Информатизация учебного процесса в колледже: основные направления работы и проблемы.

 

Зав.отделом информационных технологий

ТГИЭК им.А.Н.Коняева,

преподаватель спец.дисциплин

Шишутова Елена Николаевна

Введение

Бесспорно, что внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности – объективный процесс развития нашего общества. Система образования составляет одну из важнейших областей её применения. В современных условиях вопрос об информатизации сферы российского образования является одним из главных в разработке дальнейшей стратегии развития современного российского образования, как в теоретическом, так и практическом смысле.

Главной целью информатизации в учебном заведении является повышение качества подготовки будущих специалистов посредством внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Информатизация учебного заведения в первую очередь основана на хорошей базовой компьютерной подготовке и реализации принципа непрерывного применения информационных технологий в учебном процессе.

Основные направления

Чтобы определить основные направления работы в учебных заведениях по информатизации учебного процесса, можно составить следующую логическую схему (на примере ТГИЭК):

 

 

Документы,  определяющие деятельность учебного заведения по внедрению информационных технологий в учебный процесс:

  • «Концепция создания информатизации сферы образования РФ»
  • «Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России»
  • «Положение об отделе информационных технологий»
  • «Перспективный план развития информационной базы колледжа на 5 лет»
  • «Годовой план работы отдела информационных технологий»
  • Нормативно-правовая база.

 

Информатизация непосредственно учебного процесса:

            Это в первую очередь автоматизация управления учебным процессом на технологическом уровне, которая включает в себя использование широко известных разработок в виде обучающих программ, электронных учебников, программ контроля знаний, лабораторных и тренажерных комплектов и других программных и программно-аппаратных продуктов дидактического назначения, а также использование опыта комплексной автоматизации, а именно информатизации лекционных и практических занятий в аудиториях, оснащенных средствами автоматического представления учебного материала.         

 

Информатизация учебно-организационной и кадрово-экономической деятельности учебного заведения:

Предполагает выполнение работы по внедрению и использованию информационных технологий в организационной деятельности колледжа.

Направления работы:

  • организация и ведение информационных баз данных и банков данных, состоящих из нормативной, справочной, инструктивной и другой информации; анализ деловой и другой информации, связанной с деятельностью колледжа;
  • создание и поддержка автоматизированных рабочих мест сотрудников основных структурных подразделений (администрации, отделений, диспетчерской службы, библиотеки, бухгалтерии, отдела маркетинга и т.д.);
  • создание или приобретение автоматизированных систем управления деятельностью колледжа и проведение работы по созданию, внедрению и развитию действующих отдельных элементов автоматизированной системы управления. Использование известных систем составления расписания, информационных систем обслуживающих учебные части (АСУ колледж, АСУ абитуриент), библиотеки (АРМ библиотекаря) и прочих;

Информационные системы и WWW- технологии

Направление работы:

  • разработка, внедрение и сопровождение программной и методической продукции для учебного процесса;
  • выпуск собственных учебных и иных мультимедиа продуктов; использования мультимедиа-технологий;
  • создание информационных ресурсов для глобальных сетей; разработка, создание, оптимизация Web-сайта колледжа и его поддержка;
  • разработка единых стандартов при создании программных продуктов.

Локальные сети

В учебных заведениях обычно функционируют локальные вычислительные сети (ЛВС) - административного и учебного управления, лабораторий ВТ.

Направления работы:

  • оперативно-административное руководство локальными сетями;
  • выполнение работ, связанных с внедрением новых технологий и развитием сетей;
  • разработка адресной и маршрутной политики сетей;
  • организация проведения мероприятий по обеспечению безопасности в сетях.

 

Техническое обслуживание

Ремонт вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, поддержка системного обеспечения компьютеров. Консультирование преподавателей и сотрудников в области информационных технологий.

Повышение информационной культуры преподавателей и сотрудников. Подготовка и переподготовка специалистов по использованию в учебном процессе информационных технологий.

