублять знания не только по русскому языку и культуре речи, но и по теории вопросов программного обеспечения. Тестирующая программа состоит из блоков вопросов: орфография, пунктуация, речевая грамотность, стилистика. Данная программа представляет собой универсальный тест. Преподаватель может набрать вопросы теста в Блокноте. Вопросы могут содержать иллюстрацию. Данный тест предполагает наличие от двух до четырёх вариантов ответа, но правильным может быть только один. При запуске программы в параметрах указывается путь к файлу с вопросами. После последнего вопроса на экран выводится сообщение о числе набранных баллов и оценке. Компьютерный тест позволяет сэкономить время преподавателя и высвободить его на творческую работу иного плана. Программа сама выставляет оценку студенту за тест в зависимости от количества правильных ответов. Это способствует объективности оценки, так как при проверке преподаватель может что-то не заметить, ошибиться при подсчете правильных ответов и, наконец, просто предвзято отнестись к тому или иному студенту, что полностью исключено при компьютерном тестировании.
|