РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ССУЗА

В РЕОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Несветаева Т.И., директор,

 Пелевина Г.И., зам. директора по НМР

Комсомольский-на-Амуре техникум

лёгкой промышленности

 

Тенденции и перспективы развития общества, его экономики и социально-политической системы выдвигают новые требования к работникам всех уровней и квалификаций. Качество подготовки специалистов среднего профессионального образования напрямую зависит от научно-методического уровня и профессиональной компетентности педагогического персонала. Для реализации требований нового поколения ГОС СПО по специальностям в части формирования конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда необходимо повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников не только по основным, но и по дополнительным профессиональным программам.

Существует прямая зависимость результатов развития адаптивной системы образования от повышения профессионального потенциала педагога. Сегодня структура научно-методической работы столкнулась с очевидным фактом необходимой реорганизации, приведения её в соответствие с требованиями времени и изменившейся ситуацией.

В период интенсивной инновационной деятельности в образовании структура научно-методической (учебно-методической) работы оказалась неспособной реагировать на быстро меняющееся положение.

Выявленные недостатки функционирования научно-методической деятельности, конкретно – Комсомольского-на-Амуре техникума лёгкой промышленности, были связаны как с устаревшими подходами к управлению образованием, так и со сменой содержания образования, с необходимостью использовать результаты экспериментально-исследовательской деятельности для коррекции образовательного процесса.

В 2005 году на базе техникума была организована Краевая экспериментальная площадка по теме «Инновационная деятельность информационно-методического центра в условиях обновления содержания образования», деятельность которой направлена на

·       решение проблемы повышения квалификации педагогических кадров;

·       разработку и апробацию модели мониторинговой службы ИМЦ, способствующей формированию информационного образовательного пространства;

·        организацию апробации мониторинговых процедур для отслеживания процессов и результатов педагогической деятельности;

·        создание программных продуктов и информационных баз по отслеживанию процессов и результатов педагогической деятельности;

·        формирование информационной культуры педагогов и руководителей;

·        оказание методической помощи педагогам  в освоении и внедрении мониторинговых процедур в образовательный процесс с помощью информационных и Интернет-технологий;

·         создание и апробацию моделей мониторинговой службы образовательного учреждения;

·         экспертизу профессиональной компетентности педагогических кадров техникума, диагностирование их профессиональных затруднений.

 

Основными функциями экспериментальной площадки являются

1. Методическая:

1.1. Разработка методического обеспечения системы мониторинга результатов образовательной деятельности и профессионального роста педагогов в образовательном учреждении.

1.2. Методическое сопровождение отслеживания процессов и результатов образовательной деятельности, повышения квалификации преподавателей.

 

2. Научная:

2.1. Разработка основ единой системы мониторинга методической службы техникума.

2.2. Исследования по проблеме формирования единого информационного образовательного пространства на основе отслеживания процессов и результатов образовательной деятельности.

2.3. Создание методик диагностики процессов и результатов образовательной деятельности.

3. Проектировочная:

3.1. Разработка модели мониторинговой службы информационно-методического центра и моделей мониторинговой службы образовательного учреждения.

3.2. Построение на основе результатов исследований прогноза по развитию качества образования в техникуме.

4. Консультативная:

4.1. Обеспечение педагогов, руководителей, консультативной помощью по проблемам внедрения мониторинговых процедур в образовательный процесс, а также использованию информационных технологий в своей деятельности.

5. Организационная:

5.1. Организация и координация научно-педагогических и научно-методических исследований по проблемам отслеживания процессов и результатов педагогической деятельности.

5.2. Организация курсовой подготовки по повышению аналитико-диагностической, информационной культуры педагогов и работников образовательных  учреждений.

5.3. Сбор, обработка, организация хранения диагностических материалов, выявление проблем в организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

6. Информационная:

6.1. Обеспечение руководителей и педагогических работников всех уровней актуальной управленческой и педагогической информацией по вопросам отслеживания процессов и результатов педагогической деятельности.