 

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс в ТГИЭК

В своем выступлении я и мои коллеги, которые приехали со мной на этот семинар, хотели не только поделиться опытом каким образом у нас в колледже осуществляется информатизация учебного процесса, но и указать на те проблемы, с которыми приходиться сталкиваться нашему коллективу.

            Компьютерная грамотность является элементом общей культуры, повышает возможности наших выпускников на рынке труда. Наши студенты, чтобы в полной мере могли удовлетворять требованиям, предъявляемым на рынке труда, должны сегодня свободно владеть современными программными продуктами.

Внедрению информационных технологий в образовательный процесс уделяется особое внимание. В 1994 году на базе колледжа в целях дальнейшего повышения уровня подготовки специалистов со средним специальным образованием и в соответствие с требованиями Государственного Образовательного Стандарта РФ был создан отдел информационных технологий. На сегодняшний день колледж  располагает достаточно большой базой вычислительной техники и программного обеспечения.  Отдел информационных технологий, в состав которого входят 14 лабораторий вычислительной техники, отдел редакции и печати, является объединением квалифицированных заведующих лабораториями вычислительной техники и преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, а также других сотрудников колледжа.

Каждая специальность колледжа представлена своими лабораториями вычислительной техники, парк которых постоянно обновляется и модернизируется. Направления работы лабораторий ВТ скорректированы в первую очередь с работой самого отдела ИТ.

На данный момент времени в колледже работают следующие  лаборатории ВТ:

1.  Лаборатория №1 «Компьютерной обработки экономической информации и учебной бухгалтерии»;

2.  Лаборатория №2 «Информатики и ВТ;

3.  Лаборатория №3 «Информационного обеспечения управленческой деятельности»;

4.  Лаборатория №4 «Программирования для автоматизированного оборудования и ВТ»;

5.  Лаборатория №5 «Вычислительной техники, информатики и программирования»;

6.  Лаборатория №6 «Информационных технологий и программирования»;

7.  Лаборатория №7 «Программирования и баз данных»;

8.  Лаборатория №8 «Бухгалтерского учета, аудита и ВТ»;

9.  Лаборатория №9 «Операционные системы и среды»

10.  Лаборатория №10 «Документационное обеспечение управления»;

11.  Лаборатория №11 «Физики и ВТ» ;

12.  Лаборатория №12 «Маркетинга и компьютерной обработки информации»;

13.  Лаборатория №13 «Технического обслуживания ВТ и компьютерных сетей»;

14.  Лаборатория №14 «Компьютерных сетей и  сетевых технологий». 

 

 

 

Основная цель каждой лаборатории отдела  -  использование новых информационных технологий  для профессиональной подготовки  студентов колледжа, а также:

  • приобретение, разработка, апробирование и передача колледжу в использование программных средств для учебного процесса;
  • создание и ведение базы данных по программным продуктам, используемым в учебном процессе и автоматизации управленческой деятельности колледжа;
  • проведение семинаров и консультаций для преподавателей информатики, мастеров производственного обучения, руководителей колледжа;
  • помощь преподавателям и сотрудникам в выборе информационных технологий;
  • приобретение и внедрение в учебно-воспитательный процесс вычислительной техники, техническая поддержка работоспособности вычислительной техники;

§        расширение информационного кругозора студентов и преподавателей, путем приобщения их к ресурсам всемирной компьютерной сети Интернет.

§ формирование навыков поиска и систематизации необходимой информации, её фиксации и размножения в виде, удобном для визуального восприятия и проведения комплексного и технологического анализа.

§ повышение информативности и качества студенческих работ, выполняемых с применением современной электронной вычислительной техники.

§ повышение мотивации студентов к самостоятельному обучению в интегрированных средах дисциплин, самостоятельному выполнению дипломных и курсовых проектов, использованию базовых знаний и применению практических навыков при решении задач в любой предметной области.

§ развитие творческого потенциала студентов и преподавателей.

