РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Коленко П.Ф., руководитель центра разработки программных продуктов, Семенов В.Г., директор, Цивилева М.П., заместитель директора по внебюджетной образовательной деятельности, ГОУ СПО “Иркутский авиационный техникум”
Модульно-компетентностное обучение в нашей стране является достаточно новым и незнакомым подходом в обучении. Поэтому представление как реализовать эту технологию на практике для простого преподавателя является откровением. Отлично понимая всю значимость этого подхода в современном образовании, в Иркутском авиационном техникуме были организованы курсы для администрации, заведующих отделениями, председателей цикловых комиссий. Двадцать пять руководителей и организаторов учебного процесса прошли 72-х часовой курс повышения квалификации в центре развития модульного обучения при ИПКРО (Институт повышения квалификации работников образования в г. Иркутске). Вследствие этого, в техникуме было уделено большое внимание созданию информационной системы, предназначенной для преподавателя и позволяющей пройти все шаги, необходимые для создания программы модульно-компетентностного обучения. Мы приступили к разработке этой информационной системы, основываясь на материалах проекта Delphi II и опыте, который был получен в результате реализации этого проекта передовыми учебными заведениями России, а также взяв на вооружение пособия, разработанные российскими экспертами проекта Delphi II [1-3]. Эта информационная система является также новым словом в области описания технологии разработки. Основное отличие заключается в том, что в ней совмещены операции, которые являются операциями разных планов, т.е. “отвечают” сразу на вопросы “что” и “как”. Программная реализация этой системы была выполнена с помощью сетевого программного инструмента РИАС-5. Вся информация при этом отображается в главной форме, контекстно определенной структуре. Эта структура представлена на рисунке 1. Покажем собственно подход к проектированию программы для модульно-компетентностного обучения. Следует отметить, что именно структурный подход позволяет увидеть сразу будущую программу целиком. Поэтому рассмотрим, что собой представляет каждый элемент этой структуры. При этом под элементом мы будем понимать папку или запись в реальной информационной системе. Итак, первая папка структуры этой формы содержит квалификационные характеристики, необходимые для трансформации ЗУНов в компетенции. При выборе соответствующей записи, например Специальность 2202, мы можем просмотреть информацию по квалификационным характеристикам выпускника специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления, основные виды деятельности техника, а также что должен знать и уметь выпускник. Эти сведения необходимы для сопоставления требований ГОС и требований работодателей. После этого необходимо собрать, изучить и понять требования работодателей. При этом соответствующая папка отражает решения вопросов: как произвести анализ рынка труда и освоить технологию сбора и формирования требований. Как видим из структуры, папка Анализ рынка труда состоит из следующих записей: Введение, Выбор предприятий и Утверждение списка предприятий. Во введении указывается, что формирование модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях может быть получена из анализа рынка труда и анализа потребностей в умениях. Запись Выбор предприятий формирует полный список предприятий, которые находятся в регионе и куда поступают на работу выпускники учебного заведения, вне зависимости от специальности. Запись Утверждение списка предприятий представляет собой протокол заседания цикловой комиссии по вопросу утверждения списка предприятий, на которых потенциально могут работать выпускники учебного заведения по специальности 2202.
Рисунок 1. Структура элементов проектирования программы для модульно-компетентностного обучения
Папка Технология сбора требований состоит из следующих записей: · Анкетирование – предоставляет разработчику программы список анкет по описанию предприятий, используемых технологий на предприятиях, персонала, уровня компетенций выпускников, профессиональных и личностных качеств выпускников, а также функций выпускников и специалистов на предприятиях; · Интервьюирование – поясняет технологию проведения интервью, а также формы и методы; · Опросы – знакомит с процедурами опроса и учитывает ряд моментов, связанных с опросами руководителей различных уровней и собственно работников; · Анализ информации – знакомит с технологиями анализа информации; · Отчеты – показывает, как оформить результаты анализа полученной информации в виде отчета. И, наконец, запись Собственно требования содержит полный список обработанных и достоверных требований, предъявляемых работодателями к выпускнику учебного заведения. Следующим шагом является то, что простой пользователь этой системы – т.е. преподаватель, должен понять, что собой представляют профессиональные и личностные компетенции и как их выявить. Эта информация как раз и раскрывается содержанием папки Компетенции. В Иркутском авиационном техникуме уже давно применяется система менеджмента качества учебного процесса, поэтому в основе выявления выше указанных компетенций лежит модель специалиста – выпускника техникума по специальностям (для примера - Специальность 2202), представленная в записи Модель специалиста. На основании анализа этой модели можно сделать вывод, что компетенции тесно связаны с качествами, которыми должен обладать выпускник техникума. Далее идет собственно технология проектирования модульной программы. Запись Описание папки Структура функциональной карты является основополагающей схемой проектирования модульной программы. В определенном смысле функциональная карта – это синоним технологической карты, применяющейся в каком-либо технологическом процессе. Рассмотрим формирование функциональной карты на примере специальности 2202. Первое, что необходимо сделать – это определить основную цель профессии. Далее структуру функциональной карты можно для удобства расширить еще элементами по дисциплинам (см. Рисунок 2).
