Обеспечение непрерывности и последовательности информационно-компьютерной подготовки – основа конкурентоспособности специалиста 21 века

                                                                                                  Д.Ю. Максимов, зам. директора

Златоустовского металлургического

 колледжа 

Если анализировать показатели приема в колледж 1999 – 2001 годов по количеству поданных заявлений, среднему баллу аттестатов, конкурсу по специальностям, то можно отметить явно прогрессирующую отрицательную динамику, особенно по техническим специальностям. Безусловно, на это повлияли объективные причины, поэтому позвольте начать с небольшой экскурсии в экономику нашего города.  Город Златоуст, с населением 200 тысяч жителей, находится на границе Европы и Азии в центре Уральского хребта. Он был основан купцами Демидовыми в 1754 году как поселение, которое должно было обслуживать железоделательную фабрику. Город знаменит как металлургический. У нас жил и работал ученый-металлург П.П. Аносов, который раскрыл, секрет булатной стали.

 Златоуст до девяностых - это город с развитой металлургической, военной и тяжелой промышленностью, богатыми культурными и трудовыми традициями.  

Градообразующее предприятие - металлургический комбинат является базовым для нашего колледжа.

 До конца 80-х годов ОАО ЗМЗ специализировался на изготовлении уникальных марок стали для космической и военной промышленности.  Показатели роста производства в 2000 и 2004 годах на сегодняшний день демонстрируют положительную динамику выпуска новых видов и объемов продукции, модернизации оборудования и технологических процессов и, что нас особенно радует, возросшую востребованость  в выпускниках колледжа.

В какой-то степени, в результате активизации производства, наше учебное заведение - это 1700 студентов, обучающихся по 9 специальностям, 6 из которых востребованы заводом, и остальные востребованы в горнозаводском крае. Колледж сегодня - это 2 учебных корпуса; 25 лабораторий, 46 кабинетов, 5 мастерских, 9 компьютерных аудиторий.  Мы обеспечиваем студентам и преподавателям двадцатичетырехчасовой выход в Интернет с любого рабочего места, использование    нашего портала и сайта.

Укрепились корпоративные связи, об этом свидетельствует возобновление договора о совместной деятельности, на основании которого мы поставляем кадры для конкретных рабочих мест,  имеем оплачиваемые места прохождения практики,  реальные и актуальные  темы курсовых и дипломных проектов.

 Фундамент сегодняшнего плодотворного сотрудничества  был, по нашему мнению, заложен в 2001 году.  Сопоставляя амбиции по стратегии развития учебного заведения и динамику набора, было решено исследовать  потребности социальных партнеров  на предмет определения приоритетов в образовании.

 Обобщив полученные данные, инициативная группа вышла на педагогический совет с предложениями, представленными в виде комплекс­ной программы реализации пожеланий социальных партнеров, т.е. (свободное владение персональным компьютером в рамках будущей специальности и на уровне пользователя; свобода выбора высокооплачиваемой работы с возмож­ностью дальнейшего роста; продолжение обучения на следующем уровне с дип­ломом колледжа). Педагогический совет колледжа в декабре 2001 г. на основании предложений и плана работы принял программу инновационного развития на тему «Обеспечение непрерывности и последователь­ности информационно-компьютерной подготовки».

На основании проведенных исследований и практической реализации программы,  в марте 2004 года приказом ИПР СПО РФ на базе нашего колледжа была открыта экспериментальная площадка.

В результате мы заново обратились к трудам ученых педагогов, психологов, философов. Хотелось бы привести суждение которое наиболее ярко раскрывает нашу позицию в вопросах информационно-компьютерной подготовки.

Это слова Б.С. Гершунского «Постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, и их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективной реализации многих профессиональных, экономических, социальных проблем…».  Далее он продолжает… «Речь идет об изменениях содержания образования, об овладении информационной культурой…понимаемой как высшее проявление образованности…» (Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998. – С. 65). Слова ученого находят свое место в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 год, в которой одной из задач ставится «Развитие информационной культуры, динамично развивающейся и совершенствующейся».

Мы все когда-то учились писать – это был скорее всего первый класс, но, даже продолжая обучение в университетах и аспирантурах, мы продолжаем фиксировать свои мысли на чистом листе бумаги. Давайте на секунду представим, что, получив навыки  в начальной школе, мы более никогда не брали ручку и не написали ни единого слова…  Даже в таком, казалось бы, обыденном деле, как письмо необходима непрерывная тренировка. Она дает возможность превратить обучение написания отдельных символов в мощный инструмент самовыражения лишь при соблюдении принципа непрерывности и последовательности в процессе подготовки.

Точно также обстоит дело и с овладением информационно-компьютерными технологиями (ИКТ). Лишь соблюдая принцип непрерывности и последовательности в овладении ИКТ, можно превратить их в мощный инструмент, средство как  профессиональной, так и  любой другой деятельности.

Но все, о чем говорилось выше, явно противоречит с ГОС СПО второго поколения практически для всех технических специальностей. График учебного процесса, который предлагает стандарт  в части освоения ИКТ, выглядит следующим образом. 

Отсутствие компьютерных дисциплин в IV, V, VI, VII семестрах приводит к тому, что в VIII семестре в течение 50 часов приходится заново овладевать элементарными практичес­кими навыками работы на ПК и результат освоения компьютера за весь срок обуче­ния сводится к нулю.

В случае такого распределения часов компьютерного времени, мы полагаем, что не только нет возможности обучить студентов специальным компьютерным програм­мам, но нельзя даже говорить о привитии элементарных пользовательских на­выков.

