МЕСТО И РОЛЬ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Зайцев В.А.,

к.п.н., заслуженный учитель России, директор

Воронина Л.А..,

зам. директора по НМР

ГОУ СПО «Саратовский государственный

профессионально-педагогический колледж им. Ю.А. Гагарина»

 

В современных условиях, когда речь идет о конкурентоспособности российского профессионального образования, главной проблемой становится качество подготовки специалистов. Наряду с другими, важную роль в повышении качества профессионального образования играет выбранная система, формы и методы организации контроля.

Сегодня, практически каждое учебное заведение среднего профессионального образования, имеет многоуровневую систему контроля качества обучения. Однако, для ее наиболее эффективного функционирования, для получения объективных результатов, необходимо уделять серьезное внимание формам и методам организации контроля, которые сделают его как можно более независимым от различных субъективных факторов.

Как правило, большинство учебных заведений используют традиционные методики оценивания, когда преподаватель, ведущий дисциплину, сам оценивает качество знаний студентов методом письменного или устного опроса по отдельным вопросам. Такая форма и методики контроля имеют ряд недостатков, среди которых выделяется субъективизм оценки, который искажает истинную картину.

В нашем колледже в течение трех лет применяется новая форма независимого контроля качества обучения с использованием метода компьютерного тестирования. Новая форма делает контроль качества обучения независимым от преподавателя, сводит субъективизм оценки к нулю и делает систему контроля прозрачной как для администрации колледжа, так и для преподавателей и студентов, что, при необходимости, позволяет принимать своевременные меры по повышению качества подготовки, как отдельных студентов, так и отдельных групп.

Для этого в нашем учебном заведении создан и успешно работает кабинет независимого контроля качества обучения напрямую подчиненный директору. Кабинет оборудован: шестнадцатью компьютерами объединенными в локальную сеть, компьютерной тестирующей программой, которая методом случайной выборки вопросов позволяет сформировать различные комбинации тестов как по отдельной теме или модулю, так и по итогу изучения дисциплины. Работу кабинета обеспечивают два методиста, в обязанности которых входит - формирование тестовой базы (с помощью преподавателей-предметников); организация, проведение и анализ входного, промежуточного и семестрового контроля.

Работа кабинета независимого контроля качества обучения определяется локальными нормативными документами - положением о системе контроля качества обучения студентов колледжа, распоряжением директора о режиме работы кабинета, приказами о сроках проведения независимого тестирования, а так же рекомендациями по составлению тестовых заданий для преподавателей колледжа.

В соответствии с вышеперечисленными документами, все студенты колледжа по всем, без исключения, дисциплинам проходят промежуточную и семестровую аттестацию через кабинет. Для этого на каждого студента заводится электронная зачетная книжка с индивидуальным номером, которая ведется на протяжении всего срока обучения. Поскольку все компьютеры колледжа объединены в локальную сеть, доступ к результатам тестирования имеют все заинтересованные лица от преподавателя до директора.

Что дало нам нововведение? Во-первых, мы получили реальную картину качества знаний наших студентов. К примеру, в сравнении с результатами традиционной формы и методов контроля, результаты независимого тестирования показали более низкий уровень знаний студентов, в среднем расхождение в оценках составило от 0,5 до 1,5 баллов. Таким образом, результаты проверки стали объективными.

Во-вторых, повысилась эффективность контролирующей деятельности, как со стороны преподавателя, так и со стороны администрации за счет увеличения ее частоты, регулярности и быстроты обработки результатов. Преподаватели колледжа активно используют компьютерное тестирование для контроля знаний по отдельным темам, разделам, модулям. Возможность повышения оперативности и регулярности контроля дало реальную возможность перйти на блочно-модульное обучение.

В-третьих, повысилась активность студентов. Они поняли, что в отличии от преподавателя, компьютер не наделен состраданием, поэтому главным фактором успешной сдачи зачета являются достаточные знания, видимым результатом стало резкое повышение спроса на учебную литературу в библиотеке, стало меньше проблем с пропусками занятий по неуважительным причинам. В итоге, уже через год качество независимого тестирования поднялось в среднем на 0,5 – 1 балл.

