ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вялых Э.П.,к.п.н., директор ГОУ СПО «ВГЭТК» Верхоглядова Л.М., нач. ВЦ ГОУ СПО «ВГЭТК» Мусиенко И.Н., зам.нач. ВЦ ГОУ СПО «ВГЭТК»
Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и информационных технологий позволяет массово применять их не только в образовательном процессе, но и в управлении этим процессом. Создание единого образовательного пространства учебного заведения обеспечит качественное выполнение его основных функций с помощью информационных средств и электронных ресурсов, необходимых для управления образовательным процессом. Однако, для того, чтобы планы дальнейшего развития инновационного образовательного учреждения стали реальностью, необходимо тщательно проанализировать существующее положение организации: есть ли у нее возможности и ресурсы достичь желаемого.Предлагаем сделать это на примере ГОУ СПО «Волгоградский государственный экономико-технический колледж». Инновационная деятельность колледжа построена на внедренческих образовательных проектах, описанных алгоритмами применительно к данному виду учебного заведения, объединенного из нескольких колледжей. В настоящее время колледж является инновационной площадкой по теме: «Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением СПО». На начальных этапах развития информационной площадки колледжа были четко сформулированы задачи, пути и сроки их реализации, ожидаемые результаты; назначены ответственные лица и сроки поэтапного выполнения поставленных задач. В настоящее время основные задачи по информатизации колледжа решают проблемы организации учебного процесса и управленческих служб колледжа с применением локальных компьютерных сетей. Образовательные технологии с активным использованием средств вычислительной техники, средств связи и телекоммуникаций позволяют развивать учебный процесс на высоком профессиональном уровне. Разработаны цифровые учебные материалы по основным дисциплинам, проводится повышение квалификации преподавателей и сотрудников на федеральном, региональном и городском уровне. Внедрение инновационных технологий в воспитательной работе позволяет совершенствовать творческий потенциал студента, способствуя его всестороннему развитию. Информатизация колледжа базируется на использовании современных средств вычислительной техники и программном обеспечении последних версий. В настоящее время разработаны и внедрены: - Комплекс тестирующих программ по оценке качества работы преподавателей глазами студентов; - Комплекс тестирующих программ по оценке качества знаний педагогических технологий преподавателей; - Комплекс тестирующих программ по самоаттестации преподавателей; - Полный комплекс программ по тарификации учебного процесса с для очной и заочной форм обучения, с разделением на бюджетное и внебюджетное финансирование; - Комплекс программ по учету кадров педагогического персонала и по контингенту студентов. Сотрудники и студенты имеют пропуска с фотографиями. База данных фотографий преподавателей используется при всех видах анкетируемых опросов; - Программа по учету проживающего в общежитии колледжа контингента студентов; - Программный комплекс по учету успеваемости и мониторингу качества знаний студентов. - Активно используются проекты Федерального агентства по образованию; - Интернет-тестирование, репетиционные и официальные туры c последующей обработкой результатов и их анализ; - Интернет - олимпиады (участвовали в 6 российских студенческих олимпиадах, заняли призовые места, в том числе, первое место по программе «Пользователь ПЭВМ»); С использованием инновационных технологий организовано единое информационное пространство со структурированной системой знаний студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Каждая кафедра колледжа имеет свой информационный портал, который включает нормативно-справочные документы, цифровые образовательные ресурсы в виде электронных учебных пособий и электронных учебников по предметам. Большая часть электронных учебных пособий создана силами колледжа. Постоянно отслеживаются и приобретаются новые виды электронных изданий по вновь введенным специальностям. Создана база данных по преподавателям кафедры с учетом их достижений в работе. Все кафедры находятся в единой локальной сети и доступны в общении и обмене опытом. Учебно-производственный отдел имеет свою методическую и нормативную базу данных, включая мультимедийные курсы проведения практик и конкурсов. Воспитательный отдел имеет самый емкий банк данных. В него входят разделы нормативной и правовой документации, план-графики и отчеты всех проводимых мероприятий, достижения всех сотрудников отдела, их разработки и видеоматериалы по работе клубов, проведению конкурсов и т.д. Сформирован инновационный учебно-методический комплекс (УМК) для запуска в электронной библиотеке. Он состоит из методических указаний и практикумов для студентов и учебно-методических комплексов по предметам. Все отобранные в ходе конкурсов УМК отличает новаторская методика, широкое использование информационных компьютерных технологий, ориентация на педагогические результаты В электронной библиотеке сформирован банк практических обучающих курсов по освоению новых версий прикладных программных продуктов. При необходимости данные курсы виртуально устанавливаются в сети и на рабочее место преподавателя для проведения мультимедийных уроков. В колледже имеется достаточное количество мультимедийных проекторов для активного использования их на уроках. Привлечение студентов профильных специальностей к активному использованию технологии проектов в своих курсовых и дипломных работах позволило значительно пополнить базу электронных учебных пособий и иметь множество внедренных проектов в частности по специальностям: 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных систем». Рассматриваем ли мы современные технологии как стимул для преподавателя или как дополнительную возможность повышения качества обучения, верно одно - новые информационные технологии и программные средства помогают работникам образовательных учреждений более эффективно решать следующие задачи: - стимулировать самостоятельность, работоспособность и развитие личности учащихся; - проводить индивидуальное обучение — поддерживать слабых и отстающих учащихся, и наоборот, — предлагать более сложные и комплексные задания способным ученикам; - повышать заинтересованность