Информатизация в системе СПО: наш опыт и представление о проблемах и перспективах развития.
Гавриленко А.Н. Гусевский стекольный колледж.
Хотелось бы выделить несколько направлений, которые мне представляются актуальными и требующими внимания в сфере информатизации в образовании.
1. Собственно образовательный процесс. 2. Культура организации использования сетей, в особенности глобальных. Проблемы безопасности. 3. Материальное обеспечение. 4. Разработка программных продуктов и технических решений для документооборота в учебных заведениях и обеспечения учебного процесса.
Образовательный процесс. Конечно, традиционное базовое образование необходимо. Уровень среднего образования, уровень колледжа, по сути и дает это базовое образование, а также нацелен на расширение базы по узким специализациям.
Сейчас мы говорим об информатизации в образовании. По моему мнению для подготовки хорошего специалиста, следует привлекать студентов, получивших достаточный начальный базовый уровень к решению современных практических задач. Эти задачи частично можно находить в самом образовательном учреждении, однако, большая их часть сосредоточена на производстве. Решение производственных задач, мало того, что необходимо, оно еще активизирует изучение современных технологий студентами, повышает интерес к обучению. Это наиболее важный момент - интерес к изучению и приобретение навыков решения современных задач. Практика применения такого подхода в Гусевском стекольном колледже показывает, что интерес к обучению значительно вырастает, по сравнению с изучением традиционных тем. А вот еще аргумент. В самом деле, зачем производить абстрактных специалистов? Тем более, что круг информационных проблем и технологий чрезвычайно динамичен, обширен и постоянно разрастается. Теоретики в информационном пространстве тоже нужны, но ими становятся немногие. Они в конечном итоге тоже решают практические задачи, разрабатывают новые направления и очень хороши для подготовки нового поколения. Однако наша сфера – среднее, наиболее обширное, звено. Но может возникнуть вопрос качества продуктов, сотворенных студентами. Конечно, в целом оно ниже. Но качество приходит с опытом и количеством, и лучше, когда их кто-то передает, чем молодежь сама будет набивать лишние шишки. Что делать? Видимо, можно поиграть с ними в игры, моделируя реальные ситуации. Так, например, у нас работает Гуменный Владимир Алексеевич. В рамках «Технологии разработки программного продукта», он создает миниатюрные группы, в которых распределяются роли: есть заказчики, разработчики, нормоконтролеры и др. Для большей эффективности, стоит менять роли после определенных этапов. Как говорили периодически приглашаемые нами лекторы из Московского авиационного института, в реальных жизненных условиях в таких группах бывают и роли - просто сходить за пивом. Кажется странным, но так система работает лучше, эффективнее. Конечно, мы не призываем ходить за пивом, но суть понятна – моделирование реальной ситуации. Поиграли, хорошо, а дальше можно попробовать включить студента в реальную группу по разработке программного продукта и выделить реальный кусочек работы (здесь не говориться о подсобных работах, а о реальных). Настоящая работа! Но посильная. Повышает ответственность и качество. Главное воспитать в человеке подход и ответственность, а дальше он сам будет стараться применять свои инструменты для качественных результатов. В нашем колледже студенты различных специальностей, а не только «информатики» участвуют в реальных проектах. По информационным технологиям у нас тоже появились успешно решенные производственные заказы и мы пытаемся разрабатывать новые. Хочется, чтобы нас слышали производственники. Ведь на самом деле, откуда молодые специалисты научаться решать реальные задачи, если им не давать эти задачи и не знакомить с современным кругом задач. Хочется, чтобы производственники не боялись привлекать наших студентов, а участвовали в их подготовке, как в своих реальных условиях, так и приходили к нам поучить наших студентов – их будущих работников и коллег. Хотеть, чтобы кто-то сделал – мало, надо это делать. Никто кроме производственников (извиняюсь за такое упрощенное название реальных специалистов) не знает лучше их собственные проблемы, надо вместе учить молодежь. Я призываю не бояться студентов, как варваров разрушителей, а участвовать в обучении студентов и находить для них реальные задачи. Кроме того, наши студенты-программисты очень обширно связаны межпредметными связями со всеми специальностями, и наоборот. Бывают даже случаи, когда, став в колледже специалистом по технологии стекольного производства, студенты поступают в ВУЗы по профилю информационных технологий. На мой взгляд это хорошо, специалисты становятся более универсальными и смогут находить неординарные решения. Одной из постоянных форм обучения в нашем колледже в последние несколько лет стали студенческие конференции. Тоже очень эффективный метод обучения. Это хорошо организует учеников. Одно дело представить свой доклад уже давно знакомой группе, другое дело – в несколько раз большой аудитории незнакомых людей и в том числе специалистов современных предприятий – может быть их будущим работодателям. Да, на конференциях выступают и студенты со своими работами, и специалисты фирм и предприятий. Здесь происходит и обучение, и обмен опытом, поиск новых задач, зарождается тесное сотрудничество предприятий и студентов. Бывали случаи, когда руководители фирм приглашали, еще не окончивших обучение, студентов к себе на работу. Значит интерес взаимный есть. Такие конференции чаще у нас чаще проводятся по информационным технологиям и по технологиям стекольной промышленности, однако бывают и смешанные варианты. Различные конкурсы, олимпиады, участие в выставках или даже только посещение выставок также поддерживают интерес к обучению у студентов. Мы стараемся по возможности использовать и эти методы, хотя они требуют определенных затрат. Однако, иногда бывают успехи, приносящие гранты на развитие определенных тем. Так, в последние два года наши студенты специальности «Прикладная информатика» в международных школах-семинарах завоевывали гранты на завершение своих проектов. Теперь хотелось бы коснуться роли преподавателей. Даже самый лучший преподаватель – специалист в своей области, когда-то исчерпает свой потенциал. Динамичных информационных технологий это особенно касается. Нужно повышение квалификации, причем частое. Как это делать? Прежде всего самообразование и взаимосвязи с коллегами, как и этот семинар, которому предназначен настоящий доклад. В этом хорошо помогают периодические издания и в том числе публикации в Интернет, легкодоступные электронные версии журналов и т.п. технологии. Однако преподавателям нужно изучать периодически на каких–нибудь курсах новые технологии: то ли язык программирования, то ли системы безопасности и т.д. Уж слишком быстро меняется информационный мир. Это больше обращение к нашим руководителям, чтобы больше содействовали нашему повышению квалификации. Мы же сами не многое можем. Но очень важно преподавателю освежать свои познания на современном производстве. Как это делать? Периодически уходить работать на производство? Возможно. Но, кажется, что следует привлекать к преподавательской деятельности специалистов с производства и организовывать на производстве курсы повышения квалификации преподавателей, а может быть совместно с преподавателями вести какие-либо проекты. Вариант сотрудничества представляется наиболее подходящим, поскольку другие не кажутся не очень осуществимыми. Во всяком случае следует поддерживать тех преподавателей, которые стремятся поддерживать связь с производством.