Для реализации принципа непрерывности подготовки, выполняя пожела­ния социальных партнеров, мы модернизировали график учебного процесса.

Во-первых,  в четвертом семестре добавлены часы компьютерной подготовки в рамках часов учебной практики.

Кроме обеспечения непрерывности подготовки преследовалась цель выпол­нения требований профессии «Оператор ЭВМ». В результате студент после окончания второго курса, овладев необходимым минимумом знаний и успешно сдав итоговую работу, получает дополнительную профессию.

Большое значение имеет применение компьютерной техники, офисных и специальных программ и при изучении общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин: основ философии, основ права, основ социологии и политологии, математики, технической механики, материаловедения, измерительной техники, инженерной графики, при преподавании которых используются Word, Excell, Power Point, Компас, Cad, тестирующие оболочки – все это позволяет постоянно закреплять и совершенствовать навыки работы на компьютере. Итак, это первая часть модернизации.

Во-вторых, в V и VI семестрах в рамках часов по выбору студентов введена дисциплина «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» в объеме 132 часа. Это время отведено компьютерному моделированию по специальности.

При такой организации учебного процесса дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в объеме 50 часов является логическим завершением подготовки специалиста, владеющего информационными технологиями и офисной техникой.

Я хочу еще раз заострить ваше внимание, на том что все инновации мы проводим для технических специальностей, имеющих радикальное отличие от экономических и других специальностей СПО, так как в процессе подготовки требуется большое количества дорогостоящего специализированного лабораторного оборудования, оснащенных мест производственной практики и разнообразное программное обеспечение.

Понимая всю сложность, комплексность, разноплановость работы по внедрению инновации, мы постарались детально учесть все аспекты организации. На этапе подготовки к практической апробации провели структурные изменения, подготовили педагогические кадры, разработали критерии и виды мониторинга, в том числе и для обеспечения психологической поддержки эксперимента. Структура сопровождения эксперимента выглядит таким образом:

 

Приведенные выше структуры обеспечивают ведение основных видов деятельности по эксперименту

 

 

Комплексно планируя работу и проводя мониторинг результатов выполнения этапов инновационной деятельности, мы, находясь на этапе практической апробации выдвинутых гипотез,  можем сегодня говорить о следующих результатах:

- По итогам выступлений перед слушателями курсов повышения квалификации, участниками совещаний, конференций, проводимых ИПР СПО РФ по тематикам инновационной деятельности, представленной итоговой работы по этапу эксперимента, результаты подтверждены актом о внедрении за подписью проректора института.

- Серебряной медалью ВДНХ отмечены проекты и наши экспозиции по тематике эксперимента на Всероссийских форумах Образовательная среда 2004, 2005 годов

- Дважды дипломами были удостоены разработки и выставочные материалы, представленные на форумах «Современная образовательная среда» в Сокольниках.

- Мы стали победителями регионального конкурса сайтов учебных заведений в номинации «Молодая смена».

  - Положительными отзывами отмечены выступления на:

·            XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в г. Троицке на тему «Мониторинг образовательного процесса на основе информационных технологий» (методист по мониторингу Шипилина Н.Б.).

·             Всероссийском семинаре «Развитие инновационных процессов в системе СПО» в г. Казани по тематике «Комплексная информатизация и компьютеризация учебного процесса». (Заместитель директора Максимов Д.Ю., Барышников С.Ю.).

·           Всероссийском совещании-семинаре «Информатизация в системе СПО» в г. Челябинск «АСУ и М колледжа на основе собственных программных продуктов» (Председатель  комиссии «Информатики и компьютерного сопровождения», старший  программист Кучеров С.А.).

·           Областной конференции по психологическому сопровождению образовательного процесса в г. Челябинске по тематике «Психологическое сопровождение инновационной деятельности», материалы выступления дополнены и в настоящее время имеют гриф ИПР СППО РФ. (Руководитель психологической службы Гильманова Р.К.).

Выступления на всех форумах были связаны с инновационной деятельностью по внедрению непрерывности и последовательности информационно-компьютерной подготовки .

Инновационная деятельность позволила нам:

·           значительно повысить творческий потенциал педагогов;

·           на основании мониторинга оперативно корректировать образовательный процесс;

·           выйти на новый уровень материально-технической оснащенности учебного заведения;

·           расширить воз­можности и разнообразие применения различных методик обучения с внедрением ИКТ;

·           активизировать интерес студентов к будущей специальности,

·           качественно изменить работу по руководству творческой деятельностью студентов и выйти на уровень научно-исследовательской работы  творческих студенческих лабораторий и студенческо-преподавательского общества науки и творчества.

Главными итогами экспериментальной площадки уже сегодня стали:

·           стопроцентное распределение выпускников технических специальностей;

·           повышение конкурсности набора;

·           положительные отзывы работодателей.

Однако возвращаясь к проблемам инноваций в области внедрения информационно компьютерной подготовки студентов технических специальностей ГОУ СПО «Златоустовский металлургический колледж» предлагает внести в проект решения предложение: об открытии лаборатории «Информационно-коммуникационных технологий»на базе нашего колледжа. Задачами деятельности которой должно стать:

·           создание и внедрение программных продуктов;

·           наполнение оболочек

·           научное и методическое сопровождении инновационной деятельности.

Это предложение поддержано ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса в лице президента. А реализация данного проекта, в котором заинтересованы 54 учебных заведения металлургической промышленности, зависит от рекомендаций настоящего совещания и финансовой поддержки Федерального агентства по образованию.