ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Казаков М.М.
(Смоленский гуманитарный университет)

 

 

С древнейших времен до наших дней главным содержанием образования является информация, а главной фигурой обучения – учитель. Эффективность образовательного процесса всегда измерялась способностью обучаемого воспроизвести и применить на практике информацию, полученную от преподавателя.

За пять тысячелетий существования человеческой цивилизации принципиальных изменений в учебном процессе произошло не столь уж много, если сравнить эти изменениями с другими сферами человеческой деятельности. В самом деле, сейчас, как и тысячи лет назад основной формой передачи информации от учителя к ученику является устная речь, а основным способом проверки усвоения этой информации – все те же устные ответы ученика на вопросы преподавателя.

Тем не менее, в истории человечества можно выделить несколько моментов, когда величайшие изобретения оказали прямое влияние на технологии обучения.

Во-первых, изобретение книгопечатания около 5 веков назад, что привело к существенному изменению информационной составляющей учебного процесса. Учащиеся получили доступ к книгам, которые стали мощным фактором развития образовательного процесса и очень значительно увеличили объем информации, которую стало возможным усваивать непосредственно и самостоятельно, без помощи или с помощью учителя.

Во-вторых, изобретение радио, телевидения и передачи текстов, аудио и видео информации на расстояние около 100 лет назад, что сделало возможным обучение на расстоянии без «живого» учителя и привело к появлению дистанционного образования.

Наконец, в-третьих, изобретение информационных технологий и Интернета около 20 лет назад, что выводит образовательный процесс на качественно новый уровень в начавшемся XXI веке.

Внедрение информационных технологий в образование осуществляется в трех направлениях:

1.     Совершенствование очного обучения путем технологизации учебного процесса, применения эффективных методов обучения и новых образовательных технологий.

2.     Совершенствование заочного обучения и развитие дистанционного образования путем применения телекоммуникационных и новых образовательных технологий.

3.     Разработка и внедрение новой образовательной парадигмы.

За последние 10 лет первое и второе направление более или менее успешно осваивается как преподавательским корпусом, так и учащимися. Главным препятствием движения в этих направлениях является консерватизм значительной части преподавателей и некоторой части учащихся, приверженность старым педагогическим методам и концепциям, низкая техническая оснащенность множества учебных заведений разных уровней, а также недостаточная информационная грамотность.

Тем не менее, применение информационных технологий в традиционном учебном процессе (очном и заочном) уже к настоящему времени стало не только фактом, но и фактором, существенно повысившим его эффективность. Технологизация очного обучения в основном сводится к следующему: применение разнообразных презентаций при передаче преподавателем информации обучаемым с полноценной наглядностью и мультимедийными средствами, применение виртуальных моделей и специального программного обеспечения при проведении лабораторных елей с применением полноценной наглядности и мультимедийных средств, четкая структуризация материала, применение виртуальных и практических работ, консультации обучаемых по электронной почте, предоставление им различных материалов для самостоятельной работы в электронном виде, использование Интернет-ресурсов в учебном процессе.

Третье направление - новая образовательная парадигма - разрабатывается лишь в отдельных столичных вузах и отдельными энтузиастами на периферии. В основу этой парадигмы положена модель открытого образования. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

Открытое образование - система, в которой индивидуумом осуществляется достижение и подтверждение образовательного ценза. Образовательный статус подтверждается и совершенствуется в течение всей жизни, а не привязывается к раз и навсегда выданному диплому.

Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Суть перехода к новой парадигме образования можно свести к следующему:

Старая парадигма образования

Новая парадигма образования

Занятия строго по расписанию, составленному администрацией

Курсы по выбору с помощью тьютора

Академический календарь

Обучение круглый год

Учебное заведение как здание, место

Учебное заведение как идея

Диплом раз и навсегда

Обучение в течение всей жизни

Студент = 18-25 лет

Студент в любом возрасте

Основной источник знаний – учебники, книги, печатные материалы

Любая информация круглосуточно по желанию

Информация подается в качестве единичного продукта

Повторное использование всей информации

Обучение только в классе, аудитории

Обучение в любом месте

Студент как «боль» и предмет тревог и волнений

Студент как клиент, который всегда прав

Массовое обучение

Индивидуально-ориентированное обучение

Фокус на учебное заведение

Фокус на рынок

Технологии как расход

Технологии как дифференциатор

 

В последнее время информатизацию образования нередко обозначают термином «электронное обучение» (e-learning). Этот термин получил широкое распространение, и чаще всего под ним понимаются  различные формы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, а также дистанционное обучение с помощью компьютера и каналов связи. Несмотря на негативное отношение к электронному обучению значительной части нашего общества, вызванного в первую очередь низким уровнем информационной культуры, хотелось бы остановиться на новых возможностях, которые оно открывает в сфере образования.

Во-первых, электронное обучение позволяет охватить все категории населения (возрастные, социальные, национальные, региональные и т.п.) и приводит, таким образом, к появлению новых рынков образовательных услуг.

Во-вторых, электронное обучение позволяет составлять индивидуальную траекторию обучения в соответствии с индивидуальными особенностями, знаниями, наличием времени для обучения, материальными возможностями и т. д., что способствует развитию индивидуальных образовательных продуктов.

В-третьих, электронное обучение способствует появлению новых концепций обучения и моделей преподавания. Основу этих новых подходов составляет индивидуально-ориентированное обучение, в котором главный фокус сосредоточен на обучаемом, на его индивидуальных особенностях. При этом обучение становится активным, ориентированным на практическую деятельность.

В-четвертых, развитие электронного обучения означает доступность технологий, возможностей, ресурсов и резервов. Через Интернет информация может передаваться почти мгновенно. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать обучаемому информацию в любом удобном для него виде (текстовом, мультимедийном, анимированным и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными носителями.

В-пятых, электронное обучение имеет следствием повышение эффективности и качества учебного процесса. Оно позволяет снизить очень значительную часть традиционных расходов учебных заведений, оптимизировать и улучшить управление и существенно повысить оплату труда преподавателей. С другой стороны, внедряя информационные технологии, учебные заведения стараются повысить качество курсов и программ. Качество может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов, академической и административной поддержки студентов или с точки зрения возможных вариантов общения между преподавателем и студентом. Также качество может быть улучшено за счёт количества вариации в представлении учебного материала.

В-шестых, внедрение электронного обучения у нас в стране будет способствовать вхождению в мировое образовательное пространство. Переход к электронному обучению открывает новые перспективы для международной интеграции и участия в совместных образовательных проектах, как в рамках Болонского процесса, так и в других мировых интеграционных процессах.

 Внедрению информационных технологий в образование нет альтернативы. Информатизация образования приведет к тому, что качество образования станет иным, в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким, хотя, возможно, и менее фундаментальным. Изменятся стимулы к обучению, изменятся формы образовательного процесса, изменится его содержание. Главным же результатом изменений в сфере образования неизбежно станет новое качество жизни.