МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «WEB-ДИЗАЙН И INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ»
Анищева Л.И., Лаврова Т.В., Сидяйкин О.А., Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002 г.) сформулированы задачи как создания единого европейского пространства в области ПОО, так и обеспечения прозрачности квалификаций, признания компетенции и квалификаций, распространения и обмена информацией и развитие профориентации, обеспечения качества ПОО и разработки общих критериев и принципов его оценки. Практическое решение этих задач учреждениями среднего профессионального образования, их педагогическими работниками, и особенно с участием потребителей образовательных услуг – студентов – актуальная цель международного сотрудничества в области образования. Совместно с Союзом директоров ССУЗов России, Центром изучения проблем профессионального образования, Национальным Управлением образования Финляндии, Федерацией финских предпринимателей и учебными заведениями профобразования России и Финляндии колледж участвовал в реализации российско-финского проекта TACIS IBPP 01-248 «Развитие социального партнерства в системе среднего профессионального образования Российской Федерации». В мае 2003 года в Финляндии прошли встречи директора колледжа Л.И. Анищевой в Национальном Управлении образования Финляндии, Федерации финских предпринимателей и нескольких учебных заведениях профессионального образования, а также была проведена презентация Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа (ВГПГК). В Финляндии руководителей учебных заведений среднего профобразования России принимал Президент Ассоциации учебных заведений профессионального образования Финляндии, директор образовательного центра Эдуполи (г. Порвоо) г-н Маркку Кантонен. Директора ВГПГК и Эдуполи пришли к заключению, что в стратегических подходах к организации подготовки студентов и способах ее реализации в учебных заведениях Порво и Воронежа много общего, а, кроме того, педагогическими коллективами накоплен большой интересный опыт в профессиональном образовании, которым следует обмениваться. С этого момента и началось сотрудничество региональных учреждений профессионального образования городов Порво и Воронеж. В декабре 2003 состоялся визит делегации ВГПГК в учебные заведения Эдуполи и Амисто (г. Порво, Финляндия), в ходе которого было подготовлено, а затем и подписано долгосрочное соглашение о сотрудничестве между ВГПГК и Эдуполи. В соглашении указано, что сфера этого сотрудничества распространяется на обмен делегациями преподавателей и студентов, проведение совместных исследований по проблемам ПОО, практическое обучение студентов по родственным специальностям и профессиям с выдачей иностранных сертификатов, участие в международных и национальных семинарах, конференциях и выставках. В конце сентября 2004 года группа сотрудников и преподавателей ВГПГК во время визита в учебные заведения Амисто и Эдуполи (г. Порвоо) внимательно изучила техническую базу, организацию и методику практического обучения, провела подготовку к обмену группами студентов для прохождения практики по актуальным направлениям в области информационных технологий, автоматики и электротехники, социальной работы и сервиса. Визит группы финских преподавателей в г. Воронеж в январе 2005 года был посвящен разработке и обсуждению направлений, содержания и программ ознакомительных практик студентов ВГПГК и колледжа АМИСТО, соответственно в г. Порвоо и г. Воронеже. Разработка и реализация инновационного проекта ВГПГК призваны способствовать решению комплекса проблем, актуальных для инновационного учреждения среднего профессионального образования на современном этапе развития российской системы СПО. Среди них наиболее существенными являются следующие: - интеграция российской и европейской образовательных систем профессионального образования; - обмен опытом внедрения современных педагогических технологий; - развитие навыков межкультурного взаимодействия студентов и преподавателей; - отработка механизма организации стажировок как эффективной формы профессиональной практики студентов и преподавателей. Актуальность разработки данного инновационного проекта обусловлена следующими факторами: - многолетней интенсивной работой коллектива колледжа по освоению и внедрению новых специальностей, в том числе группы 2200; - необходимостью совершенствования учебно-методических комплексов по дисциплинам в целых повышения качества профессиональной подготовки; - важностью создания методических материалов нового поколения, в том числе и для расширения использования дистанционных технологий в образовательном процессе по основным и дополнительным программам; - необходимостью освоения опыта работы преподавателей колледжа с новыми категориями обучаемых в целях повышения их профессионального уровня и конкурентоспособности колледжа путем дальнейшего расширения спектра образовательных услуг; - развивающейся интеграцией российской и европейской образовательных систем в рамках Копенгагенского процесса, расширением эффективного взаимодействия образовательных учреждений в рамках этого процесса. В период подготовки проекта творческой группой сформулированы цели, которые были достигнуты в ходе его реализации. Инновационный проект явился логичным продолжением различных направлений деятельности колледжа в рамках программы его развития на 2000-2005 гг. Реализация проекта преследовала, прежде всего, такие цели, как: - апробация результатов российско-финского проекта «Развитие социального партнерства в профессиональном образовании»; - адаптация учебно-методических комплексов по дисциплинам с учетом особенностей контингента обучаемых; - повышение качества профессиональной подготовки студентов; - развитие разносторонних связей между студенческими и преподавательскими сообществами России и Финляндии. Для достижения обозначенных целей необходимо было решить следующие основные задачи: - провести сравнительный анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин по выбранному направлению профессиональной подготовки; - освоить практику