6.2. Создание, использование и пополнение информационной инфраструктуры - компьютерной сети, банков информации, издательской базы ССУЗа.

6.3. Подготовка к изданию информационных и аналитических материалов, методических рекомендаций и научных статей по проблематике экспериментальной площадки.

Реализация данных функций эксперимента стала возможной на основе сохранения и приведения в систему наработанных инновационной практикой разнообразных моделей методической работы и направлений их деятельности, создания единого информационного пространства в освоении и теоретической базы и ценного опыта методической работы техникума, освоения новых технологий управления и руководства методической работой, организационно-методического взаимодействия ИМЦ техникума и образовательных учреждений высшей школы, среднего специального образования по использованию методической базы образовательного учреждения как основного источника повышения квалификации педагогических кадров и дополнительного профессионального образования.

 Цель эксперимента: выявление и создание совокупности условий, обеспечивающих повышение показателей качества профессиональной подготовки специалиста, повышение уровня научно-методической работы преподавателей, привлечение их к исследовательской работе, внедрение  результатов НИЭД в образовательный процесс,  вовлечение преподавателей в процесс совершенствования педагогической и исследовательской деятельности, повышение уровня профессионального мастерства, обеспечение технологической готовности преподавателей к совершенствованию качества педагогической деятельности.

Реализация идей и целей эксперимента в техникуме предполагала

·             создание специфической организационной структуры научно-методической службы (информационно-методической), являющейся основным механизмом реализации целей и задач инновационно-экспериментальной деятельности (см. схему «Структурно-функциональная модель НМР»);

·             разработку концепции развития техникума, включающей несколько этапов, направленных на построение адаптивной модели выпускника;

·             выявление отношения преподавателей к инновационной деятельности, к повышению профессионального мастерства  на основе анкетирования, диагностики, экспериментальной оценки деятельности;

·             обучение преподавателей и студентов навыкам исследовательской (научной) работы,

·              повышение квалификации преподавателей на основе организации экспериментальных групп по проблемам оценки качества подготовки специалиста, созданию КМО на основе информационных технологий, по созданию учебных пособий, адаптированных к требованиям новых  ГОС;

·             усиление сотрудничества с высшей школой, предметными кафедрами университетов;

·             обобщение опыта экспериментальной деятельности, экспертизу полученных результатов

Целью подготовительного этапа стало выявление функционально полной совокупности условий, обеспечивающих профессиональный рост педагога.

 На основе изучения литературы, имеющегося опыта, анализа ситуации развития техникума, общего контекста развития среднего специального образования, имеющихся проблем и противоречий ее развития путем аналитико-систематической деятельности педагогическим коллективом был определен комплекс условий, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование преподавателей, разработаны требуемые нормативно-правовые и управленческие документы:  положения: о НМС, о заместителе директора по НМР, об информационно-методическом центре, о предметной кафедре, о единой службе методического, технического и информационного сопровождения, о психолого-педагогической службе, о проблемных группах педагогов-исследователей, о ВТГ, о материальном стимулировании интеллектуальной деятельности; перспективный план НМР на 5 лет, план научно-исследовательской деятельности преподавателей; планы совместной деятельности с предметными кафедрами ВУЗов, планы временных творческих групп, планы работы кафедр и др.; программы: повышения квалификации педагогических кадров в зависимости от дифференциации по уровню педагогического мастерства, программа экспериментальной деятельности по профессиональной дополнительной подготовке преподавателей.

Результаты диагностики преподавателей данных групп выявили достаточно высокий уровень профессионально-предметных знаний, который не всегда соотносится с умением предложить адекватную форму его предъявления, превалирование дисциплинарных аспектов над углубленным анализом результатов учебной деятельности, формальное планирование задач.