Материальное обеспечение.
Полагаю, что всем хорошо понятно, что в области информационных технологий не может быть развития без значительных регулярных финансовых затрат. Средства требуются и на современную технику, и на программное обеспечение, и на литературу, и на средства связи. А все это стоит очень дорого и часто обновляется. Например, если посчитать сколько стоит техника и программное обеспечение, используемые в одном компьютерном классе в течение учебного года, то по это получаются миллионы рублей.
Потратиться конечно придется как на дорогие игушки, ребенок любого возраста пока играет - что-то сломает. Но иначе мы их не научим.
По меньшей мере следует обратить внимание на необходимость ремонта и оборудования компьютерной техники и выделять на это средства. Ситуация на настоящий момент такова. Новая техника (например Pentium IV) сейчас очень быстро выходит из строя по сравнению с техникой, выпущенной ранее (прежние модели Pentium). Происходит это по нескольким причинам. 1. Техническая причина. БОольшая мощность процессора и других устройств приводят к большому нагреву и вследствие этого к более быстрому износу. С учетом того, что производитель комплектующих старается для конкуренции снизить цену на оборудование, он часто снижает ее за счет упрощения схем и недоустановки в блоки более мощных элементов и узлов. В итоге эти узлы стоят дешевле и выполняют свои функции, но работают на пределе своих возможностей и при малейшем повышении нагрузки выходят из строя. Так, если засорившийся вентилятор вращается медленнее и схема защиты в блоке питания упрощена или отсутствует, то это блок питания очень быстро выходит из строя, практически в течение года. И это тенденция, она характерна и для других комплектующих. 2. Финансовая причина. Располагая недостаточным количеством средств на развитие, в частности на приобретение техники, мы стараемся экономить и покупаем дешевую технику, чтобы обеспечить большее количество рабочих мест. Причем берем не самые мощные модели, а самые распространенные и оптимальные по цене. А надежная техника стоит в несколько раз дороже при тех же функциональных характеристиках. Например, можно сравнить компьютеры, собранные из азиатских частей, с аппаратами HP Compac или IBM. Это разница в несколько раз.
Мы же покупаем детям игрушки. Играя, они учатся. А когда вырастают, им эти игрушки становятся ненужными. А пока учатся, они их испытывают на все возможности и на прочность, игрушки ломаются. И мы тоже учим детей, хотя и больших, и мы должны на них тратиться. А если не будем тратиться, вкладывать, то ничему и не научим. Ведь просто невозможно без техники их учить, если хотим, чтобы они с ней умели работать, ее создавать и использовать.
Культура организации использования сетей, в особенности глобальных. Проблемы безопасности.
На сегодняшний день эта проблема ощущается остро! Становиться ясно, что учить студентов следует элементарной культуре. Не какой-то особой, а обычной культуре и уважению, если уважительное отношение есть, то и в сети и в вопросах безопасности оно проявляется. Создается такое впечатление, что многие не просто занимаются фальсификацией, вредительством и т.п., но многие просто не имеют представления о культуре и уважении. Просто не имеют представления! Мы учим детей лидерству, высоким технологиям, а не учим культуре в достаточной мере. Сейчас я говорю в общем о проблеме. Получается, что мы готовим высокотехнологичных пакостников и разрушителей достижений современной цивилизации. Кто может точно сказать, к чему это приведет? Определенно можно сказать то, что в такой ситуации, сколько не создавай средства зашиты - не спасешься от злоумышленников. Интернет превратился в большую помойку и средства распространения разврата и разрушения. Вместо работы, например, с той же электронной почтой, приходиться тратить гораздо огромное количество времени и ресурсов на расчистку почтовых ящиков. Приходиться бороться с вирусами, последствиями взломов и воровства. И все это вместо работы. А есть ли у нас в учебных планах и в наших стараниях работа по обучению культуре общения и в том числе, общения в сети? Не кажется ли вам, что этому следует уделять колоссальное внимание?
А по вопросу развития систем документооборота, управления учебным заведением и образовательным процессом (АСУ колледж). Скажу лишь только, что здесь не все решено. Для развития этого направления, видимо, следует объединять усилия всех желающих учебных заведений и привлекать постоянно работающие группы сформировавшихся уже имеющих опыт специалистов. Программные продукты создавать с открытым для модификации кодом и всем тесно сообща работать. Таково мое представление.
|