Отдел ИТ предоставляет студентам и сотрудникам следующие услуги:

•Работа на ПК с любой из установленной программ;

•Работа в глобальной сети Internet;

•Печать документов на принтере;

•Сканирование и распознавание текстов с помощью программы ABBYY Fine Reader;

•Запись информации на CD-R и CD-RW.

WEB-ресурсы и Интернет технологии колледжа обеспечивают:

·        совершенствование профессионально-информационной  культуры педагогов;

·         умение эффективного поиска и сбора информации;

·         развитие самостоятельности у студентов в изучении учебного материала;

·         эффективное обучение в режиме самообразования;

  • адекватную и быструю ориентацию в учебном материале как  у студентов так и у преподавателей.

Работа со студентами в колледже

Особое внимание отдел уделяет подготовки студентов в открытых мероприятиях колледжа.

Это:

  • участие в выставках научно-технического творчества;
  • организация и участие в областных и межрегиональных  олимпиадах по информатике и программированию;      
  • разработка программных продуктов, электронных учебников и  внедрение их в учебный процесс.

В 2003-2005г.г. студенты принимали активное участие в выставках научно-технического творчества не только местного значения, но и всероссийского. Они были награждены дипломами:

·        за участие в IX Международной выставке молодежных научно-технических проектов ЭКСПО – Наука 2003, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО;

·        за участие во всероссийской выставке научно-технического творчества молодёжи в 2004г.

§         в 2004г. впервые на базе колледжа проводился конкурс научно-технического творчества студентов ССУЗов России. На этом конкурсе студенты представляли три проекта в номинации «Информационное и программное обеспечение среднего профессионального образования», один из которых официальный сайт Тверского государственного индустриально-экономического колледжа имени А.Н.Коняева – визитная карточка нашего учебного заведения. Два проекта наших студентов – программа для расчёта проектирования сварной колонны и электронный учебник по Delphi, были официально зарегистрированы в каталоге научно-технического творчества молодёжи.

В разработке программных продуктов для подразделений колледжа  и обеспечения учебного процесса активное участие принимают студенты 3-4 курсов в рамках курсового проектирования. Под руководством преподавателей информатики в колледже работает научное студенческое общество, где  студенты специальностей направления 2200 ведут разработки программного обеспечения. В качестве постановщиков задач для них выступают руководители подразделений колледжа и преподаватели.

Студенты колледжа, получившие навыки работы с современными информационными технологиями, оказывают помощь в обслуживании и ремонте вычислительной техники и настройке программного обеспечения в качестве администраторов сети, лаборантов и техников отдела ИТ.

В 2004г. были начаты работы по созданию административной локальной сети. Сейчас мы находимся на этапе поиска, разработки, приобретения и внедрения программного обеспечения. В общую локальную сеть ТГИЭК должны входить практически все компьютеры колледжа (более 200 компьютеров на данный момент времени), как непосредственно в учебных аудиториях, так и на рабочих местах в администрации, в преподавательских, метод. кабинете, приемных заведующих отделениями и цикловыми комиссиями, в читальном зале библиотеки.

 

Внедрение программных продуктов

В настоящее время в ТГИЭК в рамках внедрения современных информационных технологий разрабатываются два основных проекта: “Библиотека знаний” и  АСУ “Колледж.

 “Библиотека знаний”

Целью этого проекта является облегчение доступа студентов и преподавателей к общим информационным ресурсам колледжа. Для этого на сервере колледжа должны быть выделены специальные разделы, где будет  размещаться информация по каждой  специальности: стандарты, учебные планы, примеры оформления курсовых и дипломных работ, методические разработки преподавателей колледжа, практические и лабораторные работы, тренажеры, теоретические материалы, электронные учебники и др. Доступ к этим ресурсам будет открыт для любого студента ТГИЭК внутри локальной сети колледжа (а затем из Интернета).

Всем пользователям обеспечивается доступ к сетевым версиям справочно-правовых систем “Консультант+”, «Гарант».