в учебе за счет новизны используемых студентом информационных технологий. На современном этапе развития колледжа для качественного решения этих задач необходимо создание электронной системы управления учебным процессом. Подобная система открывает администрации и преподавателям новые перспективы и возможности, позволяет более эффективно и гибко работать с учебными планами и переходить на новые формы и методы обучения. Электронная система управления учебным процессом должна объединить пять функциональных подсистем: - Управление учебными материалами. - Управление учебными планами. - Формирование базы данных по курсам, группам, студентам. - Управление тестирующей системой образовательного учреждения. - Создание электронной системы контроля успеваемости студентов. Управление дистанционными технологиями в обучении с использованием веб-технологий. В современной системе управления учебными материалами могут использоваться различные источники для создания электронного хранилища учебных материалов. В качестве учебных материалов для наполнения электронного хранилища используются электронные учебные курсы, мультимедийные обучающие и тестирующие приложения, которые могут создаваться преподавателями на основе шаблонов. Наличие удобных шаблонов и средств редактирования позволят быстро создавать электронные курсы обучения и размещать их в общем электронном хранилище. Удобно реализованные функции размещения и поиска учебных материалов позволят быстро находить необходимый учебный материал. Учебные материалы и задания могут рассылаться студентам через Интернет или распечатываться, копироваться и раздаваться аудиторно. В системе управления учебными планами учебный отдел во главе с заместителем директора по учебной работе совместно с кафедрами должны создавать учебные планы или редактировать с помощью встроенного в систему редактора учебных планов. При необходимости можно назначать индивидуальный план обучения отдельным учащимся или группам учащихся. Тестирующая подсистема включает в себя тесты, которые могут быть созданы преподавателями или приобретены у собственников – разработчиков тестов и загружены извне, например, получены из Интернета и адаптированы к образовательному процессу учебного заведения. Возможен выбор одного или нескольких ответов, либо внесение ответа в произвольной форме. Педагог может выбирать между автоматической оценкой выполнения учащимися заданий, оценкой вручную либо комбинированной оценкой. При создании электронных тестирующих приложений могут использоваться различные шаблоны тестов, которые позволяют добавлять мультимедийные составляющие в вопросы. Существенную часть времени преподаватели затрачивают на проверку работ и выставление оценок студентам. Использование электронной системы контроля знаний, в том числе посредством тестирования, позволит освободить их от этой процедуры и высвободить время для более творческой работы, а оценки будут выставляться автоматически и заноситься в электронные журналы, с которыми любой преподаватель, заведующий факультетом или родитель всегда смогут ознакомиться. Возможности автоматического ведения статистической отчетности и получения разнообразных отчетов в любом разрезе позволяют получать актуальные данные по успеваемости как группы, так и отдельного студента, а также контролировать качество преподаваемого материала через анализ электронных журналов. Успеваемость учащихся можно просматривать по полученным ими текущим оценкам, либо по выполнению плана учебной программы. Все сведения об успеваемости учащихся проводятся в режиме реального времени, что позволяет оперативно реагировать на изменения в учебном процессе. Благодаря активному использованию сети Интернет, система управления учебным процессом позволяет автоматизировать выполнение многих административных и профессиональных задач преподавателей и администраторов, которые обычно выполняют на бумаге. Эта система позволяет легко и удобно создавать учебные материалы и задания, рассылать их по сети учащимся, получать по сети выполненные задания и осуществлять их проверку. Автоматизация этих функций высвобождает время преподавателей, благодаря чему они смогут более творчески подходить к преподаванию и уделять больше внимания каждому учащемуся. Родители, как правило, хотели бы активнее участвовать в обучении своего взрослееющего ребенка, но часто обнаруживают, что им трудно получить актуальные и достоверные сведения. Эта система дает возможность родителям получать эти сведения посредством мобильной сотовой вязи и веб-технологий: на отдельном веб-сайте образовательного учреждения на котором в режиме реального времени размещена информация о текущей успеваемости студента. Использование сети Интернет или\и мобильной сотовой связи позволит родителям своевременно отслеживать успеваемость своего ребенка и предпринимать упреждающие действия. Своевременное и адресное распространение учебных материалов и дифференцированный подход к обучению позволит более оперативно выявлять наиболее сильных и подтягивать слабых учеников не на этапе рубежного контроля, а на этапе изучения материала, что, в свою очередь, позволит существенно повысить качество выпускаемых специалистов. Использование современных информационных технологий и инновационных методов преподавания, облегчающих общение с учащимися, несомненно, повышает их заинтересованность в изучении преподаваемого материала. Система управления учебным процессом не может существовать без специализированных учебных материалов, именно поэтому интеграция электронных пособий, проверочных материалов и организация простого и быстрого доступа к ним является одним из важнейших составляющих этой системы. Преимущества использования электронной системы управления учебным процессом очевидны. В условиях непрерывного процесса появления новых знаний, изменения требований к подготовке рабочих кадров необходимы технологии, которые помогут образовательным учреждениям среднего профессионального образования соблюдать принятые стандарты, поддерживать высокий уровень преподавания и обучения. Таким образом, будет достигнута основная цель: готовить конкурентоспособного специалиста, соответствующего требованиям современного рынка труда с учетом требований европейских стандартов качества обучения - ведь именно это становится главным для образовательных учреждений в условиях вступления России в Всероссийскую торговую организацию.
|