РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

 

Зубарева Л.А.,

Тверской химико-технологический колледж

 

В последние годы в условиях образовательных реформ особую значимость приобрела инновационная деятельность, охватившая все стороны учебно-воспитательного, процесса - содержание, методы, формы, средства, технологии обучения.

Электронные презентации с использованием мультимедийного проектора стали популярной демонстрационной формой сопровождения выступлений работников колледжа во время научно-методических и педагогических Советов, научно-практических конференций и семинаров, при встречах с гостями колледжа и на выставках различного уровня - от областных и региональных до отраслевых, на конкурсах профессионального мастерства.

Помимо этого возможности информционно-коммуникационных технологий реализуются с целью интенсификации всех аспектов учебно-воспитательной деятельности. Первым этапом в освоении информационных технологий можно считать использование преподавателем в ходе занятий средств мультимедийной техники и компьютерных презентаций. Это отличный метод достижения наглядности, проведения контроля знаний, изучения нового материала любого этапа занятия. Наблюдать эффективность применения компьютерных тестов, презентаций, слайд-шоу и других средств мы имеем возможность на открытых занятиях и внеклассных мероприятиях.

Вторым, более высоким уровнем внедрения информтехнологий в обучение является, на наш взгляд, ситуация, в которой студенты приобретают практические навыки по своей специальности, работая с соответствующими компьютерными программами, или же изучают новый материал, собирают необходимую информацию для исследовательских, творческих работ в современных информационных системах. Колледж располагает следующим «арсеналом» обучающих программ и информационных систем:

-             «ФИЗКОН» (сетевая версия электронного пособия по физике, с теорией и лабораторными работами);

-             «ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ» (электронное пособие по математике);

-             «GRAPHER» (программный пакет для работы с данными каких-либо исследований, с графической и статистической обработкой информации);

-             «КОМПАС» (программа для выполнения чертежей различной сложности);

-             «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ» (электронный практикум для экологов);

-             комплект имитационных  обучающих программ: «ОЗЕРО», «МАЛАЯ РЕКА», «РЫБОЛОВСТВО», «АНКОС», «ВОЗДУХ», (для экологов) и «СТРАТЕГИЯ» (для экономистов);

-             «1С-БУХГАЛТЕРИЯ» (обучающая версия для экономических специальностей);

-             справочные системы «ГАРАНТ» и «КОНСУЛЬТАНТ»;

-             электронные учебники по дисциплинам «БАЗЫ ДАННЫХ», «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»;

-             ресурсы ИНТЕРНЕТ;

-             электронные лабораторные работы для специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники»;

-             программа «Pcad» для выполнения схем автоматизации производства и электрических схем.

Третьим этапом в освоении информационных технологий можно назвать такой уровень срастания информатизации с учебным процессом, при котором студенты сами становятся разработчиками программного обеспечения, применяют вычислительную технику при выполнении заданий по различным профильным предметам: в ходе написания курсовых работ (экологи 4 курса, например, выполняют расчетную часть с помощью языка Quick BASIC и в табличном процессоре Excel), на практических лабораторных занятиях (например, при изучении какой-либо методики, связанной с калькулированием – расчетом заработной платы, исчислением налогов, затрат и т.д.).

Нельзя не отметить тот факт, что в техническом творчестве студентов немалое место занимают работы, связанные с информационными технологиями: презентация, демонстрационные схемы приборов, интерактивные игры.

Так, студенты специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» разработали компьютерный проект «Web-сайт», ставший основой для создания сайта нашего учебного заведения в глобальной сети «Интернет».

Подводя итоги, можно констатировать, что в колледже средства коммуникационных и информационных технологий используются в качестве средств обучения и инструмента познаний (например, компьютерная визуализация учебной информации, вкрапление игровых ситуаций, сообщение знаний, осуществление тренировки будущей профессиональной деятельности, подготовка тестов, электронных таблиц, баз данных и д.р.), объекта изучения (в рамках освоения предметов, связанных с информатикой и информационными технологиями) как в целях активизации познавательной деятельности студентов и формирования культуры учебной деятельности вообще, так и профессиональной подготовки в частности.