Для выполнения научных работ по рекомендации преподавателя студентам предоставляется выход в Интернет. Кроме этого, любому студенту обеспечивается бесплатный выход в Интернет на ограниченный круг сайтов различной тематики, расположенных в пределах сети провайдера.

 Второй проект - АСУ “Колледж” - это комплекс программ для автоматизации управления учебным процессом.

Целью этого проекта служит  повышение эффективности использования рабочего времени сотрудников колледжа, ускорение обработки данных (особенно статистических) и получение достоверных сведений, улучшение контроля за учебным процессом. При необходимости осуществляется оперативное вмешательство и корректировка учебного процесса.

В комплекс будут входить 6 основных модулей: “Учебная часть”, “Отделение”, “Отдел кадров”, «Бухгалтерия», «Расписание» “Библиотека” и “Тестирование”.  4 последних программных продукта предоставлены безвозмездно фирмой «1С», но несмотря на это студенты параллельно ведут свои разработки в рамках курсового  проектирования.  

В настоящее время в колледже накопилось множество методической, нормативной и информативной документации, которую необходимо систематизировать и сделать доступной для преподавателей, студентов, абитуриентов, родителей и всех желающих. Для этого мы хотим использовать не только официальный сайт колледжа, но и административную локальную сеть. В будущем любой посетитель должен иметь возможность познакомиться с нашим колледжем, его специальностями, педагогическими кадрами при помощи созданной нами мультимедиа презентации. Кроме того, можно подробно познакомиться :

·        с историей развития колледжа;

·        со специальностями и формами обучения студентов в нашем колледже;

·        с порядком и правилами приема в колледж;

·        с нормативной документацией.

Внеклассная работа

Ежегодно на базе нашего колледжа проводятся областные олимпиады по информатике и программированию.

Победители этих олимпиад успешно участвуют в межрегиональных олимпиадах.

В колледже работает областное методическое объединение  информатиков, на заседаниях которого преподавателями области обсуждаются вопросы по информатизации учебного процесса, проведения занятий с использованием компьютерных новейших технологий.

Материально-техническая база отдела ИТ предоставлена студентам колледжа для прохождения практики по получению первичных навыков.  Такие специальности как  «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Налоги и налогообложение», «Менеджмент» занимаясь на практике, получают дополнительную  специальность «Оператор ПЭВМ».

Сотрудниками отдела поддерживается тесная связь и сотрудничество с такими организациями и фирмами как:

-  Центральным Институтом Непрерывного Образования Общества «Знание». Колледж уже 4 года является аккредитованным учебным центром. Занятия по методике этого центра ведут квалифицированные специалисты в области информационных технологий - преподаватели колледжа. Под их руководством студенты изучают программу «1С:Предприятие 7.7», новейшие информационные технологий:

- Учебным Центром от Тверского представительства компании «АСКОН» по  изучению студентами машиностроительных специальностей  Комплекса «Компас»:

- Тверским государственным университетом, факультет Прикладной математики и кибернетики;

- Тверским техническим университетом и т.д.

На базе отдела постоянно действуют различные компьютерные курсы по изучению современных информационных технологий, что дает:

- возможность параллельного получения второго образования;

-самостоятельное планирование студентами получения дополнительных специальностей;

- свободу выбора преподавателя;

-индивидуальную траекторию, темп, время и место изучения материала.

В заключение своего выступления хочу остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваемся мы в своей работе:

1. Недостаток или отсутствие  лицензионного обеспечения;

2. Кадровое обеспечение: молодые перспективные преподаватели  отказываются работать по материальным причинам;

3.  Проблемы с методическим обеспечением лабораторных и практических работ. Отсутствие по некоторым предметам примерных программ;

4. Оснащение лабораторий ВТ и учебных аудиторий мультимедийными средствами;

5. Оснащение лабораторий ВТ по санитарным нормам и ТБ.