ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ГОУ СПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Понятие «информационная среда» появилось в отечественной научно-исследовательской литературе совсем недавно. Более общим определением этого понятия является: информационная среда- это, специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающий системную интеграцию ИТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Основными принципами, лежащими в основе создания информационной среды являются: принцип открытости, принцип организации, самоорганизации развития (предполагает согласованность всех участников информационно-педагогического процесса); принцип многоваритивного характера; принцип создания образовательной среды, как благоприятной социальной среды. Базовыми компонентами информационной среды являются: ¨ образовательные ресурсы (программы, мультимедийные образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, книги, журналы.) ¨ технические средства ¨ технологии (программные средства, методики и т.д.) ¨ координаторы (участники образования) ¨ пользователи процесса; ¨ базы данных. Приведем структуру информационной среды для ГОУ СПО ТГПК:
Как известно, информатизация ССУЗа включает в себя: 1) создание основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования. Данное направление выполняется в виде открытого доступа к нормативным документам системы образования через сеть Интернет, в виде работы с БД «Студенты». 2) формирование перечня электронных методических материалов для обеспечения учебного процесса. Данное направление реализуется непосредственно. 3) разработка и тиражирование электронных средств поддержки учебного процесса. Программы у нас разрабатываются и тиражируются в рамках локальных сетей, то есть компьютерных кабинетов. 4) организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения. 5) повышение квалификации и профессиональная подготовка и переподготовка инженерно-педагогических кадров на уровне компьютерной грамотности. Как показывают многие педагогические исследования, существенного повышения эффективности учебного процесса с помощью средств информационных технологий можно добиться только при использовании программных средств разного назначения, по сути являющихся образовательными ресурсами информационной среды. Мы предлагаем следующие образовательные ресурсы информационной среды: 1) электронные учебные материалы; 2) компьютерные тесты; 3) компьютерные презентации; 4) обучающе-контролирующие программы; 5) компьютерные программы проведения открытых уроков, в том числе нетрадиционных. 6) лицензионные мультимедийные программы общеобразовательного назначения; 7) лицензионные программы для использования в рамках дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; 8) дистанционные образовательные ресурсы. В рамках создания электронных учебных материалов мы предлагаем использование электронных учебных материалов с графическими иллюстрациями с использованием и без использования подсистем тестирования, предполагающих выставление оценки или самопроверку знаний. В качестве основного инструмента разработки электронных учебных материалов используется HTML и JavaScript. Приведем примеры: 1) электронные методические материалы в помощь к написанию курсовых работ по организации обслуживания. 2) электронные методические материалы по истории России. Предлагают выборку из 6 разных учебников по определенным темам. Обеспечивают более дешевую и качественную подготовку по определенным темам. 3) электронные лабораторные работы с указаниями к выполнению по товароведению для заочников 4) электронные методические материалы по микробиологии, физиологии питания и санитарии. 5) электронные методические материалы по информационным технологиям вы профессиональной деятельности. Могут быть использованы студентами для расширения знаний по дисциплине. 6) справочно-информационные материалы «Проверь себя». Носят характер выборочного повторения основных определений курса по отдельным предметам. 7) электронный учебник по аналитической, физической и коллоидной химии и другие материалы. Использование этих учебных материалов предполагает использование компьютера прежде всего с целью самостоятельной работы студентов. В рамках компьютерного тестирования можно выделить компьютерные тесты простые и адаптивные. К простым компьютерным тестам относят программы простого адекватного анализа ответа. В рамках адаптивного контроля знаний используются программы с фиксацией результатов контроля, обеспечения их хранения и распечаткой Создан также проект АРМ психолога с хранением результатов прохождения теста. В рамках компьютерных презентаций технология их использования обеспечивает, с одной стороны, существенно большую наглядность учебного материала, с другой стороны, облегчает преподавателям процесс использования этих материалов. Научные исследования, в частности в гимназиях Екатеринбурга (как отмечает Долинер в № 6 «Информатика и образование» за 2003 г.) повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию урока, сокращает время подготовки к урокам в ситуации, когда презентационная поддержка урока обеспечена ранее либо самим преподавателем, либо кем-то другим, приобщает преподавателей и студентов к применению современных КТ. В рамках использования обучающе-контролирующих программ можно выделить программы с наличием обучающей части и контрольной части, подготовленные в основном в Delphi и Macromedia Authorware. В рамках использования программ для проведения открытых уроков, в том числе нетрадиционных, можно выделить: 1) программы навыков диалогической и монологической устной речи по иностранному языку; 2) программы для уроков с элементами дидактической игры; 3) программы-эстафеты; 4) программы-суды; 5) программы интегрированных уроков. Данные программы способствуют активизации деятельности обучаемых, так как предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Кроме того, проникновение компьютера в гуманитарные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерная технология основана на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от традиционной связки «учитель» - «ученик», тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающих, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний. Кроме того, указанные программы имеют огромный мотивационный стимул. Важным мотивационным фактором служит игровой характер КТ. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуации, требующие от пользователя принятия неординарных решений. Даже самые элементарные контролирующие компьютерные программы стимулируют познавательные интересы, пробуждают у обучаемых желание выполнить поставленные задачи, достичь лучшего конечного результата, преодолеть возникающие препятствия, почувствовать ответственность и самостоятельность при описке и выборе решения. В ходе тестирования студенты не только опираются на полученные ранее знания, но и демонстрируют рациональный образ мышления, т.е. оптимальный выбор единственно правильного решения. Важно и то, что любая информация, полученная в ходе игры, лучше фиксируется в памяти. Применение компьютерных программ расширяет возможности самостоятельного обучения студентов, значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса. Позитивный элемент использования компьютерных программ заключается в комбинации знаний, формировании умений и навыков их использования и применения, что, безусловно, является движущей силой познавательного процесса. В заключение отметим, что важную роль в систематизации сведений об участниках образовательного процесса играют базы данных как элемент информационной среды образовательного учреждения. Мы предлагаем вниманию читателей БД «Студенты», позволяющей систематизировать информацию о студентах, получать любые типы запросов и отчеты по ним. Ограниченность демо-версии заключается в невозможности сформировать отчеты.
|