ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В ТОЛЬЯТТИНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Мананников А.В., заместитель директора по информатизации, ТПК, г. Тольятти
В современный период реформирования всех сфер деятельности особое внимание уделяется реформе образования - основы развития России. Одной из ее целей является оптимизация выделяемых финансовых средств с одновременным сохранением и повышением качества образования в целом. Одним из быстрых и эффективных методов оценки качества знаний студентов и работы преподавателя является электронное тестирование студентов. К числу несомненных преимуществ такой системы относится возможность быстрой обработки результатов и сообщения их участникам тестирования. Это нововведение вызывает симпатии как самих учащихся, так и их экзаменаторов, так как: ü отсутствует субъективный фактор оценки. С преподавателя снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим дисциплинам. ü уменьшается нервозность студента при сдаче зачета или экзамена. Зачастую волнение и боязнь преподавателя не позволяет некоторым студентам показать полностью свои знания. ü время, выделенное на прохождение теста, ограничено. Из-за лимита времени тестируемому очень сложно воспользоваться шпаргалками или чьей-либо помощью. Учитывая вышеперечисленное, а также тот факт, что этот метод проверки уже применяют и для внешней оценки качества работы учебного заведения в целом, необходимость внедрения системы тестирования становится очевидной. Однако всеобщему внедрению такого метода оценки мешают трудности в процессе работы с компьютером, как у студентов, так и у преподавателей, обусловленные недостатком практики работы на ПК. Исследования, проведенные в Дальневосточном государственном университете, показывают, что результирующая оценка после второй попытки электронного тестирования по любым предметам выше оценки, полученной после первой попытки. Последующие попытки тестирования дают еще небольшое улучшение результата. Очевидно, что такая разница в оценках обусловлена в основном не знаниями тестируемого, а факторами его привыкания к форме подачи вопроса, адаптации к интерфейсу тестирующей программы, знанием методики ответов на вопросы. На основании проведенных исследований были предложены следующие рекомендации: для объективного выяснения знаний тестируемого он должен иметь возможность пройти тест не менее трех раз. Именно такой путь был избран в ТПК. После рассмотрения нескольких вариантов коммерческих тестирующих систем была разработана собственная программа, входящая в состав автоматизированной системы управления учебным заведением «Колледж». Проверка знаний в нашей программе может проводиться по любому предмету, вопросы могут быть представлены с использованием графики (рисунков, чертежей, формул, фотографий, диаграмм, схем, эпюр и т.д.). Преподаватели ТПК уже оценили преимущества электронного тестирования. - при повсеместном переходе к безбумажным технологиям электронное тестирование позволяет отказаться от выдачи на руки студентам бумажных экземпляров заданий, которые рвутся, теряются, устаревают и.т.д. - экономится время преподавателя на утомительной проверке результатов, так как компьютер сообщает студенту оценку сразу после прохождения теста, а преподаватель получает полный список студентов с результатами тестирования и процентным соотношением правильных ответов от всего объема заданных вопросов - вопросы теста на каждом компьютере выдаются в произвольном порядке, и рядом сидящие студенты отвечают на разные вопросы, что избавляет вас от необходимости создания множества вариантов теста. На данный момент в колледже обучаются более 2000 студентов по 17 специальностям, и в общем доступе в локальной сети (около 200 студенческих рабочих мест) находятся множество унифицированных по формату и интерфейсу тестов различной тематики и любой студент может проверить свои знания по интересующему его предмету. Тесты имеют удобную систему настройки; в работе тестовой программы используются возможности Microsoft Word, что позволяет легко интегрировать графику и формулы в вопросы. Программа позволяет выдавать определённое количество вопросов из теста, а значит большой итоговый тест по всему курсу можно использовать, выдавая с 1 по 12 вопрос(1-я тема) в сентябре, с 13 по 20 – в октябре и т.д. В режиме тренировки программа не ограничивает тестируемого по времени и количеству попыток, и сообщает оценку, не занося ее в отчет. В режиме проверки результаты тестов заносятся в общую базу данных для анализа и обработки. При этом данные студента (фамилия, имя, группа) однозначно соответствуют его сетевому имени, т.е. для работы достаточно зарегистрироваться в сети и запустить тест – все остальное система “узнает” сама. Таким образом, в любой учебный день можно осуществлять мониторинг знаний по конкретному предмету любой группы, так как преподаватель может ограничить количество выдаваемых вопросов в соответствии с пройденным на данный момент материалом. Для удобства преподавателей, не имеющих учебных часов непосредственно в компьютерных аудиториях, создан специальный компьютерный класс электронного тестирования на 30 мест. Для тренировки студентам дополнительно выделено 10 рабочих мест в читальном зале библиотеки. Модуль “Тестирование” помогает строить картину успеваемости в разрезе учебных групп, анализировать успеваемость различных групп по одному предмету и оценивать работу разных преподавателей по одной дисциплине. Введение новых методов контроля знаний, причем на всех этапах обучения поможет студентам без особого труда освоиться в стремительно обновляющейся системе образования.
|