Затем определим для каждой основной функции по каждой дисциплине набор модулей. Далее остается сделать последний шаг - рассмотреть, как происходит формирование модуля, например, Модуль_1 (см. Рисунок 1). Из структуры видно, что каждый модуль должен содержать спецификацию, содержание, руководство и оценку прохождения модуля. После разработки структуры модульной программы необходимо для каждого модуля определить ЗУНы, которые подлежат освоению, а также какие ресурсы и методы требуются для его реализации. Запись Спецификация модуля содержит Таблицу 1, приведенную ниже. В качестве примера рассмотрена спецификация модуля Основы моделирования дисциплины Автоматизированные информационные системы специальности 2202. Таблица 1. Спецификация модуля
Далее необходимо определить содержание модуля – т.е. краткое содержание обучения и компетенций, подлежащих освоению. Эта информация используется в целях планирования обучения и распределения нагрузки. Запись Содержание модуля заполняется целиком и полностью разработчиком программы, исходя из задачи модуля. Например, для предыдущего случая содержание выглядит следующим образом: · беседовать с заказчиками и пользователями; · принимать заказы на реализацию простых функций базы данных. Кроме того, в содержании модуля указывается продолжительность его освоения, а также должны быть раскрыты Предварительные знания (уровень подготовки), например, принципы и правила общения с клиентами. Руководство по модулю является руководящим документом для преподавателей и мастеров производственного обучения, поэтому запись Руководство по модулю включает Методы обучения и Ресурсы. Например, к методам обучения относятся: · собеседование и обсуждение ожиданий клиентов и принципов общения с клиентами; · практические задания и/или упражнения и интегрированная в практические задания теория по темам; · практика работы в техникуме под наблюдением преподавателя. Ресурсы состоят из оборудования, материалов и учебных материалов. Ниже рассмотрен пример использования ресурсов. Оборудование: Компьютер, бланки оформления требований заказчиков и т.д. Материалы: Лазерный диск, устройство Flash-памяти. Учебные материалы: Лекции и книги по моделированию АИС. Оценка модульных программ, основанных на компетенциях, включает в себя оценку, как средство обеспечения качества этих программ, а также оценку обучающихся. Запись Оценка прохождения модуля содержит описание процедуры оценки освоения модуля студентом (обучающимся), используемые методы и формы проведения оценки, а также необходимую для оценки освоения компетенций документацию. Папка Методические пособия содержит необходимый перечень научной и учебно-методической литературы, посвященной вопросам разработки модульных программ, основанных на компетенциях и организации модульного обучения, а также ссылки на сайты в Интернете. В конечном итоге, отвечая на все поставленные выше вопросы и занося необходимые данные в информационную систему, мы гарантированно правильно спроектируем модульную программу. Представленная последовательность выполняемых шагов при проектировании модульных программ является очень гибкой и понятной и может быть адаптирована для любой дисциплины учебного процесса по любой специальности. Рассмотренная выше технология модульной программы, основанная на компетенциях и реализованная в электронном виде с помощью РИАС-5, позволит выработать определенные стандарты для учебного заведения при оформлении учебно-методической документации, а также профессионально и качественно подойти к автоматизации проектирования модульных программ по всем дисциплинам учебного заведения.
|