ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА –

ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧРЕЖДЕНИЯ СПО

 

Мешков В.В.,

ГОУ СПО «Смоленский

 промышленно-экономический колледж»

 

Складывающая в современной России социально-экономическая ситуация, которой присущи структурные изменения в сфере занятости, стремление потребителей к более высокому качеству образовательных услуг, отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов, определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов СПО, наличие у индивида средств и способов деятельности, позволяющих ему осуществлять в условиях меняющейся социокультурной ситуации полноценную жизнедеятельность.

Эффективность современной жизнедеятельности зависит теперь от того, в какой мере специалист способен и готов к:

различным видам деятельности, сопряженным с его профессиональной деятельностью;

пониманию принципов функционирования различных социальных общностей;

участию в деятельности этих общностей с уже существующими в них правилами и влиянию на развитие этих общностей;

координации различных типов своей деятельности и своего «я» одновременно в различных социальных общностях.

В этих условиях усложняющихся и нестабильных социально-экономических процессов, образование остается все же главным и единственным социальным институтом, через который возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития Российского общества.

Стержневой проблемой модернизации образования в России является управление качеством образования.

В условиях рыночной экономики критерии качества деятельности учебного заведения служит его главной характеристикой. А единым системообразующим фактором, ориентирующим деятельность колледжа как одного из звеньев в системе непрерывного образования, является качество образовательных услуг.

При этом наличие ряда задач, которые решает учебное заведение, оказывает существенное влияние на содержание  и качество деятельности учебного заведения.

К таким задачам следует отнести:

- обеспечение надлежащего уровня профессионального образования;

- обеспечение надлежащего уровня управления.

Отсюда следует - создание системы управления качеством образовательной деятельности для учебного заведения обозначает проблемное поле, связанное не только с критериями оценки качества, но также с созданием условий и механизмов его гарантированного обеспечения.

Наряду с такими компонентами качества образования, как качество педагогических кадров; качество образовательных программ; качество студентов; качество управления образовательным учреждением, необходимо внедрение технологических процессов реализующих обеспечение, стабилизацию и сохранение достигаемого качества и процессов достижения нового качества.

Являясь понятием многомерным, качество деятельности образовательного учреждения СПО необходимо рассматривать в соответствии с международными стандартами ИСО – 9000 как совокупность свойств и характеристик, которая обуславливает его способность удовлетворять актуальные и перспективные требования производства, общества и государства в области подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, а также потребности личности в образовании и самореализации.

Одним из самых перспективных методов технологизации и гарантированного обеспечения качества может стать открытая информационная среда (ОИС).

ОИС СПО представляет собой ресурс, интегрирующий в себе потенциал отдельного специалиста, группы специалистов, учебного заведения, объединения учебных заведений и образовательной системы СПО в целом, с учетом реализации в себе единства внутреннего и внешнего качества.

При этом:

- внутренне качество – это интегральная сумма качеств: управление макропроцессами в колледже; входные данные колледжа; выходные данные колледжа (результаты деятельности); ресурсы колледжа;

- внешнее качество – это качество влияния СПО на общество, внешнюю среду, определяемое качеством связей колледжа с социальными партнерами: участниками образовательного процесса, другими Сузами, производством, социальной сферой, местной властью и др.

Построение ОИС СПО дает возможности сохранения и приумножения педагогического и профессионального опыта, внедрения новых педагогических и информационных технологий, т.е., в конечном счете, поддержку и обеспечение качества управления и образовательной деятельности.

В ОИС СПО реализуется электронное взаимодействие, при котором каждый его участник может выступать и в качестве производителя и потребителя знаний и (или) информации.

Всеобщий опыт в области профессионального образования, менеджмента, маркетинга, рекламы, технического творчества, становления и развития социального партнерства делает гарантированно качественными процессы и их результаты во всех сферах деятельности колледжа.

Комплекс связей, который охватывает процессы деятельности учреждения СПО – это тоже технология и качество.

Качество – это работа каждого на общее дело, в соответствии с творческими и формальными задачами.

Качество – это постоянное улучшение, накапливаемое и предоставляемое в открытый доступ всем участникам и организаторам деятельности учебного заведения.

Качество – это то, что мы можем определить, и то, чем мы должны управлять независимо от целого ряда дестабилизирующих факторов (отсутствием квалифицированных педагогических кадров, недостаточной материально-технической базой, отсутствие практического опыта и т.д.).

Качество – это продуманная и внедренная технология, обеспечивающая возможности быстрой адаптации и модернизации.

Главная функция открытой информационной среды в области обеспечения качества заключается в предоставлении полисубъектному потребителю широкого спектра образовательных услуг, охватывающих все основные стороны деятельности учебного заведения или образовательной системы.

