Контроль знаний с применением информационных технологий – современная составляющая образовательного процесса
Назарова А.И., Колесник Н.В., ГОУ СПО "Омский государственный промышленно-экономический колледж»,
Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов образовательного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность образовательного процесса. Установлено, что интенсивность и регулярность работы студентов зависит от частоты и регулярности проведения контроля. Ведутся исследования по вопросам повышения качества педагогического контроля с точки зрения улучшения форм и методов контроля, исследования экономичности и оптимизации. В контроле знаний и умений студентов в процессе обучения можно выделить три взаимосвязанные функции: 1. диагностическая – под ней понимается процесс выявления и оценки интересующих свойств личности; эта часть системы контроля связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности; 2. обучающая функция – различные методы и формы контроля используются не только для диагностики, но и для активизации работы по усвоению учебного материала; 3. воспитательная функция – сам факт наличия контроля организует, дисциплинирует, направляет деятельность студентов. Это достигается за счет систематической работы по выявлению сильных и слабых сторон личности и обнаружению пробелов в знаниях и их быстрейшего устранения. При этом главная роль здесь отводится формированию творческого отношения к знаниям, активного стремления учиться в полную силу, развивать свои способности. Все три функции взаимосвязаны, трудно бывает выделить какую-либо одну в качестве ведущей. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в образовательном процессе, можно выделить его основные виды: предварительный, текущий (промежуточный), рубежный, итоговый. Входной контроль необходим для успешного планирования и руководства образовательным процессом. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков студентов. Рубежный контроль предполагает проверку усвоения наиболее важных разделов курса. Итоговый контроль направлен на выявление степени освоения студентами знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельной дисциплины, установления уровня и качества подготовки выпускника Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности. Содержание контрольных заданий должно удовлетворять трем критериям качества контроля: валидности, надежности и объективности. Формы проведения контроля разнообразны. В связи с внедрением информационных технологий в образовательный процесс, важное место в педагогической теории и практике занимает проблема контроля знаний с использованием компьютерных технологий. Проблема автоматизированного контроля знаний может рассматриваться с двух сторон: разгрузка преподавателей от труда, требующего огромных временных затрат и повышение качества контроля за счет: 1. быстрого оценивания результатов тестирования и их автоматического фиксирования и сохранения результатов в базе длительное время; 2. возможности формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий; 3. возможности реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов; 4. возможности формирования тестов, различных по уровню обученности студентов; 5. отсутствия необходимости в синхронизации процесса тестирования для группы студентов. Каждый студент выбирает самостоятельный темп работы с тестом; 6. введения временных ограничений; 7. использования графических и мультимедийных компонент. В колледже, в рамках программы информатизации, была разработана и апробирована в образовательном процессе программа компьютерного тестирования. Программа состоит из трех модулей: модуль создания и редактирования баз данных с тестовыми заданиями, модуль тестирования и модуль вывода протоколов тестирования. Модуль создания и редактирования баз данных с тестовыми заданиями обеспечивает преподавателю надежное хранение банка вопросов и тестов, возможность настраивать шкалу оценок, количество вопросов, режим выбора вопросов, время тестирования (при необходимости), возможность объединения тестовых заданий, получение бумажного варианта теста. При создании базы данных теста предусмотрена возможность ввода запросов следующих типов: 1. выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов; 2. установление соответствия между элементами двух множеств; 3. установление правильной последовательности (расстановка рангов); 4. открытой формы, предусматривающей ввод ответа. Модуль тестирования позволяет выбрать один из трех режимов: 1. строгий; 2. обучающий; 3. экзаменационный. При строгом режиме работы нельзя вернуться к отвеченным вопросам. При обучающем и экзаменационном режимах в нижней части экрана после появления очередного вопроса серым цветом отмечаются вопросы, на которые даны ответы и зеленым цветом пропущенные вопросы. В обучающем режиме правильные ответы закрашиваются зеленым цветом, а неверные ответы - красным. Этот режим позволяет ознакомиться с правильным ответом. В процессе тестирования можно вернуться к любому вопросу. Модуль вывода протоколов формирует протокол тестирования и поученную оценку. Протокол результатов тестирования хранится в зашифрованном виде, поэтому просмотреть и распечатать его можно только введя пароль. В протоколе записывается следующая информация: 1. фамилия, имя, отчество тестируемого; 2. дата и время тестирования; 3. результаты тестирования; 4. задания, на которые даны неверные ответы; 5. ответы тестируемого на эти задания: 6. правильные ответы. Очевидно, что такое мощное средство как компьютер способно облегчить оперативное конструирование необходимых тестовых заданий, обеспечить реализацию диалогового общения тестирующего и тестируемых и анализ полученных результатов. Использование компьютерного тестирования в единстве с другими методами контроля и педагогическими технологиями поможет поднять на новый более качественный уровень подготовку специалистов.
|