РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Зубарева Л.А., Тверской химико-технологический колледж
В последние годы в условиях образовательных реформ особую значимость приобрела инновационная деятельность, охватившая все стороны учебно-воспитательного, процесса - содержание, методы, формы, средства, технологии обучения. Электронные презентации с использованием мультимедийного проектора стали популярной демонстрационной формой сопровождения выступлений работников колледжа во время научно-методических и педагогических Советов, научно-практических конференций и семинаров, при встречах с гостями колледжа и на выставках различного уровня - от областных и региональных до отраслевых, на конкурсах профессионального мастерства. Помимо этого возможности информционно-коммуникационных технологий реализуются с целью интенсификации всех аспектов учебно-воспитательной деятельности. Первым этапом в освоении информационных технологий можно считать использование преподавателем в ходе занятий средств мультимедийной техники и компьютерных презентаций. Это отличный метод достижения наглядности, проведения контроля знаний, изучения нового материала любого этапа занятия. Наблюдать эффективность применения компьютерных тестов, презентаций, слайд-шоу и других средств мы имеем возможность на открытых занятиях и внеклассных мероприятиях. Вторым, более высоким уровнем внедрения информтехнологий в обучение является, на наш взгляд, ситуация, в которой студенты приобретают практические навыки по своей специальности, работая с соответствующими компьютерными программами, или же изучают новый материал, собирают необходимую информацию для исследовательских, творческих работ в современных информационных системах. Колледж располагает следующим «арсеналом» обучающих программ и информационных систем: - «ФИЗКОН» (сетевая версия электронного пособия по физике, с теорией и лабораторными работами); - «ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ» (электронное пособие по математике); - «GRAPHER» (программный пакет для работы с данными каких-либо исследований, с графической и статистической обработкой информации); - «КОМПАС» (программа для выполнения чертежей различной сложности); - «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ» (электронный практикум для экологов); - комплект имитационных обучающих программ: «ОЗЕРО», «МАЛАЯ РЕКА», «РЫБОЛОВСТВО», «АНКОС», «ВОЗДУХ», (для экологов) и «СТРАТЕГИЯ» (для экономистов); - «1С-БУХГАЛТЕРИЯ» (обучающая версия для экономических специальностей); - справочные системы «ГАРАНТ» и «КОНСУЛЬТАНТ»; - электронные учебники по дисциплинам «БАЗЫ ДАННЫХ», «КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»; - ресурсы ИНТЕРНЕТ; - электронные лабораторные работы для специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники»; - программа «Pcad» для выполнения схем автоматизации производства и электрических схем. Третьим этапом в освоении информационных технологий можно назвать такой уровень срастания информатизации с учебным процессом, при котором студенты сами становятся разработчиками программного обеспечения, применяют вычислительную технику при выполнении заданий по различным профильным предметам: в ходе написания курсовых работ (экологи 4 курса, например, выполняют расчетную часть с помощью языка Quick BASIC и в табличном процессоре Excel), на практических лабораторных занятиях (например, при изучении какой-либо методики, связанной с калькулированием – расчетом заработной платы, исчислением налогов, затрат и т.д.). Нельзя не отметить тот факт, что в техническом творчестве студентов немалое место занимают работы, связанные с информационными технологиями: презентация, демонстрационные схемы приборов, интерактивные игры. Так, студенты специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» разработали компьютерный проект «Web-сайт», ставший основой для создания сайта нашего учебного заведения в глобальной сети «Интернет». Подводя итоги, можно констатировать, что в колледже средства коммуникационных и информационных технологий используются в качестве средств обучения и инструмента познаний (например, компьютерная визуализация учебной информации, вкрапление игровых ситуаций, сообщение знаний, осуществление тренировки будущей профессиональной деятельности, подготовка тестов, электронных таблиц, баз данных и д.р.), объекта изучения (в рамках освоения предметов, связанных с информатикой и информационными технологиями) как в целях активизации познавательной деятельности студентов и формирования культуры учебной деятельности вообще, так и профессиональной подготовки в частности.
|