ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

Жегера Е.В.,

зам. директора по учебной работе

ФГОУ СПО Пензенский автомобильно-дорожный колледж.

 

Технология обучения для современной системы образования это способ реализации содержания обучения, предусмотренного Государственными образовательными стандартами и рабочими  программами. Технология обучения представляет систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Удачное применение современных педагогических технологий характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Любая педагогическая технология является системной категорией, ориентированной на дидактическое применение научного знания, научных подходов к анализу и организации учебного процесса и направленная на достижение высоких результатов в развитии личности студента.

Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

-             техническая среда (вид используемых технических средств)

-             программная среда (набор программных средств)

-             предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания)

-             методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.)

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий приводит к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отработанными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В нашем учебном заведении, а именно, ФГОУ СПО Пензенский автомобильно-дорожный колледж постепенно осваиваются, внедряются и набирают силу инновационные процессы. Преподаватели колледжа используют новые технические возможности и средства, позволяющие реализовать новое восприятие учебного материала студентами, формируют новый подход к оценке качества обучения.

Применение компьютерных программ и систем в процессе обучения позволяет развивать индивидуальность студента, его способность ориентироваться в современном обществе, обеспечивает сознание конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эти цели, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Компьютерные программы применяются при изучении общеобразовательных, общетехнических и профессиональных, специальных дисциплин. Например, при проведении лабораторных работ по химии, с помощью компьютерной программы студенты имеют возможность не только увидеть экспериментальные задания, опыты, но и оценить правильность своих действий. Естественно, проведение лабораторных работ по химии, физике, электротехнике развивает интерес к изучению дисциплины, а это, в свою очередь, влияет на повышение качества знаний.

Применение компьютерных программ при изучении спецдисциплин позволяет студентам заглянуть в глубь технологических процессов, происходящих при работе механизмов, что в дальнейшем на практике будет необходимо.

Опыт применения компьютерных программ и систем, позволил сформулировать ряд требований, выполнение которых необходимо для эффективного использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебную информацию.

В практической работе можно выделить два аспекта деятельности, направленной на обеспечение образовательного процесса необходимыми компьютерными программами и программными системами. Это их приобретение и что более проблематично - их разработка. Как в том, так и в другом варианте вся работа строится по единой схеме. В первом случае основной задачей является экспертная оценка приобретаемых средств, на основе которых принимается решение об их соответствии образовательным целям и содержанию образования и дальнейшем их использовании; во втором – собственная постановка учебной задачи, разработка соответствующих учебных программ и систем. В любом случае вся работа ведется  с учетом направленности образовательного процесса, возрастного уровня и других специфических качеств той группы студентов, в которой планируется организация обучения с использованием информационных технологий.

Прежде чем применять компьютерную программу для обучения студентов, Методический совет и цикловая методическая комиссия колледжа проводит экспертизу программы по следующим параметрам:

-             образовательная цель

-             анализ используемой методики на соответствие цели

-             на каких этапах урока и как целесообразно применить данную программу

-             анализ алгоритма (разработка)  реализации учебных сценариев

-             анализ (разработка) интерфейса пользователя (форм и средств взаимодействия студентов с компьютерными программами)

-             исследование (разработка) компьютерных программ в соответствии с алгоритмами (необходимые вводные тренировочные упражнения, пояснения; реакция действия студентов и.т.д.)

-             разработка подробных инструкций и рекомендаций по применению программных средств, анализу и соответствующей обработке результатов работы студентов.

-             анализ (разработка) средств сбора результатов работы студентов, их последующая обработка и обобщение.

Анализ применения компьютерных технологий на занятиях выявил некоторые негативные моменты, которые снижают мотивацию к обучению. В частности, когда применение программы ограничивается только желанием и не обеспечивается полноценным анализом и дидактическим обеспечением. Поэтому анализ данной проблемы в рамках проводимой работы по внедрению информационных технологий в процесс обучения, позволил выделить определенные требования для применения компьютерных программ. Любые предметные курсы рекомендуется вводить только при выполнении следующих условий:

-             соответствие содержания компьютерного курса Государственным образовательным стандартам СПО и НПО, рабочим программам;

-             наличие квалифицированных преподавателей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;

-             достаточное количество технических средств соответствующего уровня;

-             наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных или других компьютерных программ или систем;

-             наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений и навыков и др.)

-             наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.

В процессе работы по применению информационных технологий в образовательном процессе необходимо учитывать и аспекты, требующие системного анализа с точки зрения влияния на здоровье студентов, на формирование мотивации к обучению, повышению эффективности обучения.

Психологический аспект.

Большой интерес к современным компьютерным системам как к средству обучения действительно является мотивационной основой образовательной деятельности. Сегодня, поступающие на обучение студенты, в большинстве владеют элементами информационных технологий, умеют делать что-то полезное с помощью компьютера. В нашем техникуме на мало студентов создающих различные презентации, разрабатывающих программы тест контроля и.т.п., которые понимают насколько престижно образование, базирующееся не только на практических знаниях по своей специальности, но и владение определенной базой информационных технологий.

Дидактический аспект.

Групповая работа студентов в среде информационных технологий порождает здоровую конкуренцию, в тоже время их работа формально мало зависит от преподавателя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый студент работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у студентов нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу преподавателя, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий обучающихся.

Работа в среде информационных технологий приучает студентов понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, в частности применять в профессиональной деятельности, исследовать новые потенциальные возможности.

В соответствии с теорией  П. Я. Гальперина результатом обучения является формирование познавательной деятельности или отдельных ее элементов, в том числе различных действий. Как известно, процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.

Технологический аспект.

Опыт использования информационных технологий на занятиях по математике, физике, химии, спецдисциплинам  показал, что студенты успешно справляются с учебными заданиями, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. К сожалению, поступающие на обучение в колледж студенты, далеко не всегда имеют нужный уровень пользования компьютером. Чтобы снизить напряженность для студентов и улучшить качество проведения занятий с применением информационных технологий, организуются курсы  по подготовке операторов ЭВМ и ВТ, проводятся факультативные занятия по дисциплине «Информатика». Проводимые в этом направлении мероприятия позволяют довольно быстро выровнять общий групповой уровень подготовки по пользованию компьютером, а значит, и активизировать на занятиях применений информационных технологий.

Организационный аспект.

Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного студента (Сан Пин-2001).Это требование реализуется путем деления группы на подгруппы. В колледже в учебном процессе участвуют три кабинета информатики на 51 рабочее место, действует электронный читальный зал на 20 мест и формируется еще один кабинет на 20 посадочных мест. Все перечисленное позволяет одновременно проводить занятия в нескольких подгруппах, а при необходимости и задействовать всю группу. При этом отмечается согласованность преподавателей работающих в паре  на уровне учебных программ, планов, содержания, форм, методов и средств обучения. Единственной проблемой в этой системе является набор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников колледжа.

Любая технология должна быть подвижной, т.е. мобильной, способной к быстрым изменениям, и адаптивной к требованиям современного образовательного процесса. Поэтому педагогический коллектив колледжа целенаправленно решает задачи применения информационных технологий при обучении, расширяет спектр их применения, стремиться использовать новые диагностические методики и компьютерные алгоритмы для успешного ведения учебного процесса, повышения качества знаний и умений студентов.