При проведении диагностико-коррекционной работы были выделены 2 направления:

·                    диагностика профессиональных групп преподавателей и разработка системы коррекционных мер по профессиональному становлению каждого педагога;

·                    диагностика педагогического творчества и его развитие.

Данные анкет и тестов были обобщены и занесены в «Методический паспорт» преподавателя. На основе этих результатов принимались оперативные управленческие решения на следующем этапе.

Внедренческий этап потребовал создание совокупности условий, обеспечивающих непрерывный профессиональный рост и дополнительную профессиональную подготовку преподавателей, обеспечение функциональной полноты внедрения этих условий в образовательный процесс и проведение промежуточной диагностики результативности этого внедрения. Для достижения цели на основании выработанных на первом этапе нормативно-правовых и управленческих документов  осуществлялся комплекс практических организационно-управленческих мероприятий по созданию соответствующих условий, адаптации их к конкретным условиям образовательного учреждения, а именно:

а) Внедрение новой структуры организации методической деятельности преподавателей, в основе которой многоуровневый принцип построения:

I уровень – индивидуальная работа преподавателя в рамках единой методической проблемы, но по личному тематическому плану на 3 года;

II уровень – участие в работе предметной кафедры, которая непосредственно руководит научно-методической работой педагогов, и анализирует результаты данной работы. Деятельность кафедр координирует НМС и ИМЦ техникума. Научным консультантом каждой кафедры (всего 6) является преподаватель ВУЗа, имеющий ученую степень не ниже кандидата наук.

III уровень – постоянно действующая Школа инноватики в форме семинара, школы начинающего преподавателя, лаборатории освоения педагогического мастерства, где и реализуются дифференцированные программы повышения квалификации преподавателей.

IV уровень – межпредметные объединения (временные творческие группы)  по актуальным проблемам:

·                   Информационное сопровождение мониторинга качества образовательного процесса и научно-методической работы.

·                   Создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений методической службы.

·                   Модульно-рейтинговая оценка знаний.

·                   Дидактическое обеспечение дисциплины в условиях перехода на новые ГОС.

·                   Создание КМО дисциплины на основе информационных технологий.

·                   Развитие исследовательских способностей студентов во внеаудиторной деятельности.

V уровень – научно-методический и экспертный советы техникума.

б) Подготовка преподавателя к исследовательской деятельности на основе специальной программы, в содержание которой должен быть включен необходимый минимум информации, владение которой обязательно для научного исследования.

В результате подготовки педагогов по определенной программе предполагается разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности, как преподавателей, так и студентов. «Как начать заниматься научной работой» (в соавторстве с преподавателями КнАГТУ).

в) Создание информационной образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, разнообразие форм информационных ресурсов, комфортность получения информации и повышение информационной культуры педагога. Необходимое условие создания информационной образовательной среды - материально-техническая база, которой должна быть обеспечена локальной учебно-административной сетью, содержащей информацию по всем направлениям образовательного процесса, дополнительным компьютерным центром, имеющим доступ в Интернет и медиатеку, лабораторией дипломного и курсового проектирования, электронными каталогами в библиотеке и читальном зале, электронными учебными комплексы и отдельными пособиями. Особое внимание методическая служба уделяет разработке Баз данных по таким направлениям, как «Учебные планы и про­граммы», «Дистанционное образование», «Дополнительное образование», «Intranet-канал для студентов», «Intranet-ка­нал для преподавателей», «Мониторинг качества знаний студентов», «На­учно-методическая работа», «Электронная библиотека», «Педагогическая нагрузка», «Библиотечный фонд», «Центр содействия трудоустройству», «Абитуриенты», «Кадры (личные дела)», и т. д., при этом каждая из вышеназванных баз имеет собственную структуру. Всё это формирует единую информационную оболочку «Электронный техникум». Так база данных ИМЦ техникума позволяет решить проблемы сбора и систематизации входной информации, контроля состояния учебно-методической работы, текущего контроля и управления квалификационным статусом педколлектива.

