«ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Иванова Л.Я., ФГОУ СПО «Новгородский гидромелиоративный техникум»,
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Применение современных информационных технологий направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель её – производство информации для её последующего анализа и принятия на основе решения по выполнению какого-либо действия. Электронный учебник является ключевым моментом заочно-дистанционной формы обучения. Несмотря на то, что термин "Электронный компьютерный учебник" (ЭКУ) приобретает все большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Единое общепринятое определение отсутствует, однако ясно, что его нельзя сводить только к одному из многочисленных видов обучающих программ. Довольно распространенным является взгляд на ЭКУ, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся: - представление физических, химических и т.п. процессов в динамике·наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.); - компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление·аудиокомментарий автора учебника включение в учебный материал аудио - и видеосюжетов, анимации; - организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст); - быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде; - оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов. Процесс создания ЭКУ требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов - “преподавателя-предметника” и “специалиста-программиста”. Можно рекомендовать следующие основные этапы этой работы: - подготовка чернового варианта текста учебника (крайне полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя, быть может, оно будет радикально переделано в дальнейшем); - разработка “сценария” взаимодействия отдельных частей ЭКУ (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала организация возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария аудио - и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе чтения ЭКУ; - реализация составных частей ЭКУ на компьютере. При этом любые знания по информационным технологиям “преподавателя-предметника” являются чрезвычайно полезными, но отнюдь не обязательными. Более того, на первых двух этапах большую (если не решающую) роль имеют квалификация автора в предметной области и его способности педагога и методиста. Причиной этого является то, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося. Остановимся на некоторых из них. Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме "знания автора" - текст - "знания читателя" и, к сожалению, допускает необратимые потери на всех его стадиях. Так, уже на первом этапе, проходящем еще без читателя, созданный автором текст содержит не знания автора, а лишь определенную информацию о них. В очной форме обучения квалифицированный лектор обладает многими дополнительными ресурсами, позволяющими уменьшить эти потери. Правильно расставленные акценты речи, преимущества вербального общения дают возможность не только обратить внимание на наиболее важное в изучаемом разделе, но и оперативно выстроить обратную связь с аудиторией, менять план лекции в зависимости от степени усвоения материала. При этом нельзя недооценивать роль вопросов слушателей и “провокационных” вопросов лектора, общения студентов друг с другом. Учитывая указанные проблемы, необходимо максимально облегчить работу обучающегося с ЭКУ. По каждому разделу (за исключением редких чисто описательных) обучающийся должен не только ясно представлять его цель и постановку задачи, но и осознавать конфликтность ситуации, суть возникших проблем (зачем это нужно? почему это не было сделано ранее на основе старого аппарата?) и лишь затем механизм разрешения этой конфликтности. Так как объем и оперативность консультаций с преподавателем ограничены по сравнению с очной формой обучения, полезно использовать в ЭКУ представления преподавателя о типовых наиболее вероятных вопросах обучающихся, “провокационные” вопросы, небольшие внутренние тесты для контроля усвоения материала. Важным моментом при подготовке ЭКУ является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей ЭКУ и сценария аудио - и видеосюжетов, когда особенно могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера. Слабые знания о программном обеспечении у “преподавателя-предметника”, как уже отмечалось, не являются препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в других областях. Основная цель – изучить возможности современных информационных технологий, обратив особое внимание на аудио- и видео фрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь – сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать. Следующим шагом должна стать совместная работа “преподавателя-предметника” и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для воплощения в ЭКУ. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: приведении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать, как в роле учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так и игровой среды. Электронный учебник следует рассматривать как одну из разработок дидактики профессионального образования. Он дает возможность одновременно использовать несколько методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности и формирования самостоятельности мышления студентов. Реализуя государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 120301 (3101) «Землеустройство», мы в части освоения дисциплины столкнулись с трудностями: объем материала большой, требует изложения в небольшом количестве учебного времени. Вместе с тем студентам необходима информация по экологическому состоянию региона и Российской Федерации, а этой информацией не располагает библиотека, поэтому мы пришли к решению и создании электронного учебника. Весь материал разделен на 9 разделов (модулей), которые охватывают различные стороны экологического мониторинга. В КУ представлен материал, раскрывающий содержание мониторинга земель, источники их загрязнения, характеристики основных негативных процессов, качественное состояние мониторинга земельного фонда России и Новгородской области. В начале каждого модуля сформулированы задачи, цель и умения, которыми сможет обладать изучающий его студент. Имеется перечень новых понятий, терминов и рекомендуемой литературы, которые представлены в каждом модуле. В каждом модуле учебный материал представлен тремя подразделами, которые завершаются вопросами для закрепления материала и заданиями. Контроль знаний представлен в четвертом модуле в форме тестов. В конце каждого модуля имеется резюме и словарь новых понятий и терминов. Учебник содержит много таблиц рисунков, схем и диаграмм, которые облегчают усвоение и запоминание учебного материала с помощью компьютерных технологий в ЭУ более легко усваиваются, чем в печатном варианте учебника. Электронный учебник «Экологический мониторинг земель» адресован студентам специальностей 120301 (3101) «Землеустройство», 280401 (3202) «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», 250202 (2604) «Лесное и лесопарковое хозяйство», изучающих дисциплину «Экология». Электронный учебник может быть использован для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделений и, особенно, при дистанционном обучении потому, что он: - облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; - допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями, - освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; - предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; - дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки; - выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч. - Учебник необходим студенту, поскольку с его помощью он может получить прочные и всесторонние знания и умения по данной дисциплине. - Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он: - позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации; - позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; - позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия. Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он - позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению (возможно небольшого объема, но наиболее важный), оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; - освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; - позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом; - позволяет осуществлять дифференцированную работу со студентами; - позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий. Воспитание информационной культуры студентов осуществляется также «Преподаватель-студент-библиотекарь». Дальнейшую работу по формированию информационной культуры студентов мы связываем с увеличением фонда библиотеки, включением в него разных видов изданий, предоставлением пользователям доступа к мировым информационным ресурсам.
|