Функции управленческого аппарата учебного заведения смещаются в зону планирования и анализа результатов выполнения планов, а функции служб – в зоны качественного выполнения стандартных процессов и процессов непрерывного совершенствования качества своей деятельности.

Основным приоритетом при построении открытой информационной среды является ее информационный характер, подразумевающий определенный спектр человеко-машинного взаимодействия.

Комплекс аппаратных и программных средств, электронное взаимодействие обучаемых и обучающихся, специалистов и пользователей, работодателей и потенциальных работников, объединенных формализованными информационными процессами, базами данных и базами знаний и реализующими информационные процессы, открытая информационная среда характеризуется следующими свойствами:

- информативность;

- целенаправленность на комплексное рассмотрение материалов информационных ресурсов;

- системность (выстраивание связей между имеющимися знаниями и получаемой новой информацией);

- интеграция информационных объектов и технологий в учебный процесс;

- управляемость (планирование организационных форм образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, возможность корректировки учебного процесса);

- ориентированность на социокультурные проблемы;

- гуманизация педагогических отношений, проявляющаяся в личностно ориентированном подходе к обучению.

При построении открытой информационной среды к важным организационным принципам следует отнести ее открытый характер, возможности самоорганизации и саморазвития, в также ее многовариантый характер развития.

Кроме того, открытая информационная среда, решающая задачи профессионального образования должна предусматривать:

- алгоритмы интеграции мирового опыта и мировых информационных ресурсов, использование средств телекоммуникационного взаимодействия, таких как телеконференции, чаты, форумы и т.д., ориентированных на создание информационно-педагогических ресурсов и их интеграцию в педагогический процесс.

- возможность поэтапного и планомерного использования или формирования открытой информационной среды в соответствии с образовательными потребностями учебного заведения, текущим уровнем его информатизации, стремлениями в данной области, а также в соответствии со степенью реального освоения компьютерной грамотности и развития информационной культуры студентов и преподавательского состава;

- являясь местом интеграции информационных и образовательных ресурсов, открытая информационная среда сама может выступать как составной элемент более крупных информационных объединений – информационных и образовательных консорциумов, отраслевых, федеральных и международных порталов.

Составным элементом открытой информационной среды становятся реализованные в компьютерной среде и переведенные в телекоммуникационный режим индивидуальные или групповые проекты.

Проект – это продуманное с точки зрения содержания, оптимальных форм реализации и средств доставки образовательного контента.

Субъектами проекта в открытой информационной среде выступают:

- специалист в области образования или группа специалистов, решающие задачи среднего профессионального образования;

- специалист в области образования или группа специалистов, решающие задачи дополнительного профессионального образования или повышения квалификации;

- специалисты в области программного обеспечения, готовые предложить оптимальные решения задач информационно-образовательного сервиса;

- специалисты в области программного обеспечения, готовые предложить инновационные решения в области информационно-образовательного сервиса.

Все субъекты построения электронной открытой информационной среды определяют уровень модернизации образовательного процесса, который в свою очередь подразумевает самостоятельность обучаемого и переход от упражнений репродуктивного типа к индивидуализированному учебному процессу, характеризующемуся высоким уровнем мотивации.

Интеграционный этап открытой информационной среды является неотъемлемой частью условия ее существования. Внедрение инфокоммуникаций в процесс образовательной деятельности связан как с инициативой ССУЗа, так и отдельных специалистов.

Источники информации в открытой информационной среде осуществляют постепенное формирование собственных информационных ресурсов. Объединение этих «локальных» ресурсов обеспечивает заполнение структурных элементов среды, которое и представляет объединенное информационно-коммуникационное и физическое пространство системы среднего профессионального образования в целом.

Процесс адаптации деятельности учреждения среднего профессионального образования в открытой информационной среде можно описать используя классификацию О.П. Крюковой [Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). – М.: Логос, 1998.]:

- частичная содержательная интеграция на начальном этапе. Предполагается стыковка содержания информационно-образовательной среды с предметным содержаним, при этом понятия метода и содержания обучения системно не затрагиваются.

- этап «модернизации», в котором присутствует содержательно-деятельностная интеграция, под которой понимаются эксплицитное представление информации о содержании и методе обучения и единый интерфейс, что обеспечивает обучаемому свободу в осуществлении стратегий самостоятельного обучения.

Все сказанное идентифицирует открытую информационную среду как средство совершенствования дидактической теории в условиях новой образовательной парадигмы и практики применения инфокоммуникационных технологий, как  место организации индивидуального и (или) коллективного электронного образовательного взаимодействия, как средство технологизации всего спектра деятельности учреждения среднего профессионального образования, как среду обеспечения качества.