РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Кузьмина В.В., ГОУ СПО «Димитровградский технический колледж»
Проблема развития креативности в процессе профессиональной подготовки студентов при изучении и использовании информационных технологий в учебно-воспитательном процессе до настоящего времени остаётся недостаточно изученным явлением. Информационный подход к решению данной проблемы рассматривает креативность как черту личности, проявляющуюся при использовании метода проектов в процессе обучения математике и информатике. С другой стороны креативность – гибкость мышления, оригинальность помогает адекватно воспринимать творческие способности студента, найти к каждому из них особый подход, способствовать развитию его творческой активности. Независимо от успехов в учебных дисциплинах, право на возможность развивать свои творческие способности имеет каждый студент. При этом педагогическая компетентность будет способствовать не только профессиональному росту преподавателя, но и развитию креативности у студентов, и, как следствие, их востребованность на современном рынке труда. Достичь таких результатов возможно с помощью развивающих технологий, к которым можно отнести метод проектов, который удачно вписывается в структуру современного учебного процесса. Проект в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Метод проектов возник в начале ХХ века в США. Впервые американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик, и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы, обучению «путём делания». Наряду с американскими педагогами параллельно в России разрабатывались идеи проектного обучения под руководством русского педагога С.Т. Шацкого. Однако, в 1931 году этот метод был осужден и до недавнего времени в нашей стране не применялся, в то время как продолжал развиваться во всем мире. С конца XX века началась интеграция различных областей знаний. Обучаемые получили возможность интегрировать полученные знания из различных дисциплин для решения одной общей проблемы и применять полученные знания на практике. При этом у студента появляется простор для творчества. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно назвать следующие типы проектов: - исследовательские – представляют небольшое исследование, приближенное к научному исследованию; - творческие – направлены на совместную деятельность учащихся по решению одной общей проблемы; - информационные – в основе сбор информации о каком-либо объекте из разных источников и знакомство участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов; - практико-ориентированные проекты – требуют хорошо продуманной структуры, сценария деятельности участников и ориентированы на их социальные интересы; - монопроекты – проводятся в рамках одного учебного предмета, выбираются наиболее сложные разделы и темы программы; - междисциплинарные – как правило, выполняются во внеурочное время, требуют знания двух-трёх предметов, предназначены для решения значимой и сложной проблемы всех участников проекта; итоговая работа над проектом представляется в виде презентации.Этапы работы студента над творческим проектом, девизом которого являются слова: «Твори, выдумывай, пробуй», представлены на рис. 1.
Индивидуальные консультации, проводимые преподавателем во внеурочное время, весьма полезны для студентов. Однако результат получается не всегда одинаковый. Студенты I курса психологически не готовы к самостоятельной учебной деятельности. Лишь поддержка преподавателя, искренний интерес к достигнутому результату, приводит студента к желанию завершить начатую работу. В процессе студента над творческим проектом, преподаватель имеет возможность выявить наиболее интересные и нестандартные работы, удовлетворяющие современным технологиям. Студенты получают право участвовать в научно-практических студенческих конференциях с лучшими проектами и в различных конкурсах. В 2005-2006 учебном году пятеро студентов участвовали во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимым ежегодно Издательским домом «Первое сентября» и были удостоены Дипломов участников фестиваля. Все работы размещены в Интернете на сайте фестиваля. В результате проектной деятельности складываются новые взаимоотношения между преподавателем и студентом. Студент перестаёт быть пассивным слушателем. У него возникает потребность свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию из различных источников (учебников, справочников, образовательных ресурсов Интернет), уметь представлять полученную информацию с помощью технологий мультимедиа в виде графики, фотографий, звука, анимации и видео. Каждый студент становится активным участником учебного процесса. Даже более слабые студенты проявляют интерес к предмету, стремясь выполнить проект также хорошо, как и другие студенты. Защита творческих проектов проводится на уроках-конференциях с приглашением студентов других групп и преподавателей. В дни защиты в кабинете царит атмосфера всеобщего подъема, доброжелательности, одухотворённости. В ходе работы над проектом уделяется внимание формированию информационной культуры студентов. Поскольку готовность студента к эффективному использованию компьютера для решения учебных задач определяется уровнем развития соответствующего способа мышления (того, что сейчас называют информационной культурой), то задача преподавателя сформировать умения, составляющие основу этой культуры. Творческие проекты после их защиты применяются на уроках математики и информатики в качестве электронных наглядных учебных пособий. В настоящее время используются более 60 проектов в форме компьютерной презентации в программе MS Power Point, практические занятия по линейно алгебре с помощью компьютера и математического пакета Маthсаd. Контроль усвоения практических и теоретических знаний осуществляется с помощью компьютерного тестирования, в разработке которого принимают участие сами студенты. Электронная форма отчета творческого проекта остается и у студента, пополняя его персональную электронную библиотеку. Указанные творческие работы позволяют осуществить привлекательность уроков математики, повысить эффективность восприятия учебного материала, проявить заинтересованность в разработке подобных электронных пособий. В отличие от обычных лекций, электронные учебные пособия можно оперативно редактировать с учетом всего нового, что появляется в данной предметной области. Повсеместное подключение к Интернет домашних компьютеров дает возможность студенту значительно расширить свои познания в различных мультимедийных технологиях и принять участие в разработке своих электронных продуктов. |