РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРИ СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Касьян С.В., Гомыр Н.В. ГОУ СПО «Омский государственный промышленно-экономический колледж»
Сегодня во всем мире качество является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования. Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности – свойства специалиста-выпускника учебного заведения, но и факторы формирования этого результата. К ним можно отнести качества: цели образования, ресурсов и условия их использования, организационно-правового обеспечения, педагогического состава, материально-технического обеспечения, информационно-методического обеспечения, образовательных программ и технологий образования. Достижение данных характеристик качества зависит от системы управления качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. При построении любой системы качества важным фактором являются условия, в которых происходит этот процесс. В нашем колледже важную роль в процессе построения системы качества играет Информационно-методический центр (ИМЦ), который был создан в 2001 году в качестве организационной структуры, координирующей целостность информационной образовательной среды в нашем учебном заведении. Задачами ИМЦ стали: централизация ресурсов учебно-методического и информационно технического сопровождения образовательного процесса; систематизация информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним; обучение сотрудников колледжа технологиям применения информационных технологий в профессиональной деятельности; информационно-техническое и методическое сопровождение образовательного процесса на основе информационных технологий; подготовка материалов к издательской деятельности и их тиражирование. К дидактическим условиям внедрения информационных технологий мы относим: наличие в колледже современных технических средств, позволяющих реализовывать информационные технологии обучения (компьютеры, объединенные в единую локальную сеть и подключенные к сети INTERNET, средства мультимедиа, базы данных и необходимые педагогические программные средства); достаточный уровень компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием современных информационных технологий; готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (студентов и педагогов) к применению информационных технологий. Повышение квалификации сотрудников колледжа в области применения информационных технологий строились на принципах андрагогики, таких как: приоритет самостоятельности обучения, принцип совместной деятельности, принцип опоры на опыт обучаемых, принцип актуализации результатов. Сегодня деятельность ИМЦ обеспечивают сотрудники: заведующий ИМЦ; инженер-электронщик, методист, консультанты по работе с множительной и электронно-вычислительной и аудио-видео техникой. Все специалисты прошли обучение на курсах INTEL «Обучение для будущего». Ежегодно на базе ИМЦ проходят практику студенты специальности 2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, которые активно участвуют в пополнение ресурсной базы центра. Систематизация информационных ресурсов в центре обеспечивается наличием: банка нормативных документов; справочных систем; электронных каталогов; методического паспорта преподавателей; баз данных; индивидуальных папок пользователей центра; INTERNET - сайта колледжа; банка презентаций. ИМЦ оснащен современным техническим оборудованием и программным обеспечением; подключен к разветвленной локальной сети колледжа со скоростью передачи 100 Мбит/с, оснащенной сервером и выделенным каналом доступа в INTERNET. Это обеспечивает доступность информационных ресурсов центра с любого рабочего места пользователя. На сегодняшний день 83% сотрудников колледжа владеют навыками работы на компьютере на уровне пользователя ПК, 57% - на уровне использования прикладных профессиональных программ, 18% - проводят мастер-классы и семинары-практикумы по применению информационных технологий в профессиональной деятельности, 37% - имеют публикации в сборниках научно-практических и научно-методических конференциях разного уровня. Около 100 человек прошли обучение: в мастер-классах «Использование компьютерных технологий для систематизации и создания комплексно-методического обеспечения» - преподавателя Л.И. Потапова; «Использование информационных технологий при изучении дисциплин общепрофессионального и специального цикла специальностей технического профиля» - преподавателя М.А. Пугачевой; «Использование информационных технологий при изучении юридических дисциплин» - преподавателя О.В. Лумповой; «Использование модульной технологии в образовательном процессе» - преподавателя Н.В. Колесник; «Использование метода проектов при преподавании социально-гуманитарных дисциплин на основе информационных технологий» - преподавателя Н.В. Кузнецовой; на семинарах-практикумах по изучению возможностей электронной тестовой оболочки, проведенных преподавателями Н.В.Колесник, Н.Ф.Лосевской, Л.И. Потаповым, Т.В. Беляевой, Н.А. Белгородцевой, Г.В. Мозольковой; на семинаре по работе с электронной почтой, проведенном инженером-электронщиком Е.В. Ильченко. Пользователями информационных и технических ресурсов Центра являются администрация колледжа, сотрудники всех подразделений, педагоги и студенты, социальные партнеры колледжа. В ИМЦ создан Банк презентаций общей численностью около трехсот. Компьютерные презентации создаются творческими группами и активно используются для проведения учебных занятий, внеаудиторных мероприятий, для приема гостей, профориентационной работы, деятельности Центра творчества молодежи и для мероприятий разного уровня, проводимых на базе колледжа: съездов, фестивалей, заседаний областных методических объединений специалистов начального и среднего профессионального образования; совместных мероприятий колледжа и ГОУ ДПО «ИПКРО», ОмГПУ. На базе ИМЦ готовится к печати и выпускается «Информационно-методический вестник» колледжа и приложения к нему. Основные рубрики вестника отражают новости в области образования, события в предметно-цикловых комиссиях колледжа, помогают педагогам в освоении новых педагогических технологий, в том числе и информационных. По результатам аттестации и государственной аккредитации в колледже в среднем за год издается 2,33 учебных пособия в расчете на 10 человек приведенного штата педагогических сотрудников. По этому показателю колледж находится в группе первых 10% учебных заведений среднего профессионального образования России. Возможности ИМЦ позволяют оптимизировать процесс построения системы менеджмента качества за счет: систематизации информационных ресурсов, возможности непрерывного повышения квалификации сотрудников колледжа, автоматизации документооборота и результатов мониторинговых исследований, тиражирования опыта в области СМК. За время работы ИМЦ с опытом его работы познакомилось около одной тысячи специалистов образования Москвы, Казахской и Удмуртской республик, Уральского и Сибирского регионов, Омска и Омской области.
|