РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖА

 

Коровин С.В.,

Мячина И.В.,

ГОУ СПО «Омский государственный

промышленно-экономический колледж»

 

Создание системы управления качеством в ГОУ СПО «Омский государственный промышленно – экономический колледж» - это одна из ключевых задач стратегии развития образовательного учреждения на 2006-2010гг. Мы считаем, что настало время в условиях действующей системы управления качеством в колледже создать современную систему управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2000. Особенностью стандарта является то, что он способствует принятию процессного подхода к разработке, внедрению и повышению эффективности управления качеством, а также возрастанию удовлетворенности потребителей образовательных услуг благодаря удовлетворению их потребностей. Фундаментом для работ по созданию и сертификации системы управления качеством служит накопленный опыт, создание нормативного и ресурсного обеспечения колледжа. Однако мы понимаем, что, что для разработки и эффективного функционирования системы необходимы дополнительные средства и ресурсы, в том числе внедрение компьютерных систем управления качеством. Следовательно, создавать формальную систему управления качеством, в виде искусственной надстройки достаточной для получения сертификата, дело слишком затратное, которое вряд ли приведет к улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг.

Проанализировав ряд  моделей систем управления качеством, нами сформулирован основной подход к разработке модели системы управления качеством колледжа: это процессная модель, ориентированная на укрепление горизонтальных связей в системе менеджмента, не вносящая изменений в иерархическое построение организационной структуры колледжа, построенная в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2000 к системам менеджмента качества. Преимущество процессного подхода заключается в сквозном  управлении цепочкой отдельных процессов, составляющих  комплекс, а также их совокупностью и взаимодействием между ними.

Инструментом разработки и внедрения системы управления качеством, мы выбрали организационное проектирование, зарекомендовавшее себя положительно в последние десятилетия. Проектирование даст возможность реализовать системный подход при организации и совершенствовании любого элемента, подсистемы или системы, так как охватывает практически все стороны деятельности и отношений в колледже. Кроме того, организационное проектирование системы управления качества является важнейшим инструментом ее исследования. Цель проекта: разработка, внедрение и эффективное функционирование системы менеджмента качества колледжа как инструмента гармонизации внутренних и внешних процессов, обеспечивающего стабильность колледжа на рынке образовательных услуг и рынке труда

Процесс организационного проектирования систем управления качества, удовлетворяющих требованиям ныне действующих стандартов на управление качеством, в общем случае традиционно можно разделить на ряд последовательных стадий и этапов:

·         предпроектная стадия:1-й этап: Подготовительный  (принятие  руководством колледжа стратегии внедрения СМК); 2-й этап: Обучение высшего руководства и уполномоченных по качеству;

·         проектная стадия:3-й этап: Планирование разработки документации СМК; 4-й этап: Планирование обучения персонала; 5-й этап: Разработка документации СМК

·         стадия внедрения системы:6-й этап: Планирование внедрения документации СМК; 7-й этап: Внедрение документации СМК;

·         стадия сертификации: 8-й этап: Консультационный аудит; 9-й этап: Предсертификационный аудит;10-й этап: Сертификационный аудит;

·         стадия послепроектная (совершенствования).

На всех стадиях проекта необходимо информационное обеспечение системы менеджмента качества. Так одно из  требований стандарта к СМК гласит, что «руководству необходимо обращаться с данными как с фундаментальным источником для преобразования в информацию и постоянного развития базы знаний организации, которая важна для принятия решений, основанных на фактах» (1). Также в стандартах называется требование обеспечения наличия ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов, составляющих СМК, и их мониторинга (2). Это делает очевидным вывод о необходимости применения для информационного обеспечения СМК компьютерных систем. Так как СМК является составляющей всей управленческой инфраструктуры колледжа, для информационного обеспечения системы можно использовать все имеющиеся в колледже компьютерные системы.

Однако для эффективной организации управления информационными ресурсами надо решить ряд специфических вопросов, касающихся интегрированной информационной среды.

Во – первых, независимо от уровня автоматизации колледжа необходимо выбрать общую методологию внедрения информационных технологий в область СМК, которая позволит достичь максимальной результативности и эффективности, от использования новых технологий в менеджменте качества и определить их поэтапное внедрение.

Методология внедрения информационных технологий в СМК включает в себя следующие этапы (3):

·         формирование рабочей группы управления внедрением информационной системы;

·         анализ первичных требований и планирование работ;

·         построение моделей процессов СМК;

·         разработка системного проекта;

·         разработка предложений по способам построения информационной системы в области СМК;

·         разработка технического проекта;

·         создание информационной системы, испытание и введение ее в эксплуатацию.

Анализ использование специалистами в области управления сложными системами, позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемым способом описания процессов сегодня является их графическое описание. Графическое описание процессов пригодно для компьютерного моделирования.

Во–вторых, успех внедрения информационных технологий в СМК напрямую зависит от правильного выбора и применения программно-инструментальной базы, с помощью которой возможно организовать информационную поддержку на всех этапах процессно-ориенированного управления СМК.

В-третьих, не следует забывать, что в создании системы менеджмента качества должны участвовать специалисты как минимум двух типов – профессионалы в области менеджмента и разработчики информационных систем. По-настоящему успешное внедрение информационных технологий является уникальным творческим процессом коллектива профессионалов и единомышленников.

Можно предположить, что внедрение информационных технологий в СМК позволит:

·         существенно повысить эффективность управления качеством  в колледже;

·         сократить время и стоимость создания СМК, соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001:2000, за счёт эффективной адаптации к структуре колледж;

·         обеспечить сертификацию на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000.

Сегодня уже очевидно, что для построения клиентоориентированной системы управления качеством с высоким уровнем адаптивности на первый план необходимо вывести построение внутриорганизационных коммуникаций, техническая часть которых действительно опирается на процессный подход и достижения в области информационных технологий.