Для преподавателей техникума было организовано обучение на курсах «Оператор ПЭВМ»; «Работа в сетевой тестовой оболочке», «Работа в компьютерной сети техникума», «Работа с Интернет и электронной почтой».

г) Создание системы организационных связей «кафедра техникума – кафедра ВУЗа»: заключены договора с высшими учебными заведениями региона о сотрудничестве и совместной деятельности, определены направление работы, включающие: разработку сквозных учебных планов (3); использование технологий высшей школы; привлечение к работе в техникуме профессорско-преподавательского состава ВУЗа (4); оказание методической и консалтинговой помощи; рецензирование и экспертная оценка методических работ; стажировку преподавателей на кафедрах ВУЗов (за последние 2 года – 4); учебу в аспирантуре преподавателей техникума – 3; получение второго высшего образования – 4; совместную разработку учебно-методических пособий – 3; проведение совместных заседаний кафедр, что способствует постоянной систематической работе преподавателя над повышением теоретического уровня и профессионального мастерства в целом.

д) Привлечение преподавателей техникума к участию в работе экспертного совета, как в рамках собственного образовательного учреждения, так и других ССУЗов. Преподаватели техникума принимали участие в аттестации в средних специальных учреждений региона, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне преподавателей, а также способствует обогащению опытом других ССУЗов.

е) Создание преподавателями учебно-методических комплексов на основе современных требований ГОС. Данные комплексы включают в себя учебно-практические пособия, рабочие тетради, краткие курсы лекций и т.д. Такая работа требует от преподавателей приобретения дополнительных умений по составлению, компоновке, отбору материала, оформлению пособия, поэтому ВТГ подготовлены методические рекомендации по данной проблеме.

Контрольно-корректировочный этап включает проведение итоговой диагностики эффективности функционирования созданной  совокупности условий и обобщение результатов инновационно-экспериментальной деятельности, определение их значимости для развития образовательного учреждения. Уже сегодня отмечается устойчивый рост преподавателей, имеющих квалификационную категорию; присутствует положительная динамика состояния учебно-методических работ; в том числе имеющих внешние рецензии; динамика удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью имеет тенденцию к росту.

Отсюда задачи инновационной (экспериментальной) деятельности ИМЦ на перспективу:

- выявление и корректировка на основе самодиагностики и экспертной оценки затруднений педагогов в организации научно-методической работы, Особое внимание будет уделяться разработке базы данных по педагогическим затруднениям и типовым решениям выхода из них, а также Базы данных с информацией о психолого-педагоги­ческих и концептуально-философских инновациях в сфере профессионального образования;

- создание совокупности условий, обеспечивающих мотивацию педагогов к исследовательской деятельности, к повышению квалификации, к переходу преподавателей из режима информирования в режим консультирования и управления,

- организация регулярной мониторинговой деятельности, позволяющая повысить творческий потенциал преподавателей.

Мы убеждены, что такая детальность в настоящее время должна осуществляться на основе современных информационных технологий, позволяющих ориентировать управление и ор­ганизацию в целом на командную работу. Очевидно, что рабочие группы (кафедры, научно-методический совет, учебная часть, психологический центр и т. д.) будут работать эффективно, если будут владеть нужным объёмом информации и использовать ее для взаимодействия. Реальность ныне такова, что каждый ССУЗ должен иметь собственную модель информатизации управления методической службой, специфическую информационную среду и творческий педагогический коллектив, обладающий информационной культурой. Мы предлагаем вам познакомиться со структурно-функциональной моделью научно-методической службы (в центре которой ИМЦ) техникума лёгкой промышленности, с разными направлениями её деятельности, позволяющими решать проблемы повышения квалификации педагогических кадров; разработку и апробацию модели мониторинговой службы ИМЦ, формирование единого информационного образовательного пространства.

 


 

Подпись: Структурно-функциональная модель научно-методической работы
Комсомольского-на-Амуре техникума легкой промышленности