МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

 

Лобач О.,

преподаватель английского языка

ГОУ СПО «Благовещенский торгово-экономический колледж»

 

Использование мультимедиа технологий на уроках английского языка - очень важная часть системы, которая необходима для развития интереса к английскому языку. Компьютерные технологии используются в обучении почти всем предметам, открывают доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Аудиторные занятия в преподавании иностранных языков по-прежнему остаются одной из основных форм обучения. Обычно эти занятия проводятся в неспециализированных аудиториях, представляющих преподавателю инструментарий каменного века - доску и мел. В более редких случаях, при использовании технических средств обучения (видеомагнитофона с телевизором или кассетного магнитофона) возможности преподавателя в подаче учебного материала улучшаются. Но при этом возникают трудности организации необходимой языковой аудиовизуальной среды – преподаватель ведет занятия, буквально разрываясь между бумагами, доской аудио – и видеомагнитофонами.

Наиболее перспективными в обучении иностранным языкам представляются мультимедиа технологии. Возможности систем, основанных на применении технологии мультимедиа, позволяют, интегрировано представлять с помощью компьютера любую аудиовизуальную информацию. Обучающиеся слышат и видят материал и одновременно участвуют в управлении его подачей (например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам).

Более того, при использовании компьютерных технологий в рамках медиаобразования меняется роль преподавателя - он перестает быть доминирующим источником информации. Мультимедийный инструментарий позволяет преподавателю перейти к новому типу обучения. Появляется возможность отойти от доступного прежнему инструментарию воздействия только на вербальное общение, рационально - логическое левополушарное мышление студентов, целенаправленно воздействуя на образное, интуитивное, правополушарное мышление, что позволяет стимулировать студентов к генерализации новых знаний, повышению внимания, активности, не только внешней, но и внутренней, имеющей в своей основе любопытство, любознательность. Однако не следует противопоставлять компьютер преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки деятельности обучающегося. Очевидно, что компьютеры никогда не смогут полностью заменить преподавателей, поскольку они не способны планировать занятия, давать индивидуальные консультации, отбирать и подготавливать материал, оценивать процесс и конечный результат работы.

На сегодняшний день методическим стандартом обучения иностранным языкам, безусловно, является коммуникативно-ориентированный метод, который наиболее приближенно к реальным условиям моделирует процесс общения. Обеспечить условия, которые будут способствовать реализации этого метода, очень сложно. Но с появлением компьютера появились новые и более эффективные способы решения вышеуказанной задачи. Можно отметить, что компьютер - это наиболее подходящее средство в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение.

С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь даже в условиях обучения в колледже, то есть, строго говоря, искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, искусственного общения.

Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения английскому языку:

Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка.

Методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения. Кроме того, как отмечено в Национальном докладе РФ «О политике в области образования и НИТ» скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза.

Технические преимущества обучения английскому языку при помощи компьютера: использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовывать принцип наглядности обучения.

Повышение профессионального уровня преподавателей.

Касаясь непосредственно создания программных средств в целях обучения иностранному языку могут использоваться следующие возможности систем мультимедиа:

функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью выбора кадра из библиотеки аудиовизуальных программ;

наложение, перемещение аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;

тонирование изображения;

наложение определенного контура или тени на изображение фигуры;

фиксированной выбранной части визуальной информации для последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;

многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью сделать активной любую часть экрана (например, в одном окне – видеофильм, в другом – текст).

В «Благовещенском торгово-экономическом колледже» уделяется большое внимание использованию новых информационных технологий в образовательном процессе, в частности при обучении иностранному языку. Их разновидностью являются мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих текст, формулы, рисунки, анимацию, звуковые и видеофрагменты. Такие сценарии готовятся с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office. Переход от одного слайда к другому осуществляется командой преподавателя с помощью клавиатуры или «мыши».

Так, например, на занятиях английского языка мы используем мультимедийный конспект на тему «Пять типов вопросов». Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. В презентацию можно включать самые разнообразные материалы, чередовать изображения с рассказом, цитированием, использовать рифмовки, стихотворения. В данной презентации использованы такие возможности мультимедиа системы, как наложение, перемещение визуальной информации, тонирование изображения и др., при помощи которых наглядно демонстрируется структура английского вопросительного предложения.

Студентам предлагается поэтапная трансформация утвердительного предложения в вопросительное с наложением спецэффектов, что позволяет в 2-3 раза увеличить долю усваиваемого студентами материала, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем моментам занятия, которые требуют повторного анализа. Кроме того, использование мультимедийного сценария высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала, позволяет рационально организовать занятие, сделать его наиболее наглядным и насыщенным, концентрирует внимание студентов.

Современные компьютерные технологии на сегодняшний день используются во всех сферах деятельности человека. Подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку. Компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении иностранному языку.