создания двуязычных учебных модулей и дидактического материала для стажеров; - овладеть методикой обучения интегрированной группы российских и иностранных студентов; - организовать совместно с социальными партнерами практические занятия стажеров на предприятиях и в организациях г. Воронежа; - обеспечить повышение квалификации преподавателей колледжа. Для выполнения поставленных задач было создано несколько рабочих групп, которые в ходе консультаций с финскими коллегами и внутренней творческой работы (в форме совещаний и малого педагогического совета) провели подготовительную работу и организовали собственно стажировку студентов. В ходе подготовительной работы проводилась экспертиза учебно-программной документации, изучалась специфика организации образовательного процесса в Финляндии в ходе служебных командировок, велись переговоры с финской стороной на уровне высшего менеджмента образовательных учреждений. Несмотря на наличие плодотворного опыта участия коллектива колледжа в международных проектах и иных видах инновационной деятельности, данной разработке была присуща определенная новизна, которая нашла отражение в следующих аспектах: - впервые подготовлен на английском языке полный комплект раздаточного материала для студентов (опорные конспекты лекций, тестовые задания, задания для лабораторных работ, тематика итоговых зачетных заданий); - проведение всех занятий стажировки в интегрированной группе российских и финских студентов, что позволило организовать работу в парах при изучении и отработке учебного материала (все участники российской подгруппы в период подготовки в участию в стажировке прошли интенсивный курс английского языка); - занятия преподавателей кафедры вычислительной техники сопровождались переводом, который осуществляли преподаватели кафедры общеобразовательной подготовки, что позволило повысить квалификацию сотрудников колледжа как в области перевода специальной информации, так и в части отработки новых методов проведения занятий; - по итогам стажировки 14 октября 2005 года была проведена студенческая конференция, на которой с оценкой результатов стажировки выступили представители администрации колледжа, руководители групп с российской и финской стороны, преподаватели. Финские и российские студенты представили свои итоговые творческие проекты, студенческие сайты, поделились впечатлениями об участии в стажировке. Подготовка и реализация инновационной разработки потребовали интеграции различных подразделений колледжа, которая позволила на высоком качественном уровне организовать и провести все мероприятия стажировки. Концепция стажировки с учетом ее роли в образовательных процессах ВГПГК и колледжа AMISTO (г. Порвоо, Финляндия) была разработана на уровне руководства образовательных учреждений. Согласно выработанным положениям и рекомендациям на уровне структурных подразделений была подготовлена программа стажировки и методические рекомендации, которые были рассмотрены и утверждены директором ВГПГК. Преподавателями кафедры вычислительной техники (зав. кафедрой Сидяйкин О.А.) были разработаны учебные модули и комплекты учебно-методических материалов. В этой работе преподавателям был чрезвычайно полезен опыт, приобретенный ими в процессе курсовой подготовки российских студентов в рамках дополнительных образовательных услуг колледжа (в части подготовки концентрированных блоков информации по дисциплинам и организации практического обучения в ограниченные сроки). Творческий коллектив разработчиков проекта включал представителей разных категорий сотрудников колледжа – от высшего менеджмента и руководителей структурных подразделений до преподавателей кафедр. Такой состав позволил успешно решать как стратегические, так и оперативные вопросы реализации проекта, своевременно реагировать на возникающие проблемы. В состав разработок в рамках инновационного проекта входили следующие элементы: - программа стажировки по направлению «Вычислительная техника», - рабочая программа курса, - календарно-тематический план, - методические указания по производственной практике (стажировке), - конспекты лекций на русском и английском языках, - комплект электронных тестов для входного и рубежного контроля, - рабочие тетради для студентов с опорными конспектами, глоссарием и контрольными заданиями, - индивидуальные задания для практических (лабораторных) работ, тематика заданий для творческих итоговых проектов. Разработанный и реализованный творческим коллективом колледжа инновационный проект, безусловно, обладает существенными перспективами и потенциалом для дальнейшего развития. Опыт колледжа в данном направлении может быть использован в качестве модели при организации дальнейшего сотрудничества с финскими коллегами по другим выбранным направлениям профессиональной подготовки - «Социальная педагогика» (в 2006 году планируется проведение стажировки в области дополнительной квалификации «воспитатель»), «Организация обслуживания в сфере сервиса». Учебно-методический комплекс обеспечения стажировки пополнил электронную базу методических материалов колледжа и будет использован в системе внутреннего повышения квалификации сотрудников. Элементы данного учебно-методического комплекса могут быть использованы в образовательном процессе по специальностям групп 2200, что приобретает особую актуальность при подготовке к освоению новых для колледжа специальностей этой группы, в том числе и с использованием дистанционных технологий. Дидактический материал будет также применяться в обучении специалистов по Web-дизайну по дополнительным образовательным программам. Инновационный проект ВГПГК был представлен на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2006» (Москва, ВВЦ, 27-30 сентября 2006 года), получил высокую оценку жюри, отмечен дипломом и награжден Серебряной медалью Всероссийского выставочного центра.
Литература
Анищева Л.И., Ащеулов Ю.Б. Практическая подготовка студентов СПО в рамках программы международного сотрудничества / Л.И. Анищева, Ю.Б. Ащеулов. – М. – Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование».– 2006. – № 2. – С. 42-49.
|