В-четвертых, студенты колледжа приобретают навыки и умения работы с тестами различных форм и уровней, что имеет значение для их подготовки к поступлению в ВУЗы, где широко используются тестовые технологии на вступительных испытаниях.

В-пятых, стало более прозрачным качество работы преподавателей, что в итоге, привело к повышению качества преподавания. Преподаватели стали уделять больше внимания новым методикам и формам организации уроков. Динамика результатов независимого тестирования учитывается при аттестации преподавателя на квалификационную категорию.

В-шестых, к результатам независимого тестирования имеется постоянный доступ через локальную сеть всех заинтересованных лиц, что позволяет иметь оперативную информацию об успеваемости любого студента.

В-седьмых, вступительные испытания в колледж мы проводим в форме тестирования со 100-балльной системой оценки, что позволило значительно сократить время на проведение испытаний, не переводить результаты ЕГЭ в традиционную систему оценки, исключить аппеляции.

В-восьмых, мы пришли к выводу о том, что тестовые технологии могут и должны применяться не только для контроля качества обучения, но и как средство самоконтроля и тренинга. Но для этого требуется расширение базы КИМ. По ряду дисциплин количество тестовых заданий уже сейчас позволяет нашим студентам проводить тренировочное тестирование с целью самоконтроль.

Однако, внедрение компьютерных тестовых технологий в систему контроля качества обучения в колледже поставило перед нами ряд проблем. В частности, одной из них является задача создания банка качественных контрольно-измерительных материалов по всем дисциплинам всех направлений подготовки. На сегодняшний день, силами наших преподавателей и методистов, создан банк тестовых заданий по 119 дисциплинам. Банк постоянно пополняется, совершенствуется. Но было бы желательным, чтобы банк пополнялся и за счет внешних источников. Так, например, в США учебные заведения ежегодно выпускают сборники тестов. Желательно и в России создать общессузовский банк сертифицированных КИМ.

Конечно же, мы не призываем к полному вытеснению из системы контроля традиционных форм и методов. Тестирование не может заменить живой беседы обучаемого с преподавателем. Поэтому тестирование должно разумно сочетаться с традиционными методиками. Тестирование, как правило, применяется как первый этап зачета или экзамена, по результатам которого осуществляется допуск ко второму – практическому этапу, который включает в себя решение задач, ролевых ситуаций и т.п., что позволяет проверить умения студентов применять полученные знания на практике. Итоговая оценка выводится по результатам двух этапов.

2004 году на базе нашего колледжа мы провели областную научно-методическую конференцию на тему «Применение тестовых технологий в профессиональном обучении». В конференции приняли участие представители восемнадцати ССУЗов и двух ВУЗов г. Саратова и области. Конференция показала, что тестовые технологии широко применяются внутри каждого учебного заведения. Все участники единогласно высказались за создание единой базы КИМ. Но этим, конечно, должны заниматься специально подготовленные кадры - профессионалы. Поэтому, мы вышли с инициативой создания регионального центра тестирования среднего профессионального образования при отделе контроля качества образования министерства образования Саратовской области, который бы взял на себя все эти функции.

Основные задачи регионального центра тестирования, на наш взгляд, должны заключаться в осуществлении независимого контроля качества обучения во всех учебных заведениях среднего и начального профессионального образования Саратовской области с целью получения унифицированной и объективной картины их работы, как текущей, так и при аттестации учебного заведения. РЦТ мог бы на договорных условиях с учебными заведениями СПО и НПО проводить различные виды контроля, в том числе промежуточного, семестрового, итогового.

Таким образом, внедрение тестовых технологий в среднее и начальное профессиональное образование, как никогда актуально сегодня, и требует дальнейшего развития и перехода на более профессиональный уровень. В этом отношении системы СПО и НПО не должны отставать от высших учебных заведений, где на базе ряда ВУЗов уже созданы региональные представительства Российского центра тестирования.